Первые функциональные самобеглые коляски, равно как аэропланы, появились в последней четверти XIX века, но лишь следующее столетие раскрыло их возможности в полной мере. Между двумя видами транспорта, наземным и воздушным, с младенчества развились тесные, взаимно обогащающие связи, приобретавшие порой причудливые и многообразные формы.
Поскольку рождённый летать ползать не мог, автомобили сразу же стали использоваться в качестве импровизированных самолётных тягачей, обеспечивая транспортировку по дорогам и манёвры на лётном поле. Моторы были слабенькие, однако для хлипких и лёгких фанерных «этажерок» даже символических мощностей хватало за глаза.
Уже на заре моторизации стали происходить первые ДТП и незапланированные встречи лоб в лоб представителей двух стихий (впрочем, этот кадр больше смахивает на постановочный):
С развитием технического прогресса самолёты росли в размерах, поэтому особо крупные для перевозки лайнеры приходилось разбирать на части, как ту же ставшей легендой ещё на стадии постройки огромную летающую лодку «Геркулес» авторства миллиардера-авиатора Говарда Хьюза. Формально рутинная доставка фюзеляжа и крыльев весной 1947 года к калифорнийскому побережью в итоге вылилась в широкомасштабную операцию с перекрытием дорог и собрала толпы зевак на всём маршруте следования.
Не все граждане США могли позволить себе прикоснуться к летательным аппаратам. И специально для них в 1934 году была создана карликовая авиетка «Кнайт Твистер», которую легко мог собой возить легковой автомобиль тех лет. Одноместный самолётик весом в неполные 200 кило развивал крейсерскую скорость около 180 км/ч, а его скромные габариты (размах крыльев менее 5 м!) допускали аккуратное движение по загородным трассам общего пользования.
Обожающая игру в самолётики детвора не осталась обделённой вниманием особо заботливых родителей. Некий мистер Портер из графства Суррей водрузил на «Роллс-Ройс» крошечный аэроплан, в котором катал малолетнего сына. В мире, где ещё не изобрели ремней безопасности и эйрбэгов, не говоря уже о детских автокреслах, подобное считалось вполне нормальным делом.
Спустя 60 лет самолёт вновь оказался на крыше автомобиля — им стал самый миниатюрный летательный аппарат в мире «Кри-Кри», названный автором — французским инженером Мишелем Коломбаном в честь одной из своих дочерей. Двухдвигательная машина весила всего 63 кг — немногим более стандартного мешка с сахаром!
Впрочем, гораздо более привычной и распространённой была обратная ситуация, когда автомобиль путешествовал в самолётном чреве. И для этой процедуры не обязательно требовалась специальная рампа-аппарель в носовой или кормовой части фюзеляжа. Оцените методику погрузки джипа внутрь транспортника «Дуглас» на авиабазе Фукуи в 1948 году.
Ради особых четырёхколёсных пассажиров, каковыми, по сути, являлись болиды Формулы-1, боссы Королевских гонок не скупились на дорогостоящий фрахт специальных грузовых авиалайнеров, чтобы самые важные участники не опоздали к началу соревнований. На фото — 19 гоночных машин ожидают своей очереди на погрузку в самолёт авиакомпании «Бритиш Оверсиз Эйруэйз» (Лондон, сентябрь 1963 г.).
Интересно, что своим появлением нынешние стретч-лимузины не в последнюю очередь обязаны особенностям работы ряда воздушных гаваней. В Штатах до сих пор существует такой термин, как «аэропортовский лимузин», которым обозначаются престижные и вместительные легковые машины, курсирующие от аэровокзала до гостиницы. Более того, ещё в 1941 году в нью-йоркской Ла-Гуардия работали лимузины, забиравшие пассажиров непосредственно у трапа самолёта и доставлявшие их непосредственно на нижний уровень терминала по извилистому пандусу. Автобусам миновать его крутые повороты и невысокий уровень потолка было не под силу, а вот легковушкам, даже длинным — совсем другое дело.
интересная и познавательная статья! спасибо!