Если раньше многие водители косо поглядывали на некоторые АЗС, опасаясь разбодяженного топлива в их колонках, то после того, как цены на АИ-92 отпустили в свободное плавание, автомобилисты принялись поднимать октановое число бензина сами.
Подорожание самого ходового в стране топлива не прошло бесследно, даже несмотря на то, что первоначальные ценники, установленные в один день с заявлением Минэнерго об отмене государственного регулирования стоимости АИ-92, быстро понизились со 130 до 125–126 тенге. По мнению некоторых водителей, даже такие цены — это перебор.
В связи с такой ситуацией некоторые казахстанские автомобилисты стали применять весьма сомнительные хитрости, а именно поднимать октановое число дешёвого АИ-80 при помощи добавки 90-процентного этилового спирта. При этом шофёры хвалятся, что экономия получается немаленькая.
Несмотря на то что добавление в топливо этанола — практика весьма давнишняя и относительно безболезненно повышает октановое число, а также снижает токсичность выхлопа, у медали есть и обратная сторона — гигроскопичность, или поглощение влаги из воздуха. А вода в бензине, как известно, ни к чему хорошему не приводит. Кроме того, такие смеси обычно производят не в гаражных условиях, а в заводских, то есть чётко соблюдая пропорции, да и хранят их по-особенному. В ином случае подобные эксперименты запросто могут сократить жизненный цикл мотора, причём многократно.
К слову, похоже, что фишку с превращением 80-го в топливо высшего качества просекли и продавцы спирта, так как стоимость 50-миллилитрового бутылька, которого, по замерам водителей, хватает на 20 литров бензина, скакнула с 55 до 75 тенге.