Китайские автомобили мелькают на улицах городов Казахстана уже давно, однако даже мало-мальскую популярность машины из Поднебесной пока не обрели. Не помогла и локальная сборка. Китайские марки незаметно приходят и так же незаметно уходят.
В Казахстане новыми можно купить машины этих китайских производителей: BYD, Brilliance, Changan, Chery, Dong Feng, FAW, Geely, Great Wall, Haima, Hawtai, JAC, Lifan и Luxgen (хотя это тайваньский бренд). Нехилый список! Часть из них — официальные дилеры, часть — неофициалы, но наиболее серьёзный подход у Geely, JAC и Lifan. Дилеры других марок тоже продают машины с гарантией и обеспечивают их сервисом, но только эти три бренда готовы делиться данными своих продаж.
До недавнего времени в Казахстане была представлена марка MG (бренд исторически британский, но принадлежит в настоящее время китайской компании SAIC Motor. Модели и производство уже тоже полностью китайские). После внедрения нового Техрегламента представители марки в Казахстане не стали делать новый ОТТС на машины, и импорт прекратился. Говорят, на время.
В прошлом году четыре китайские марки продали в сумме 2 120 машин. Много это или мало? Это как посмотреть. В том же году один только седан Toyota Camry нашёл в полтора раза больше покупателей. С другой стороны, в 2016 году каждый из трёх этих брендов (MG в расчёт не берём, их продажи сошли на нет во втором полугодии) по продажам популярнее известных казахстанцам марок Mitsubishi (377 ед.) и Subaru (288 ед.).
Точными данными о продажах других брендов мы не располагаем, но если ориентироваться на данные МВД о первичной регистрации автомобилей в возрасте до трёх лет, то выходит, что ни одна из марок не продала более сотни машин, а чаще продажи исчислялись единицами. Хотя в предыдущие годы такие, как Great Wall, Chery и Foton, могли продавать по две-три сотни машин.
Лучше всего в 2016-м расходились автомобили Lifan (808 машин), и бестселлером был кроссовер X60 (394 ед.), на втором месте хэтчбек X60, замыкает тройку седан Solano. На текущий момент в прайс-листе значатся только три эти модели, и все они производятся в России и импортируются оттуда.
По итогам двух месяцев 2017 года на первое место неожиданно вышел JAC (120 авто против 113 у Lifan). Лучше всего продаются кроссоверы, лидеры — модели S3 и S5. Все «джаки» собираются на заводе «СарыаркаАвтоПром» в Костанае, а модельная линейка насчитывает пять автомобилей. Не исключено, что продажи JAC выросли благодаря программе льготного автокредитования.
Что касается марки Geely, собираемой в Казахстане и одновременно ввозимой из Беларуси, то ей, видимо, не поможет ни широкая модельная линейка, ни льготные кредиты. В 2016 году было продано 495 машин, за два месяца 2017 года — всего 16. И это несмотря на целых восемь моделей, которые значатся в списке автомобилей, доступных по программе льготного кредитования. Не удивимся, если их сборку свернут, тем более костанайский завод переключился на машины Ravon, гораздо более востребованные у нас.
Редакция kolesa. kz по данным «Автоконсалтинг. KZ»