• Бұл жарияланымды қазақ тілінде оқуға болады
Легализация авто на иностранном учёте в стране начнётся 23 января 2023 года и продлится до 1 июля. В этот льготный период зарегистрировать разрешат транспортные средства категорий М1, M1G, M2, M2G, N1, N1G, это легковые авто, а также небольшие автобусы и малотоннажные грузовики, в том числе с правосторонним рулевым управлением, ввезённые до 1 сентября 2022 года.
Как пояснили редакции Kolesa.kz в Комитете адмполиции МВД РК, крайний срок прибытия таких машин в страну — 31 августа. Въехавшие 1 сентября уже под легализацию не подпадают.
Дата ввоза определяется по нескольким базам данных: от погранконтроля, органов госдоходов или по сроку первого оформления страховки на территории РК.
Для легализации и постановки на казахстанский учёт автомобиль должен:
- не находиться в розыске;
- быть снятым с государственного учёта по месту прежней регистрации в другом государстве;
- пройти таможенную очистку.
Накануне, кстати, на брифинге в СЦК замглавы МВД РК Игорь Лепёха отдельно упомянул, что в регистрации откажут машинам с заменённым кузовом.
«Как правило, прежние владельцы автомобилей после их продажи сами подают заявление и снимают с учёта автомобиль. При этом факт снятия с учёта автомобиля мы будем проверять дистанционно благодаря интеграционному взаимодействию, а в отдельных случаях направлять соответствующие запросы», — говорят полицейские. Отметим, такая особенность практикуется у владельцев на росучёте.
Сколько стоит легализация
За легализацию иностранных авто их владельцам нужно будет уплатить регистрационный сбор — 200 000 тенге. Утильсбор к ним не применяется.
Как подать заявку
Заявку на легализацию можно будет подать в спецЦОНах либо онлайн на портале «Правительства для граждан» с помощью ЭЦП.
Заявитель должен предоставить:
- заявление об одобрении применения ставки сбора за первичную регистрацию транспортного средства;
- документ, удостоверяющий личность заявителя;
- паспорт транспортного средства (паспорт шасси транспортного средства) и (или) свидетельство о регистрации транспортного средства;
- документ, подтверждающий право собственности на транспортное средство.
К документам на право собственности относятся договор
купли-продажи, генеральная доверенность, дарственная или свидетельство о праве наследования. Упоминание водителя в страховом полисе правом собственности не наделяет.
Сколько времени потребуется на оформление
В спецЦОНе после проверки поданных документов машину отправят на сверку. Аналогично при подаче заявления через портал владельца попросят предъявить авто в ближайший спецЦОН.
После сверки в течение двух рабочих дней машину проверят по базам данных на предмет розыска, нахождения в залоге и т. д. После решат, одобрить легализацию или отказать. В случае отрицательного ответа при устранении причин, послуживших основанием для возврата документов, владельцы авто смогут подать заявление повторно до 1 июля 2023 года.
Владельцу машины, которую разрешат легализовать, нужно будет уплатить 200 000 тенге, а также госпошлину на оформление техпаспорта — 4313 тенге и госномера — 9660 тенге.
Итого: 213 973 тенге.
Нужно ли растаможить авто
Что подразумевается под таможенной очисткой, в постановлении не оговорено. Но когда документ только готовился и проект его был выложен на обсуждение, разработчики правил легализации указывали, что таможенную очистку должны будут пройти автомобили, ввезённые из стран, не входящих в ЕАЭС. Растаможить также придётся кыргызские авто, внеся в кассу разницу в пошлинах. Армянские и российские машины таможенной очистке уже не подлежат.
В проекте также указывалось, что на белые казахстанские госномера можно будет поставить и автомобили из Армении, ранее временно зарегистрированные в РК на жёлтые номера серии А. В итоговой версии постановления о них ни слова. Но, надо полагать, при узаконении таких машин проблем не возникнет — встанут на учёт также по программе легализации за 200 000 тенге.
Что ещё не вошло в постановление
Не оговаривается в документе момент с возрастом легализуемых авто. На стадии подготовки в МВД не раз заявляли, что регистрировать станут машины без ограничения по экологическому классу и техническому оснащению. Не исключено, что до 23 января будут внесены изменения в приказ № 342 МИИР РК, запрещающий постановку на первичный учёт машин машин с экоклассом ниже
Не внесены изменения на сегодняшний день и в закон «О дорожном движении», в котором была найдена ошибка и который, по сути, разрешает легализовывать автомобили из государств ЕАЭС, не снятые с учёта в стране прежней «прописки». Не действует на такие авто и запрет на регистрацию машин с заменённым кузовом. Ответа на вопрос об этой нестыковке от МВД РК редакция Kolesa.kz до сих пор не получила. Ждём подробных разъяснений в ближайшее время.
Интересно, так называемый капотный вариант договора купли — продажи, то есть без печатей, будет считаться правоустанавливающим документом? В РФ ДКП оформляется от руки, на специальном бланке без печатей…
Нет. Это для граждан РФ
Подскажите, пожалуйста, никто не знает попадают ли по легализацию авто которые «утилизованы»? Т.е. авто выехало за границу и владелец написал заявление на утилизацию
Это не справедливо со стороны государства. Все мы знали, что нельзя ввозить авто так, как это произошло сейчас.
Либо не позволяйте никому льготно растамаживть авто, либо разрешите всем ввести по одному автомобилю.