• Бұл жарияланымды қазақ тілінде оқуға болады
Чаще всего сомневаются в необходимости заключения договора ОСГПО казахстанцы, ввёзшие в РК автомобили на иностранных номерах и управляющие ими по доверенности. Свою позицию они аргументируют тем, что якобы не являются владельцами машин, на которых распространяется обязанность заключения страхового договора. Поддерживают их в отказе страховаться и «юристы», выкладывающие в соцсети ролики со своими «экспертными заключениями», в которых заявляют, что ПДД РК якобы предписывают оформлять страховку только владельцу автомобиля, а простой водитель, мол, страховать машину не обязан. Что ж, давайте попробуем разобраться.
Начнём с того, что ездить без страховки запрещает не только пункт 2.4.4 ПДД РК, но и статья 7 закона Республики Казахстан «Об обязательном страховании
Иными словами, наёмные водители или же граждане, которых хозяин авто посадил за руль, а сам при этом едет на соседнем сиденье, заключать отдельный договор страхования или же вписываться в страховой полис не должны. Страховку обязан иметь собственник или владелец авто.
А как же быть с управлением по доверенности? В том же законе о ОСГПО говорится, что «владелец транспортного средства — физическое или юридическое лицо, владеющее транспортным средством на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо любом другом законном основании (договоре имущественного найма, в силу распоряжения компетентного органа о передаче транспортного средства и другое)». Под другими законными основаниями как раз таки и понимается оформление доверенности. Об этом же говорит и пункт 2 статьи 188 Гражданского кодекса РК, устанавливающий, что «право владения представляет собой юридически обеспеченную возможность осуществлять фактическое обладание имуществом».
Так что ездить без страховки гражданам, управляющим авто по доверенности (неважно, выписанной в РК или в другом государстве), нельзя.
Стоит отметить, что законодательством запрещена именно эксплуатация транспортного средства владельцами, не заключившими договор ОСГПО, то есть «использование автомобиля для передвижения по дорогам, а также по прилегающим к ним обустроенным или приспособленным и используемым для движения транспортных средств территориям» (п. 8 ст. 1 закона «Об обязательном страховании
Напомним, согласно пункту 2 статьи 230 КоАП РК, «незаключение договора обязательного страхования лицом, обязанным в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан об обязательном страховании заключить договор обязательного страхования, влечёт штраф на физических лиц в размере 10, на должностных лиц, частных нотариусов, частных судебных исполнителей, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации — в размере 160, на субъектов среднего предпринимательства — в размере 400, на субъектов крупного предпринимательства — в размере 1000 МРП». За данное правонарушение полицейские вправе запрещать эксплуатацию автомобиля, доставляя его на штрафстоянку (п. 1.1 ст. 797 КоАП РК).
Удачи на дорогах!
Уважаемая Редакция и лично Алексей Старков, полагаю, что вы в очередной раз прогнозируете мой комментарий, но все же, большая просьба в разделе с полезной информацией где шинный калькулятор, налог на транспорт и тд, разместить текст актуальных ПДД РК, с учетом всех изменений и дополнений, это будет очень полезно, спасибо.
Дело в том что пункт 2.4.4 ПДД РК, в интернете мне найти не удалось, даже с учетом изменений от 28 апреля 2021 года.
Также в вашем пояснении: « которых хозяин авто посадил за руль, а сам при этом едет на соседнем сиденье сиденье» содержится большая неточность, нигде в законе четко не прописано, должен ли владелец сидеть на соседнем сиденье, через одно сиденье или ехать в соседнем автомобиле, либо стоять в нескольких сотнях метров, во всех этих случаях личное присутствие имеет место быть. Разве нет?
Пункт 2. Ст. 188 ГК РК не имеет к теме страхования владельца никакого отношения, т.к. вождение не предполагает владение либо обладания, т. е. отсутствует право продать, поменять, подарить, сжечь и так далее, а юридически обеспеченная возможность фактического обладания авто, это к примеру наличие дорог, наличие возможности перерегистрации, возможности сервиса, возможности утилизации и так далее. По вашему пояснению вы чуть ли не ставите знак равно между вождением и владением, это категорически неверное утверждение.
Так в вашем тексте есть пояснение: « Под другими законными основаниями как раз таки и понимается оформление доверенности»
Здесь просто невозможно согласиться т.к. существуют доверенности на вождение, на продажу, на покупку, генеральная на распоряжение данным имуществом и тд, так вот так вот вождение не равно владение.
