Весенняя премьера двух предсерийных экземпляров «101-го» выдалась представительной во всех смыслах. На мероприятии присутствовали равно как разработчики, включая директора завода И. А. Лихачёва, так и весь высший советский партийно-правительственный актив во главе с И. В. Сталиным. Более того, рядом с отечественными автомобилями красовались зарубежные аналоги: Cadillac V12 1934-го и Buick Roadmaster 1936 модельного года. Не просто так, а чтобы засвидетельствовать, что как минимум внешне ЗИС-101 не уступает им ни в чём!
Сталин рассматривал новинку пристрастно, попутно высказал ряд замечаний. Прежде всего он посоветовал установить в салоне поперечную перегородку, объяснив это тем, что «…когда стекло внутри поднято, шофёр оказывается как бы в отдельной кабине. Это особенно удобно в случаях перевозки больных или детей. Шофёр может открывать окна в своей кабине, не беспокоя при этом пассажиров». Список прочих пожеланий включал в себя изменение угла наклона спинок откидных сидений, перенос плафонов внутреннего освещения в центр, а их выключатели — поближе к пассажиру. Не приглянулась вождю и «птичка» на капоте. «Всё загранице подражаете? — упрекнул ИВС. — Почему бы вам не сделать красный флажок? Пусть все видят, что это именно советский автомобиль. Как, по-вашему, товарищ Лихачёв?»
Возражать, разумеется, никто не посмел, и вскоре состоялся второй показ, уже с тремя вариантами накапотных фигурок, из которых главный заказчик выбрал лаконичный хромированный флажок с алыми эмалированными звёздочками. Кроме того, согласно рекомендации Сталина, на серийной версии «дворники» переехали вниз.
3 ноября 1936 года на ЗИСе стартовала сборка первой партии «101-го», который в итоге оказался самым массовым представительским автомобилем СССР. До 1940 года было построено 8 077 ЗИС-101, к которым добавились 675 рестайлинговых ЗИС-101А. Сравнения ради, ЗИС-110 было выпущено вчетверо меньше, а ЗИЛ-111 и ЗИЛ-114 — в 78 раз меньше, чем ЗИС-101.
Изначально большая часть новых машин предназначалась для обслуживания госучреждений и руководства партийных организаций. Увы, репутация ЗИС-101 была подорвана множеством объективных и субъективных причин. Автомобиль получился на 600–700 кг (!) тяжелее заокеанских одноклассников, деревянный каркас кузова начинал скрипеть практически сразу после схода с конвейера. Регулярно ломались клапанные пружины, мгновенно снашивались накладки тормозных колодок, отказывали детали электрооборудования, приводы спидометров, радиоприёмники…
Неудивительно, что те руководящие лица, что сохраняли возможность выбора в Стране Советов, оставались в трогательном неведении о начавшемся импортозамещении. Среди них был и сам Иосиф Виссарионович, который упорно продолжал пользовать подарок президента Рузвельта — бронированный Packard Twelve 14-й серии 1935 года. Именно на этом «паккарде» Сталин совершал поездки во время военных конференций в Ялте, Тегеране и Потсдаме, наблюдал из его окон поверженный в 1945 году Берлин.
Зато на просторном и комфортабельном ЗИС-101 могли прокатиться простые советские граждане. Крупная партия лимузинов поступила в парки московского такси в качестве своеобразных маршруток, курсирующих по Бульварному и Садовому кольцу столицы. Причём машины окрашивались не только в чёрный, но ещё и в голубой, жёлтый и вишнёвый цвета. Почти как в США!
Угодил ЗИС-101 и в кино. Сперва в советскую комедию «Подкидыш» (1940 г.), где погнавшаяся за кошкой девочка чуть не оказалась под колёсами проезжавшего «101-го» («Товарищ милиционер, что ж это такое, чтобы на совершенно живых людей наезжали?!»), а затем и в зарубежную картину. Не секрет, что высокопоставленные сотрудники НКВД тоже предпочитали пользоваться иномарками, но американцы проявили патриотизм и в драме «Сталин» (Warner Bros., 1992 г.) усадили тогдашнего главу чекистов Генриха Ягоду в ЗИС-101.
Только за счет проб и ошибок появляются автопром,а не тупо шильдик переклеевать. Кто то скажите что «совки» скопировали у заграницы! Может быть не спорю,но отличите данное авто от кадилака тех времён и мерседес от того же кадилака! Они все на одно лицо мерс ,кадилак,101й, и тот же форд,бмв ,и кто у кого спер большой вопрос!
С детства поражался: как в НАРОДНОЙ стране ДВА громадных завода производят супперлимузины для членов и получленов, каждый из которых с инфрасктруктурой и обслуживанием стоит, как ПГТ… В 1946-м году сралинскую премию получили создатели ЗИС-110. Особо отмечалось, что в годы войны не прекращалось строительство машин. Это что же, выходит, что в самые страшные годы, месяцы, дни, когда судьба страны висела на волоске, гибли (в том числе и от голода) миллионы, — закупались за валюту комплектующие, красное дерево и антилоповая кожа?!… Эти выродки, что тогда, что сейчас в первую очередь думают о своей шкуре,. поверьте.
Там кажется черным по белому написано: Иосиф Виссарионович, который упорно продолжал пользовать подарок президента Рузвельта — бронированный Packard Twelve 14-й серии 1935 года.
То есть в 45-м году Сталин как раз ездил на 10 летней машине, а про Зис-101 далее написано:
Зато на просторном и комфортабельном ЗИС-101 могли прокатиться простые советские граждане. Крупная партия лимузинов поступила в парки московского такси в качестве своеобразных маршруток, курсирующих по Бульварному и Садовому кольцу столицы.
Ну так для кого в итоге этот Зис делался?
Вас ждет чудный мир открытий, если научитесь читать не только заголовок но и то что ниже под ним.
Как же твои предки не сгибли тогда , если всё так плохо было ?