Нужно ли заключать договор страхования при управлении чужим автомобилем?

Нужно ли заключать договор страхования при управлении чужим автомобилем?

Некоторых водителей до сих пор мучает этот вопрос, а ряд юристов пытается на данной теме даже прославиться.

• Бұл жарияланымды қазақ тілінде оқуға болады

Чаще всего сомневаются в необходимости заключения договора ОСГПО казахстанцы, ввёзшие в РК автомобили на иностранных номерах и управляющие ими по доверенности. Свою позицию они аргументируют тем, что якобы не являются владельцами машин, на которых распространяется обязанность заключения страхового договора. Поддерживают их в отказе страховаться и «юристы», выкладывающие в соцсети ролики со своими «экспертными заключениями», в которых заявляют, что ПДД РК якобы предписывают оформлять страховку только владельцу автомобиля, а простой водитель, мол, страховать машину не обязан. Что ж, давайте попробуем разобраться.

Начнём с того, что ездить без страховки запрещает не только пункт 2.4.4 ПДД РК, но и статья 7 закона Республики Казахстан «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств». В пункте 5 статьи 5 этого же документа говорится, что «не подлежит обязательному страхованию гражданско-правовая ответственность лица, управляющего транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или иного договора с владельцем транспортного средства, либо в присутствии владельца транспортного средства на основании его волеизъявления без оформления письменной формы сделки».

Нужно ли заключать договор страхования при управлении чужим автомобилем?

Иными словами, наёмные водители или же граждане, которых хозяин авто посадил за руль, а сам при этом едет на соседнем сиденье, заключать отдельный договор страхования или же вписываться в страховой полис не должны. Страховку обязан иметь собственник или владелец авто.

А как же быть с управлением по доверенности? В том же законе о ОСГПО говорится, что «владелец транспортного средства — физическое или юридическое лицо, владеющее транспортным средством на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо любом другом законном основании (договоре имущественного найма, в силу распоряжения компетентного органа о передаче транспортного средства и другое)». Под другими законными основаниями как раз таки и понимается оформление доверенности. Об этом же говорит и пункт 2 статьи 188 Гражданского кодекса РК, устанавливающий, что «право владения представляет собой юридически обеспеченную возможность осуществлять фактическое обладание имуществом».

Так что ездить без страховки гражданам, управляющим авто по доверенности (неважно, выписанной в РК или в другом государстве), нельзя.

Нужно ли заключать договор страхования при управлении чужим автомобилем?

Стоит отметить, что законодательством запрещена именно эксплуатация транспортного средства владельцами, не заключившими договор ОСГПО, то есть «использование автомобиля для передвижения по дорогам, а также по прилегающим к ним обустроенным или приспособленным и используемым для движения транспортных средств территориям» (п. 8 ст. 1 закона «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств). Просто так стоять, не выезжая, во дворе, в гараже или на стоянке машина может хоть до скончания века.

Напомним, согласно пункту 2 статьи 230 КоАП РК, «незаключение договора обязательного страхования лицом, обязанным в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан об обязательном страховании заключить договор обязательного страхования, влечёт штраф на физических лиц в размере 10, на должностных лиц, частных нотариусов, частных судебных исполнителей, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации — в размере 160, на субъектов среднего предпринимательства — в размере 400, на субъектов крупного предпринимательства — в размере 1000 МРП». За данное правонарушение полицейские вправе запрещать эксплуатацию автомобиля, доставляя его на штрафстоянку (п. 1.1 ст. 797 КоАП РК).

Удачи на дорогах!

Комментариев: 8

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
  • Аватар
    BMW_Power

    Уважаемая Редакция и лично Алексей Старков, полагаю, что вы в очередной раз прогнозируете мой комментарий, но все же, большая просьба в разделе с полезной информацией где шинный калькулятор, налог на транспорт и тд, разместить текст актуальных ПДД РК, с учетом всех изменений и дополнений, это будет очень полезно, спасибо.
    Дело в том что пункт 2.4.4 ПДД РК, в интернете мне найти не удалось, даже с учетом изменений от 28 апреля 2021 года.
    Также в вашем пояснении: « которых хозяин авто посадил за руль, а сам при этом едет на соседнем сиденье сиденье» содержится большая неточность, нигде в законе четко не прописано, должен ли владелец сидеть на соседнем сиденье, через одно сиденье или ехать в соседнем автомобиле, либо стоять в нескольких сотнях метров, во всех этих случаях личное присутствие имеет место быть. Разве нет?
    Пункт 2. Ст. 188 ГК РК не имеет к теме страхования владельца никакого отношения, т.к. вождение не предполагает владение либо обладания, т. е. отсутствует право продать, поменять, подарить, сжечь и так далее, а юридически обеспеченная возможность фактического обладания авто, это к примеру наличие дорог, наличие возможности перерегистрации, возможности сервиса, возможности утилизации и так далее. По вашему пояснению вы чуть ли не ставите знак равно между вождением и владением, это категорически неверное утверждение.
    Так в вашем тексте есть пояснение: « Под другими законными основаниями как раз таки и понимается оформление доверенности»
    Здесь просто невозможно согласиться т.к. существуют доверенности на вождение, на продажу, на покупку, генеральная на распоряжение данным имуществом и тд, так вот так вот вождение не равно владение.
    В Законе должно быть четко написано: лицо управляющее транспортным средством, а не владеющее.
    Стоит отметить, что я категорически против управления авто лицами без страховки, все это пишу лишь для обращения внимания на неточности.

