В сентябре 2022 года стало известно, что в Алматы будет построен ещё один автомобильный завод. Выпускать он будет машины не одной марки, а сразу нескольких китайских, причём конкурирующих между собой. Более того, площадку изначально спроектировали для работы по мелкоузловому методу со сваркой и окраской кузовов, а вокруг неё должен разрастись кластер компонентного производства.
На дворе май
Что происходит на заводе сейчас
Официально строительство предприятия стартовало в IV квартале 2022 года по соседству с алматинским заводом Hyundai Trans Kazakhstan. На сегодняшний день, по словам представителей компании, земляные работы завершены на 90 %, частично возведён каркас двухэтажного здания, отдельные участки уже накрыли крышей и готовят под заливку пола. Дел у строителей, несомненно, ещё много.
Согласно планам, в августе
Общая площадь AMMKZ составит 200 тыс. кв. м, 45 тыс. из которых придутся на рекреационные зоны для сотрудников, включающие спортивные залы, кафе и даже собственный кинотеатр
Что из себя представляет AMMKZ
Руководство Astana Motors называет AMMKZ уникальным предприятием, так как это единственный в мире мультибрендовый завод, где будут выпускаться машины трёх серьёзных конкурирующих китайских брендов. Также подчёркивается, что только на этой площадке на территории СНГ цеха сварки и сборки находятся на разных этажах. Ну и напоследок AMMKZ должен стать первой автосборочной площадкой в стране с автоматическим складом — распределителем кузовов.
На новом алматинском заводе ожидается неплохой уровень автоматизации производства. Так, кузова будут варить не только люди, но и 17 японских роботов Fanuc. Последним доверят самые сложные сварочные точки. Ещё 22 автоматических манипулятора, но уже фирмы ABB, установят в цехе окраски кузовов, а 12 аналогичным машинам предстоит окрашивать пластиковые детали.
Помогать робототехника будет и в процессе сборки. В частности, специальный транспортёр подсобит с доставкой и установкой элементов шасси и двигателя, а отдельные роботы самостоятельно нанесут стекольный герметик перед установкой переднего и заднего ветровых стёкол. За доставку кузовов на нужные линии, их сортировку и складирование также будет отвечать автоматика.
Естественно, по всей длине конвейера поставят целый ряд других манипуляторов, которые пусть и в ручном режиме, но упростят процесс сборки автомобилей.
Заявленная производительность цехов сборки и сварки составляет 30 кузовов в час, а вот на окраске за то же время могут обслужить только 27. Ежегодно AMMKZ способен выпускать до 90 000 машин и должен обеспечить работой 3600 человек.
Инвестиции в проект AMMKZ составят 182 млрд тенге, 30 % от которых являются собственными средствами Astana Motors, а остальные 70 % — заёмные через инструменты финансового лизинга ФРП и гарантии БРК
Что будут выпускать
В 2022 году «Астана Моторс» подписала меморандумы с концернами Chery Automobile Company, Changan International Corporation и Great Wall Motor. Соответственно, на заводе наладят производство моделей именно этих концернов. Всего на конвейеры планируется поставить девять различных моделей, но в компании ещё не определились, какие именно. Эти решения отложены на потом. Тем не менее стартовая линейка площадки уже заявлена.
Одним из дебютантов станет рамный внедорожник Tank 300, набирающий популярность у казахстанских любителей активного отдыха. Машина сейчас оценивается автосалонами в 17.2 млн тенге за самую простую версию. Можно предположить, что после локализации «трёхсотый» станет ещё доступнее.
Компанию «Тэнку» составят бюджетный переднеприводный паркетник Chery Tiggo 2 и такой же моноприводный Changan CS55. Правда, последний ещё могут заменить на седан Changan Alsvin третьего поколения, который продают в Казахстане с начала 2024 года. Ожидается, что выбор будет зависеть от рыночных показателей обеих моделей.
В компании подчеркнули, что линейка автомобилей завода AMMKZ должна стать уникальной в пределах ближайших соседей. И для этого есть немаловажная причина.
