В закон «О дорожном движении» и сопутствующие ему нормативные акты внесут поправки, но… чуда не произойдёт. Многое останется неизменным.
Текущая версия закона «О дорожном движении» вступила в силу 20 октября 2014 года, а за несколько месяцев до вступления, в мае, заработали отдельные его нормы, в частности увеличились штрафы за нарушения ПДД. Закон по признанию самих полицейских, чиновников и депутатов получился не самым удачным и дорогостоящим для многих автовладельцев — некоторые его нормы, такие, к примеру, как обязательное использование автокресел при перевозке детей, взволновали общественность и таксопарки в начале года. Недоработанный пункт про запрет остановки и стоянки на улицах городов и вовсе пришлось объявлять недействительными, и до сих пор неясно, кому перешли дорогу велосипедисты с их пассажирами. Как известно, согласно новым ПДД, перевозка людей на велосипедах оказалась незаконной.
Много ещё странностей есть в документе, и ясное дело, что ему потребовалась серьёзная доработка, которой занималась в течение всего этого года группа депутатов мажилиса парламента РК. Корреспондент портала Kolesa.kz встретился с руководителем группы Галиной Баймахановой и узнал, какие поправки в автомобильное законодательство подготовили народные избранники.
Что успели, то и поправили
Итак, сегодня депутаты хотят внести поправки не только в закон «О дорожном движении», но и в закон «О транспорте», Административный и Налоговый кодексы нашей страны, а также ряд иных документов. Причём мажилисмены говорят, что постараются прописать основные принципы, а уже в ПДД и других подзаконных актах уточнить все моменты более детализированно. Расскажем об этом поподробнее.
Работу над поправками в закон депутаты начали с того, что отменили норму, запрещающую стоянку там, где она специально не разрешена, то есть практически везде (тот самый спорный подпункт 22 пункта 4 статьи 54 закона «О дорожном движении»). Предложенные поправки, отменявшие норму об обязательном включении фар, решили снять и оставить всё как есть, так же, как и норму о детских автокреслах.
С другой стороны, в документе об изменениях и дополнениях в законодательство РК большое внимание уделили аудиту дорожной безопасности. Около десятка поправок в проекте посвящено этой теме. Множество корректировок ждёт и законодательство о транспорте. Изменения и дополнения будут в основном касаться разрешительных документов для перевозчиков, а также ряда понятий и формулировок.
Кроме того, разработчики поправок посмотрели, что государство хорошо заработало на тщеславии некоторых автовладельцев, и решили расширить список красивых госномеров, реализуемых по повышенным ценам (статья 66 закона «О дорожном движении»). Теперь официально продавать предлагается номера с красивыми буквенными сочетаниями типа NNN или ZZZ, а также так называемые зеркальные цифровые комбинации типа 010, 595 и т. д. Просчитали депутаты и тарифы. Так, например, зеркальный номер ориентировочно может стоить 150 тысяч тенге, а если ещё и с желанными буквами, то около 300 тысяч.
В новый год с новыми штрафами
Рассмотрели предложения и по снижению штрафов за некоторые нарушения ПДД. Как Kolesa.kz уже писали ранее, мажилисмены подсчитали, что средняя зарплата в Казахстане равна ста тысячам тенге, а средний штраф — примерно 20 тысячам (10 МРП). Соотношение зарплаты и штрафов (1:5) посчитали слишком суровым и решили пересмотреть некоторые нормы наказаний, прописанные сегодня в КоАП РК. Правда, по их собственному признанию, снижение штрафов — затратная норма и в условиях дефицита казённых денег вряд ли будет поддержана бюджетной комиссией. Тем не менее, как нам кажется, рассказать о ней стоит, ведь штрафы депутаты предлагают не только понизить, но и повысить за отдельные водительские прегрешения.
В статью 46 КоАП РК планируется внести изменение, позволяющее лишать прав инвалидов за езду в нетрезвом виде. Сегодня законодательство этого делать не позволяет: штрафовать людей с ограниченными возможностями можно, а лишать водительского удостоверения нельзя.
Части 2 и 3 статьи 596 КоАП РК предлагается сделать в следующей редакции:
«2. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона без выезда на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения (выделенное предлагают убрать), а равно пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней влекут штраф в размере 39 640 тенге (20 МРП).
3. Выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, в случаях, если это запрещено Правилами дорожного движения, а равно поворот налево и разворот на таких дорогах (выделенное предлагают добавить) влечёт лишение права управления ТС на срок 1 год».
Штраф по статье 597 Административного кодекса за нарушение правил остановки и стоянки предлагается снизить с 10 МРП до 3, а за стоянку на месте для инвалидов — с 50 до 5 МРП.
Зато ответственность по статье 598, видимо памятуя о ДТП со скорыми и их игнорирование в потоке, наоборот, ужесточить:
1. Непредоставление преимущества в движении транспортному средству оперативных и специальных служб с одновременно включёнными проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом влечёт штраф в размере 13 874 тенге (7 МРП) — депутаты предлагают заменить на 10 МРП.
2. Непредоставление преимущества в движении транспортному средству оперативных и специальных служб, имеющему нанесённые на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включёнными проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом влечёт штраф в размере 19 820 тенге (10 МРП) — заменить на 30 МРП.
3. Действия, предусмотренные частью первой и второй настоящей статьи, совершённые повторно в течение года после наложения административного взыскания, влекут штраф в размере 29 730 тенге (15 МРП) — заменить на 50 МРП.
Хотя, если говорить про неотложки, проблема игнорирования карет скорой помощи не из-за низких штрафов, а из-за отсутствия культуры у водителей.
Статья 612 КоАП также может стать более жёсткой. В поправках, рассматриваемых мажилисменами, за управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления им (кроме учебной езды), а равно управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления соответствующей категорией транспорта, предлагается поднять штраф до 50 МРП (сейчас 15 МРП).
За управление транспортным средством водителем, лишённым права управления транспортным средством, наказывать штрафом в 40 МРП (сегодня 10 МРП). А за повторные подобные нарушения в течение года штрафовать уже на все 70 (в данное время предусмотрено 30 МРП).
Статья 613 КоАП, возможно, тоже претерпит значительные изменения. За отказ от медосвидетельствования на алкоголь или наркотики депутаты предлагают лишать прав на 3 года (сегодня лишают на 2 года, что делает выгодным не ехать на медэкспертизу подвыпившим водителям, ведь в случае выявления опьянения лишают прав на 3 года). А странноватый пункт, где пассажирам запрещено выходить из автомобиля, не спросив дозволения полицейских, предлагается исключить из закона «О дорожном движении» вообще, как и штраф за это 5 МРП из КоАП, правда, уточнив, что пассажиры при этом не должны вести себя агрессивно, визуально не быть похожими на людей, находящихся в розыске, не находиться в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, в общем, не представлять угрозы для жизни и здоровья стражей порядка.
Предписания решили юридически узаконить
Предписания, оформляемые по показаниям с камер фото- и видеофиксации, наконец-то решили узаконить. К сведению: до сегодняшнего дня этот вид документов нигде не был отмечен, и юридически штрафы по ним можно было либо в некоторых случаях вообще не платить, либо растягивать процесс уплаты до бесконечности. Теперь же в КоАП предлагается прописать норму, согласно которой штрафы по предписаниям с камер станут оформляться в течение трёх суток со дня фиксации правонарушения и установления собственника, о чём должны будут уведомить автовладельца.
Дополниться словом «предписание» должны статьи 890, 893, 894 и 896 КоАП РК, где ранее упоминались только постановления, то есть протоколы, составленные непосредственно сотрудниками полиции. Таким образом, штрафы по предписаниям теперь должны будут уплачиваться в течение 30 суток, а предписание с камер фиксации о наложении административного взыскания не будет подлежать исполнению, если полицейские спохватились и прислали его через год после того, как вы нарушили ПДД и т. д.