    Ответить
    • Аватар
      iglushaev   BMW_Power

      Вы, как и многие путаете понятия «Право собственности» и «Право владения», и как следствие понятия Собственник и Владелец. Чтобы разобраться, что есть что, обратимся к Гражданскому кодексу, статья 188. Пункт 1 определяет Право собственности как «право субъекта по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом». То есть собственник имеет право распоряжаться имуществом в полном объеме, может продать, извлекать выгоду из использования имущества, юридически отчуждать его (т.е. продавать, дарить и т.п.). Пункт 2 этой же статьи определяет право владения как «осуществлять фактическое обладание имуществом». То есть тот, у кого фактически сейчас находиться имущество — тот и владелец. Владелец, в отличии от собственника не может распоряжаться имуществом по своему желанию. Он может им пользоваться, но только в том объеме, в котром ему разрешил собственник. Как пример: моя машина, оформленная на меня, стоит на Вашем земельном участке. Я нахожусь далеко, но собственником остаюсь я. А Вы в данном случае являетесь владельцем моего автомобиля, если находитесь непосредственно рядом с ним, или в нем. В этом примере я собственник, но не владелец, Вы владелец, но не собственник.
      Теперь вернемся к Вашему утверждению, что пункт 2 статьи 188 ГК РК не относиться к страхованию: Вы не правы. Относиться, и еще как. Право владения — не есть право собственности. Почему — смотри выше. Владеть авто может любой, И это никак не связано с вождением, дорогами и прочим. Но не на каждого владельца необходимо оформлять страховку, так как не каждый владелец может иметь право пользования. То есть не каждый владелец имеет право пользоваться имуществом, в случае с авто — не каждый владелец имеет право управлять авто (банально нет водительских прав).

      Ответить
    • Аватар
      TheKing   BMW_Power

      2.4. Водителю запрещается:

      4) управлять транспортным средством, владелец которого в установленных законодательством Республики Казахстан случаях не заключил договор обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств и (или) договор обязательного страхования ответственности перевозчика перед пассажирами;

      Ответить
    • Аватар
      TheKing   BMW_Power

      Неточностей в материале нет, разве что «В Законе должно быть четко написано: лицо управляющее транспортным средством, а не владеющее» это да. Надо об том говорить, чтобы не было разночтений.

      Ответить
    • Аватар
      Алексей   BMW_Power

      Действительно, в нашем законодательстве существуют не то чтобы пробелы (хотя и они встречаются), но как минимум – размытые формулировки. И сделать его простым и понятным было бы очень здорово. Вот только наверху упрощать законы почему-то не торопятся. Касательно же разъяснений по владению и управлению, могу отметить, что в тексте мы старались более-менее понятным языком разложить законодательную ситуацию. Естественно, наёмный водитель или человек, которому вы доверяете своё авто, может сидеть и на заднем сидении и т.д. Главное, чтобы вы были рядом с ним. А на счет права владения – тут вы немного путаете его с правом собственности, которое ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ, в том числе, ПРАВО ВЛАДЕНИЯ. То есть – использования автомобиля. Право собственности же – это право полного распоряжения машиной. То есть, возможность продажи и т.д. В общем, вождение с разрешения хозяина авто – это, можно сказать, временное владение. Ну, и, наконец, про доверенность. Мы не говорим, что на – единственное иное законное основание. Просто, в данном случае, люди, которые говорят, что они типа «купили машину в России по доверенности и потому — не являются владельцами», в корне ошибаются. Так как доверенность – как раз-таки одно из оснований ВЛАДЕНИЯ, обязывающая владельца страховать авто.

      Ответить
      • Аватар
        BMW_Power   Алексей

        Ок, так понятнее стало, особенно учитывая п1. Ст 188 ГК РК, спасибо
        Еще раз подчеркну, я не против, а За наличие страхового полиса, вопрос скорее о неточных формулировках в законах.

        Ответить
  • Аватар
    Наталья

    Все ссылаются на статьи Закона, но обратите внимание на саму страховку: она привязана к автомобилю, К АВТОМОБИЛЮ, его возраст и моя категория, у меня 13 самая высшая, но почему меня привязывают к возрасту авто в моем владении? Кто из всех этих законодателях, логику привязки объяснит, ну как же так- авто и стаж с безаварийностью привязали к страховке. Если подлизывают европе, то там страховка не привязана к конкретному автомобилю, бесит, сидят и принимают антинародные законы, тупость на каждом шагу.

    Ответить