Где будут продавать
Для относительно небольших объёмов казахстанского рынка производственная мощность завода 90 000 автомобилей в год, которая накладывается на уже действующие предприятия вроде площадок Hyundai и Allur вместе с двумя новыми стройками: Kia в Костанае и Exeed в Алматы — выглядит несколько избыточной. Однако стоит учитывать, что AMMKZ планировался с прицелом на экспорт. Причём за рубеж в компании собираются отправлять сразу 60 % продукции. Одним из основных рынков называется Российская Федерация. Именно с этим связана необходимость в уникальной модельной линейке.
К слову, в рамках пресс-конференции прозвучала ремарка о том, что появлением Tank 300 в планах завода мы обязаны именно интересу со стороны россиян, где модель пользуется отличным спросом. Около 7 тысяч «трёхсотых» купили там за 2023 год, согласно данным «Автосата», притом что продажи стартовали только в марте
Что по автокомпонентам
Упомянутый выше автокомпонентный кластер уже начал зарождаться. Совместными усилиями с зарубежными партнёрами «Астана Моторс» готовит к запуску производство пластиковых компонентов вроде бамперов, брызговиков и подкрылков, резиновых изделий типа салонных ковриков, автомобильных сидений и медиакомплексов.
Возводить этот технопарк начали в 2023 году, а завершить обещают к концу 2024-го.
Ожидается, что старт выпуска собственных автокомпонентов даст толчок развитию этой отрасли. В будущем глубокая локализация деталей способна существенно снизить итоговую стоимость новых автомобилей в Казахстане. Однако на начальных этапах рассчитывать на заметное падение цен не стоит. Так, по словам СЕО «Астана Моторс» Бекнура Несипбаева, сделанные в РК сидушки — минус 82 доллара, а собственные медиакомплексы — это ещё минус 100 долларов, что в рамках 17.5 млн тенге, которые сегодня просят за хорошо оснащённый Hyundai Tucson с мотором 2.5, к примеру, как капля в море.
По планам Astana Motors строительство AMMKZ должно завершиться в конце 2024 года с началом пусконаладочных работ и запуском пилотного производства в I квартале
Класс
Цирк уехал клоуны остались))).
Если с 22 года только каркас здания, через год они только пол зальют и стены поднимут, до запуска роботов и манипуляторов еще года 3.. а к тому времени ситуация может измениться несколько раз
Какая разница сколько времени уйдет на создание коробки СТО по прикручиванию колес и крупноузловой сборке если это все афера по убийству автопарка страны с получением сверхдоходов узкой группы чиновников и олигархов.
Способна, но не снизит, ибо изначально это очередной планшетный завод для получения сверхприбыли. Уже сейчас, вот прямо сегодня, этот сборочный завод по прикручиванию колес, получивший от правительства (за откат) освобождение от уплаты НДС, КПН, утиля, мог бы продавать эти машины ровно в два раза дешевле чем при импорте частного лица (например). Но этого не происходит. Мы видим ровно те же (или даже выше) цены, что и купить так называемое местного производства, или притащить со всеми поборами самому.
Вывод очевиден: заводик создан не для развития производства, а для зарабатывания колоссальной маржи. С каждой проданной машины г-да хотят иметь от 100% чистой прибыли.
Именно по этому не видать нам отмены утиля. НИКОГДА.
Все это напоминает историю с заводом Toyota на северо-востоке РК.
Когда у нас собирали Fortuner, который за минусом всех государственных "сборов" (таможни, утиля и т.п.), все равно выходил дороже на несколько тысяч долларов, чем привезенный в "серую" с ОАЭ.
В этой связи слабо верится снижение цены для внутреннего потребителя.
Тяга к наживе и сверхприбылям не позволяет нашим бизнесменам и чиновникам работать во благо народа!
