Показатели первого месяца осени — сентября — подросли по сравнению с августом на 24.6 %, несмотря на кризис и повышение цен в автосалонах.
В салонах официальных дилеров замечено шевеление. После сезона отпусков, а также августовских «чёрных» четвергов и понедельников в сентябре продажи стали расти, хотя при этом ниже показателей 2014 года почти в два раза. Всего из автосалонов и с площадок официальных импортёров ушло 8 417 единиц новых легковых машин и коммерческих транспортных средств (в августе было 6 755).
Количество собранных и произведённых в Казахстане машин тоже неплохо подросло по сравнению с августовскими показателями (+ 46 %) и в сентябре составило 1 600 единиц (доля от всех продаж в сентябре 19 %).
Продажи новых легковых и коммерческих автомобилей казахстанского производства с января по сентябрь, 2014–2015 год
Основными генераторами роста, как и в августе, стали марки, от которых, как принято говорить, не ждали. Аномальный скачок у Peugeot — дилеры в сентябре продали 127 автомобилей (100 из которых седаны 301). Есть чему удивляться, ведь за предыдущие 8 месяцев этого года «пыжей» продали чуть более 200 штук (лучшим показателем были 64 машины в июне, а самым худшим — 3 в январе). Парк полиции вновь пополнили, что ли? Chevrolet в сентябре тоже продемонстрировал невероятный подъём, ведь в июле и августе уровень продаж упал ниже отметки 200 машин в месяц, а тут в одном сентябре продали все 657! Mitsubishi, ГАЗ, УАЗ, ŠKODA, Uz-Daewoo и Volkswagen — все они тоже подняли продажи от 1.5 раза и более. При этом заметно снижение динамики продаж у Hyundai и Toyota — они продавались слабее, чем в августе.
Lada по-прежнему остаётся лидером — в прошлом месяце продано 1 337 автомобилей тольяттинской марки. Продажи к августу улучшились, но не настолько, чтобы можно было хвастаться, — на 8 %. Kia тоже чуть выросла — на 10 %.
Кстати, пришло время и цыплят считать — сентябрь закрыл III квартал этого года (июль, август и сентябрь), можно подвести ещё один промежуточный итог кризисного 2015-го. Наглядно оценить лучше, конечно, по графику ниже. Падение заметно невооружённым глазом — как из квартала в квартал, и уж тем более по отношению к прошлому году — минус 47.5 %. Машин в прошлом году в этот период времени продавалось почти в 2 раза больше.
Продажи легковых и коммерческих автомобилей в Казахстане
Изменения в % по отношению к аналогичному показателю
Примечание. Во II квартале произошёл пересчёт данных о продажах марки Renault, в связи с чем выявилась разница — на 354 единицы автомобилей меньше, чем было указано ранее. В данном графике отображены уже откорректированные цифры II квартала
Посмотрим, какие машины выбирали казахстанцы в сентябре. Забавно, но на первое место вернулась LADA Priora, которую привыкли в этом году видеть на 5-м месте. Она, впрочем, и сместила Hyundai Accent на второе место. Следом Volkswagen Polo Sedan, который из месяца в месяц поднимался с низов топ-чарта — и тут такой рывок! Он же смещает Kia Rio на 4-ю позицию. Интереснее и следующие позиции: LADA Largus и Granta уступают свои насиженные места Renault, двум моделям сразу — Duster и Logan. «Гранта», кстати, вообще вылетает из топ-10, «благодаря» опять же Renault — хэтчбеку Sandero, а Hyundai Elantra покинула горячую десятку сентября из-за двух узбекских Daewoo — Nexia и Gentra. Как видим, моделям казахстанской сборки не осталось места в топ-10 (не считая тех девяти хэтчбеков, которые относятся к Kia Rio). Такие вот перестановочки.
Топ-10 автомобилей, которые покупали казахстанцы в сентябре 2015 года в автосалонах нашей страны
Место | Автомобиль | Количество, шт. | Производство | Города с наибольшим спросом, % продаж от общего количества |
---|---|---|---|---|
IX, 2015 | ||||
1 | LADA Priora | 650 | Россия | Алматы (15.2), Атырау (12.5), Усть-Каменогорск (11.5) |
2 | Hyundai Accent | 522 | Россия | Алматы (37.9), Астана (19.9), Шымкент (10.5) |
3 | Volkswagen Polo Sedan | 516 | Россия | Алматы (48.6), Астана (17.2), Актобе (9.5) |
4 | Kia Rio | 351 | Россия (седаны) – 342 Казахстан (хэтчбеки) – 9 | Алматы (31.9), Астана (16.8), Актау (8.5) |
5 | Renault Duster | 327 | Россия | Алматы (26), Астана (23.9), Шымкент (12.2) |
6 | Renault Logan | 293 | Россия | Алматы (26.3), Усть-Каменогорск (13), Павлодар (10.6) |
7 | LADA Largus | 268 | Россия | Алматы (15.3), Астана (14.9), Атырау (11.6) |
8 | Renault Sandero | 240 | Россия | Астана (27.5), Алматы (22.9), Караганда (16.7) |
9 | Daewoo Nexia | 238 | Узбекистан | Алматы (46.2), Шымкент (31.1), Актау (7.1) |
10 | Daewoo Gentra | 227 | Узбекистан | Шымкент (42.7), Алматы (24.7), Астана (9.3) |
Архив: что выбирали в автосалонах Казахстана автомобилисты в августе 2015 года
Стоит сразу обозначить причины резких взлётов определённых моделей и марок. Конец августа со своими курсовыми качелями дал очередную возможность призадуматься над рекламными ходами дилеров в сентябре. Многие объявили внеочередные акции и распродажи по «старому курсу», как это делалось после девальвации в феврале 2014-го. Впрочем, об оживлении авторынка говорят и цифры регистраций на вторичном рынке — в сентябре их стало почти на 5 000 больше, чем в августе (по данным МВД, около 49.4 тысячи против 44. 8). Посмотрим, какими будут цифры октября.
Если говорить об автомобилях, собранных и произведённых в Казахстане, то в сентябре все они оказались вытеснены за пределы популярной десятки, несмотря на распродажи и приёмы со «старыми курсами». Если продолжить данную таблицу, то первая модель отечественной сборки на 12-м месте — это ŠKODA Rapid (продали 201 машину), следующей, на 15-м месте, была бы LADA 4×4 (116 ед.), на 17-м месте — Peugeot 301 (как мы уже говорили выше, 100 ед.), на 18-м — Kia Sportage (95). К сожалению, автомобили с самым большим процентом локализации производства — Toyota Fortuner и SsangYong Nomad — не набрали и двух десятков единиц (10 и 18 единиц соответственно).
Редакция «Колёса» по данным агентства «Автоконсалтинг.KZ»