Соответствующие поправки предлагается внести в проект объединённого Налогового и Таможенного кодекса, который должен начать работать в 2017 году.
Как рассказал корреспонденту Кolesa.kz руководитель управления разъяснительной работы ДГД по г. Алматы Едил Азимшайык, транспортный налог предполагается не убирать как таковой, а включить его в топливные акцизы. Такие предложения впервые прозвучали ещё лет 7–8 лет назад. С тех пор налоговики изучили мировой опыт, в том числе США, Европы, стран Азии и т. д., и пришли к выводу, что Казахстан от подобного нововведения только выиграет.
Сотрудники департамента госдоходов отмечают, что только в южной столице в прошлом году налоги недоплатили владельцы более 190 тысяч авто (едва ли не каждый второй). Включение же транспортного налога в стоимость бензина позволит государству собирать деньги со всех без исключения. Поможет нововведение пополнять казну и за счёт транзитных машин, поток которых увеличится с открытием новых международных транспортных коридоров.
По словам налоговиков, если поправки примут, стоимость ГСМ поднимется на 7–8 тенге за литр. Но по карману граждан, ездящих каждый день по маршруту: дом — работа — дом, изменения несильно ударят. В качестве примера приводится такой пример: владельцам машин, расходующим 3 000 литров топлива в год (расход 15 л/100 км. — Прим. редакции.) и уплачивающим сегодня 20 тыс. тенге транспортного налога (то есть с объёмом двигателя 2.6 литра. — Прим. редакции.), придётся в итоге выложить около 21 000 (на самом деле 22 500 тенге, если учитывать, что топливо подорожает в среднем на 7.5 тенге. — Прим. редакции.). Что, в принципе, соответствует действительности.
Однако в Казахстане не так много машин с подобным объёмом мотора, гораздо больше автомобилей с двигателями 1.5–1.6 литра и расходом около 10 л/100 км. И тут арифметика совсем иная. При таком же годовом пробеге за 12 месяцев накапает 2 000 литров. То есть уплатить государству придется 15 000 тенге. При этом существующий сегодня налог на транспорт таких машин — от 4 200 до 7 100 тенге, то есть переплачивать придётся в 2–3 раза. Отсюда вывод: включение налога в стоимость топлива будет выгодно владельцам машин с многолитровыми моторами.
С другой стороны, хозяева автомобилей, «стоящих на долгом приколе», и мотоциклисты, надевающие шлемы только 6 месяцев в году, от подобной перестановки только выиграют.
Налоговики также отмечают, что обладателям дорогих суперкаров можно спать спокойно. Налог на «транспортную роскошь» в Казахстане, скорее всего, не появится. Предложения «обложить данью» статусные авто звучали в процессе работы над проектом, но поддержки не нашли, так как эксперты не смогли определиться, какие именно авто следовало бы причислить к элитным.
В данное время работой над поправками занимается специальная межведомственная группа в правительстве РК. Стоит отметить, что отмена транспортного налога — не единственное изменение, которое рассматривают чиновники. В числе прочих поправок в Налоговом кодексе предлагается изменить возрастную линейку авто, представляемых к первичной регистрации в Казахстане. (Сегодня считаются новыми машины до 1 года, за постановку которых на первичный учёт нужно платить всего 0.25 МРП. В изменённом же кодексе новыми предлагается признать «двухлеток»). Кроме того,планируется расширить список госномеров повышенного спроса, реализуемых государством, дополнив красивые сочетания цифр красивыми буквенными.