• Бұл жарияланымды қазақ тілінде оқуға болады
На отсутствие внятных требований к техосмотру мототехники редакция Kolesa.kz наткнулась, разбираясь с вопросом, как проходить обследование мопедам, после того как их начнут ставить на учёт в 2025 году. В Минтрансе нам тогда заявили, что действительно параметры, которым должны соответствовать байки, ездящие по нашим дорогам, нигде не прописаны, и пообещали эту проблему постараться побыстрее решить.
Но накануне вечером с редакцией связались представители министерства и сообщили, что требования к мотоциклам
Давайте попробуем в них сначала разобраться.
Искомые параметры в техрегламенте действительно есть, но прописаны они половинчато. К примеру, требования к тормозам указаны только для легковых, грузовых автомобилей, автобусов и прицепов. Про мотоциклы — ни слова. В документе есть лишь раздел «Нормативы эффективности торможения транспортного средства при проверках в дорожных условиях», только в нём появляются мотоциклы, мопеды, квадроциклы, трициклы и т. д. При этом совершенно непонятно, как будут проверять в этих самых «дорожных условиях» тормоза у мототранспорта на станции техосмотра.
Требования к рулевому управлению прописаны в общих чертах. Более подробно лишь для легковых, грузовых авто и квадроциклов.
Требования к световым приборам
Требования к обзорности — только для квадроциклов с кузовом закрытого типа.
Требования к наличию зеркал заднего вида — у мототехники одно должно быть справа и одно слева.
Требования по остаточной глубине рисунка протектора шин — расписаны не совсем понятно, подразумевая, по всей видимости, все транспортные средства категории L.
Требования к двигателю и его системам, по содержанию CO₂ — также для L.
Требования к предельному уровню шума — снова общие для L
Помимо этого, в техрегламенте прописано, что у мотоциклов не допускается:
- неработоспособность или отсутствие рулевого демпфера;
- отсутствие подножек или рукояток для пассажиров на седле (если они предусмотрены заводом);
- отсутствие дуг безопасности или приведение их в состояние, при котором невозможно их использование по назначению;
- наличие люфта в соединениях рамы мотоцикла с рамой бокового прицепа.
То есть часть требований в документе относится к мопедам, другая — к мотоциклам, а
Как тогда быть с жалобами самих мотоциклистов, рассказывающих, что либо на ЦТО их технику могут к осмотру не принять, либо просто сфотографировать и выдать диагностическую карту без фактических проверок? В центрах элементарно нет необходимого для этого оборудования. И половина параметров, которые нужно проверять, как мы уже говорили, тоже никому не известна. За что же
А весной та же история начнёт повторяться и с мопедами.
Дуги станут откровением для владельцев многих разновидностей мотоциклов.
Техническая неисправность на мотоцикле это обычно означает падение мотоциклиста, а там дальше как повезет — может в кусты мягко приземлишься, а может под фуру улетишь. Мотоциклист всегда сразу чувствует неисправность, которая доставляет ему как физический так и психологический дискомфорт. И обычно недочет очень быстро устраняется. Я это говорю точно, так как сам мотоциклист. Поэтому ТО для мотоцикла просто вещь не нужная. Очередная дурацкая формальность с перекладыванием денег из одного кармана в другой. Мотоциклист не выйдет на дорогу на неисправной технике. Мопедисты это другое. Их нельзя путать с мотоциклистами. Вот им реально пофиг техническое состояние их мопедов и это видно по тому на каких битых и вшатанных они ездят.
Требования устаревшие ещё со времён Союза!
1. На современных мотоциклах с завода не устанавливается демпфер.
2. На многих моделях круизёров нет ручек пассажира. С завода!
3. Дуги безопасности с завода не устанавливаются на 90% современных мотоциклов.
4. Какие требования обзорности? Какой недоумок этот вопрос вообще задал в отношении мотоциклов?
У нас к сожалению до сих пор остаются многие требования со времён царя гороха. В нынешних реалиях являются полностью абсурдными, но продолжают работать
Взять хотябы требование закатывать мотоцикл с заглушеным двигателем на заправку. Пару раз приходилось ругаться с персоналом некоторых АЗС. Как выполнять это требование, скажем, владельцу Honda Goldwing. Мотоцикл весит 400кг без малого. А если в дальнюю дорогу снаряже́нный? Да там и за полтонны переваливает. Потолкай ка его.