Найдут предписания своё отражение и в законе «О дорожном движении». Так, статья 23 этого документа, позволяющая сотрудникам МВД отказать в предоставлении государственной услуги, к примеру по регистрации автомобиля, лицу, имеющему своевременно не исполненное постановление по делу об административном правонарушении в сфере обеспечения безопасности дорожного движения до его исполнения, дополнится словами «или предписание». То есть пришли в РЭП или спецЦОН, а вас, как штрафника-должника, не обслужат уже на основании конкретного закона. В продолжение темы, статья 67 запретит постановку или снятие авто с учёта в случае неисполненного постановления и предписания о штрафе (сегодня предписания с камер не являются причиной для отказа в госуслугах), а статья 73 станет основанием для отказа в выдаче прав таким же забывчивым нарушителям. Зато пункт 14 этой же статьи даст больше прав коллегам из ЕАЭС, будет дополнен и звучать так: «Не допускается управление транспортными средствами на основании международных или иностранных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской или иной трудовой деятельности, связанной с выполнением работ по непосредственному управлению транспортными средствами. Требование данного пункта не распространяется на граждан стран ЕАЭС». То есть экспаты из Кыргызстана, к примеру, смогут у нас беспрепятственно работать водителями, не меняя свои права на казахстанские.
Об аэрографии, великах, доверенности, медиках и судоисполнителях
В проекте поправок также можно увидеть статью 51 закона «О дорожном движении» в прежней редакции, запрещающую нанесение трёхмерной аэрографии на кузов автомобиля. Норма эта вызвала неоднозначную реакцию в обществе. Во-первых, конкретно нигде не прописывалось, что же это такое, «трёхмерная аэрография», во-вторых, если бы рисунок был двухмерным, непонятно, в каких количествах (пропорциях) рисунки нельзя наносить на кузов, да и в целом повышенная аварийная опасность разукрашенных кузовов вызывала большие сомнения. Полиция, негативно относившаяся к такому виду самовыражения, ссылалась на международный опыт, но никаких данных в своё оправдание не приводила. Измученные комментариями по данному вопросу, стражи порядка наконец пообещали запретить аэрографию вообще и слово своё, как видно, сдержали — в поправках в закон оговаривается запрет на нанесение любых аэрографических, а не только трёхмерных рисунков. Правда, что такое аэрография, в законе опять-таки не уточняется.
Очень много поправок в закон «О дорожном движении» предполагается внести по велосипедистам. В частности, узаконить велики с электродвигателями. Рассказывать обо всех нововведениях здесь не хватит места, так что предлагаем дождаться-таки принятия и публикации документа в печати. До лета ещё далеко, но главное — помнить: велосипедисты, про вас не забыли и водителей заставят с вами считаться.
Также в законе наконец-то предлагается прописать признание собственником транспортного средства лицо, управляющее им, на основании устной договорённости, без письменного оформления сделки. То есть депутаты законодательно утвердили, что доверенность больше не нужна (раньше это нигде не указывалось). Но вносить доверенное лицо в страховой полис всё равно будет необходимо.
Хотят заставить медицинские организации нести ответственность за выдачу прав людям с противопоказаниями, в том числе и наркоманам. На фоне участившихся новостей о проверках, десятками выявлявших хронически больных граждан, которые получили допуск к рулю в том или ином регионе, данная поправка в закон кажется довольно разумной.
Ну и, наконец, подпункт 5 пункта 1 статьи 75 «Прекращение права управления транспортными средствами» в проекте поправок дополнен словами о том, что «действие прав может быть прекращено в случае неисполнения исполнительного документа по взысканию штрафа». Предполагается, что представление об этом будут выносить судебные исполнители. Иными словами, не уплатил штраф, бегаешь от государства — бац! — и судоисполнители просят судью забрать ваше водительское удостоверение. Чтоб неповадно было опять нарушать. Примечательно, что юридическое «прекратить» означает лишиться прав насовсем, а не просто до уплаты штрафа. Соответственно, после этого нарушителю придётся заново сдавать экзамены на получение водительского удостоверения.
Когда ждать внесения поправок?
Первое чтение в парламенте должно состояться 9 декабря 2015 года. Если не будет больших споров, через неделю пройдёт второе чтение, после чего законопроект отправят в сенат парламента. Теоретически если и у сената не возникнет замечаний, закон уйдёт на подпись к президенту до конца года.
От редакции: поправки в законы, как мы видим, принимаются второпях. Многое из того, что предлагалось гражданами, либо не было услышано депутатами, либо они просто не успели рассмотреть. Правда, вселяют надежду слова мажилисменов о том, что изменения в законодательство даже после принятия поправок могут продолжить вносить ещё в течение полугода. Что ж, подождём ещё немного.