Toyota Fortuner, который собирался в Костанае отличался от завезенных с ОАЭ т.к. комплектация была намного богаче и обработка кузова под наш климат ну и рынок сбыта нам Россия перекрыла на тот момент, ни кто не мог предположить, что сложится геополитическая ситуация как сегодня, а так мы бы оставили Удачу от Тойота и радовались бы сейчас. По местному заводу лично я за новое и поддерживаю затею Аstana Мotors и KIA. Если бы руководитель AziaAvto не наживался в соседней стране и вложил бы ВКО сейчас на лаврах почивал бы и может даже получил орденок…
Вы повнимательнее посмотрите что твориться вокруг. Просто берем Китай. Вы не видите что он на несколько десятилетий впереди? Вы посмотрите что они делают, как делают и за сколько (денег) делают. Какой смысл конкурировать с таким соседом? Он сожрет наш рынок с любыми заградительными пошлинами. Вы что думаете господа из минпрома ограничатся существующим утилем? Завтра, когда до них дойдет, что конкуренция со стороны Китая сильно выросла, люди вместо супердорогой КИА (под соусом сдалано в КЗ) пошли массово скупать китайпром, опять занесут чемоданчик куда надо, и опять прикрутят сверху еще что-нибудь. Они не остановятся, это же как наркотик. Придумать под себя закон и зарабатывать боснословную маржу.
Что делать?
Мы ведь находимся в уникальном месте, географически. Буквально 30 лет назад можно было рыдать про выход к морю, про слабую экономику изза невозможности отгрузки по морю, нос ейчас с таким соседом мы просто были обязаны предоставить свою территорию и дороги для перемещения грузов. Но опять нет. Коррупция. Логистически выгоднее идти на Россию, а не через нас. Это раз
Второе.
Мы сильны исторически в СХ. Вот что надо развивать было. Убрать утиль с СХ техники, универ СХ есть, преемственность поколений есть. Вместо слива денег в автопром, надо было вливать их в села, это остановит внутреннюю миграцию, улучшит социальный аспект, люди с удовольствие работали бы на местах, занимались производством еды. Это наш стратегический запас. Мясо, овощи, злаки, все это мы знаем любим и умеем. Зачем нам этот атвопром, когда мы всю жизнь будем в роли догоняющего?
Теперь представьте: сильное СХ, наличие качественных дорог, не разворованное КТЖ, мы бы могли накормить половину континента, а это живые деньги в твердой валюте.
Но нет. тут работать надо, когда на другой чаше весов стоит схемотоз дочери первого, передавшая бразды правления лысому очкарику. В их теме все просто: придумал утиль, осовбодился от налогов и греби баки лопатой. Только вот за 8 лет забыли они даже завод по утилизации построить. Это такой обман, что не лезет ни в какие ворота!
Машина сейчас оценивается автосалонами в 17.2 млн тенге за самую простую версию. Можно предположить, что после локализации «трёхсотый» станет ещё доступнее.
Можно эту инфу зафиксируем тут, 17,200,000/445=38651$
Вы аферистов на слове не поймаете. Вор и на гос службе остается вором.
Станет доступнее? Это не про наших ..
Tank 300 с парт тайм нам не нужен. это утилитарная машина для опытных пользователей, кто узнает когда и где пользоваться такой трансмиссией. а вот с муфтой можно, я бы даже купил если бы не цена.
Цена будет «специальной доступной» для народа Казахстана, а иначе зачем мутить это «отечественное автопроизводство» как не ради народа)))). Как в том анекдоте про СССР: «У нас в стране все ради человека, все во имя человека, и я знаю как зовут этого человека».
давно живу и помню как пытались собирать тойоты фортюнеры по цене прадо. так и тут будет.
Для пары чиновников и олигархов смысл есть, народ же промолчит как обычно. Не впервой.
А как вы хотели??? Это бизнес, и зарабатывание денег, моржа будет больше с собранной машины здесь чем с готовой перевезённой. Халявы не будет.
Да все просто. не покупайте эти машины если они по цене как привозные.
это не автозавод а конструктор.автор вещи своими именами называйте
И на сколько дороже он будет привезенного?
Ага, а на деле… будут просто тупо колеса прикручивать…, так как сразу возникает вопрос….
Как они собираются автоматизировать линию сборки, под разные кузова???
За 33года ничего не построили ни одного завода и тд….
Зато нам этот меценат музей построит (за наш счет правда ; обдирая народ десятки лет)
Сборка 4 колеса это не значит выпуск авто.Куда мы катимся.