В Законе должно быть четко написано: лицо управляющее транспортным средством, а не владеющее.
Стоит отметить, что я категорически против управления авто лицами без страховки, все это пишу лишь для обращения внимания на неточности.
Вы, как и многие путаете понятия «Право собственности» и «Право владения», и как следствие понятия Собственник и Владелец. Чтобы разобраться, что есть что, обратимся к Гражданскому кодексу, статья 188. Пункт 1 определяет Право собственности как «право субъекта по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом». То есть собственник имеет право распоряжаться имуществом в полном объеме, может продать, извлекать выгоду из использования имущества, юридически отчуждать его (т.е. продавать, дарить и т.п.). Пункт 2 этой же статьи определяет право владения как «осуществлять фактическое обладание имуществом». То есть тот, у кого фактически сейчас находиться имущество — тот и владелец. Владелец, в отличии от собственника не может распоряжаться имуществом по своему желанию. Он может им пользоваться, но только в том объеме, в котром ему разрешил собственник. Как пример: моя машина, оформленная на меня, стоит на Вашем земельном участке. Я нахожусь далеко, но собственником остаюсь я. А Вы в данном случае являетесь владельцем моего автомобиля, если находитесь непосредственно рядом с ним, или в нем. В этом примере я собственник, но не владелец, Вы владелец, но не собственник.
Теперь вернемся к Вашему утверждению, что пункт 2 статьи 188 ГК РК не относиться к страхованию: Вы не правы. Относиться, и еще как. Право владения — не есть право собственности. Почему — смотри выше. Владеть авто может любой, И это никак не связано с вождением, дорогами и прочим. Но не на каждого владельца необходимо оформлять страховку, так как не каждый владелец может иметь право пользования. То есть не каждый владелец имеет право пользоваться имуществом, в случае с авто — не каждый владелец имеет право управлять авто (банально нет водительских прав).
??
2.4. Водителю запрещается:
4) управлять транспортным средством, владелец которого в установленных законодательством Республики Казахстан случаях не заключил договор обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств и (или) договор обязательного страхования ответственности перевозчика перед пассажирами;
Неточностей в материале нет, разве что «В Законе должно быть четко написано: лицо управляющее транспортным средством, а не владеющее» это да. Надо об том говорить, чтобы не было разночтений.
Действительно, в нашем законодательстве существуют не то чтобы пробелы (хотя и они встречаются), но как минимум – размытые формулировки. И сделать его простым и понятным было бы очень здорово. Вот только наверху упрощать законы почему-то не торопятся. Касательно же разъяснений по владению и управлению, могу отметить, что в тексте мы старались более-менее понятным языком разложить законодательную ситуацию. Естественно, наёмный водитель или человек, которому вы доверяете своё авто, может сидеть и на заднем сидении и т.д. Главное, чтобы вы были рядом с ним. А на счет права владения – тут вы немного путаете его с правом собственности, которое ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ, в том числе, ПРАВО ВЛАДЕНИЯ. То есть – использования автомобиля. Право собственности же – это право полного распоряжения машиной. То есть, возможность продажи и т.д. В общем, вождение с разрешения хозяина авто – это, можно сказать, временное владение. Ну, и, наконец, про доверенность. Мы не говорим, что на – единственное иное законное основание. Просто, в данном случае, люди, которые говорят, что они типа «купили машину в России по доверенности и потому — не являются владельцами», в корне ошибаются. Так как доверенность – как раз-таки одно из оснований ВЛАДЕНИЯ, обязывающая владельца страховать авто.
Ок, так понятнее стало, особенно учитывая п1. Ст 188 ГК РК, спасибо
Еще раз подчеркну, я не против, а За наличие страхового полиса, вопрос скорее о неточных формулировках в законах.
Ох как приятно почитать адекватные комментарии. Многое понял для себя.
Все ссылаются на статьи Закона, но обратите внимание на саму страховку: она привязана к автомобилю, К АВТОМОБИЛЮ, его возраст и моя категория, у меня 13 самая высшая, но почему меня привязывают к возрасту авто в моем владении? Кто из всех этих законодателях, логику привязки объяснит, ну как же так- авто и стаж с безаварийностью привязали к страховке. Если подлизывают европе, то там страховка не привязана к конкретному автомобилю, бесит, сидят и принимают антинародные законы, тупость на каждом шагу.