• Бұл жарияланымды қазақ тілінде оқуға болады
Как заявил сегодня министр энергетики РК Алмасадам Саткалиев, рисков по бензину АИ-92 в Казахстане нет. Необходимый объём его зарезервирован, а с 95-м «есть напряжение».
«Определённые риски у нас появились по бензину АИ-95. Там возможно повышение цен, но это нерегулируемая область в связи с тем, что в летний сезон увеличивается количество поездок, особенно в курортные зоны. В этой связи мы видим риски именно по 95-му бензину», — пояснил глава ведомства, добавив, что правительство старается держать ситуацию под контролем и уже провело соответствующие совещания с нефтедобывающими организациями и сетевыми компаниями, попросив их обеспечить импорт необходимых объёмов АИ-95 из России.
Между тем, по имеющимся данным, дефицит 95-го в стране начал давать о себе знать из-за некорректно вышедшего из капитального ремонта Шымкентского нефтеперерабатывающего. Установки по производству дизеля на заводе отладили, а вот с бензиновым оборудованием вышел прокол. И сегодня 95-й на ШНПЗ не производят вовсе, а вместо 92-го гонят 86-й, доводя его до октанового числа, положенного по стандарту, присадками. Павлодарский нефтеперерабатывающий также недавно закрылся на ремонт. В итоге бензин АИ-95 сейчас выпускают только в Атырау. И, естественно, его на всю страну не хватит.
С 5 по 17 июля ШНПЗ предполагается вновь остановить на ремонт, чтобы попытаться по-быстрому запустить некорректно работающие установки по производству бензина. Получится ли — неизвестно. И если шымкентские инженеры и техники потерпят фиаско, заводу придётся достаточно долго ждать запчасти из Китая и потом перезапускать оборудование.
В результате всех этих неприятностей на топливном рынке РК возникнет ощутимый дефицит АИ-95. Обещанный министром российский бензин (по поставкам которого, кстати, нет пока никаких договорённостей, а из РФ вывоз топлива запрещён) будет стоить «на пистолете» с учётом акцизов, логистики и т. д. никак не меньше 350 тенге за литр. При этом местный 95-й во всех крупных казахстанских заправочных сетях станут продавать по 230–235 тенге (пока некоторые АЗС реализуют его по 220–225 тенге), а в мелких — по 250 тенге за литр.
К слову, какой будет цена бензина в Казахстане в 2024 году, министр энергетики предугадать затруднился.
«Давайте следующего года дождёмся. Посмотрим, как сложится ситуация на рынке, какие будут цены в Российской Федерации. Если у нас будет существенный рост потребления и нам придётся обеспечивать импорт, понятно, что импортная цена будет влиять на среднюю цену. То есть если там цены будут расти, соответственно, и у нас будут расти. Это прямой расчёт, который зависит от необходимости покрытия объёмов дефицита», — заявил глава ведомства.
Напомним, в данное время предельные розничные цены топлива в Казахстане регулируются государством. В частности, бензин марки АИ-92 и АИ-93 на заправках обязаны продавать по цене от 182–187 тенге в зависимости от региона до 205 тенге за литр.
почему как только лето у нас начинаются бесполезные ремонты? а потом из-за этих ремонтов цены повышаются? или это так они решили «отбить» средства вложенные на ремонт?
прекратите субсидировать топливо, от этого одни проблемы. цена должна быть рыночной
Опять подготавливают народ чтобы просто поднять цену
Вот правильный алгорритм — сначала дефицит, а потом подорожание, можно сказать гимн нашего провительства
так может его не выгодно продавать по 205 тенге поэтому и дефицит
своего сырья полно, а нет, всё равно на россию надо сидеть молиться, наши чиновники и в туалет без разрешения россии не сходят.
для этого ЕАЭС и создавался))
При чём РФ? Если рупь упадёт до 4.9, то бензин у соседей уже будет дешевле.