Пикапы из «Волги», модники и трудяги

Уцелевшие «двадцатьчетвёрки» до сих пор перепиливают в грузовички: кто для работы, кто ради развлечений.

Можно ли считать отсутствие грузопассажирской модификации у ГАЗ-24 упущением заводчан? Вряд ли. И на то было множество причин. «Волга» выпускалась прежде всего в качестве служебной машины. Появление в производственной гамме, наряду с седаном и универсалом, ещё и пикапа нивелировало бы её престиж в глазах директоров и партаппаратчиков среднего звена. К тому же в среде советских автолюбителей напрочь отсутствовало такое поветрие зарубежной автомобильной субкультуры, когда пикап на базе легковушки рассматривался как модное средство передвижения, а не только как заурядный грузоперевозчик.

У нас котировались исключительно седаны, даже более практичные универсалы стояли ниже в скромной иерархии легковушек отечественного производства. Также не следует забывать о мизерном числе кооператоров и отсутствии как класса фермеров-частников, которые могли бы проявить интерес к подобной машине.

Реплика нестандартного пикапа ГАЗ-24А-948 со сдвоенными фарами, который в 1980-е годы находился на службе одного из подразделений ГАИ СССР

И это притом что конструкция «баржи» с её просторным салоном и крепким шасси по умолчанию была готова для выпуска полноценного пикапа. Дефорсированный карбюраторный мотор отличался высокой эластичностью и отличными тяговыми характеристиками на низах, а сменные «мокрые» гильзы упрощали капремонт двигателя в кустарных условиях. Консервативная в лучшем понимании данного слова ходовая часть легко обслуживалась на коленке, шкворневая передняя подвеска имела прочную кованую поперечину и рычаги, задняя и вовсе была зависимой, как у грузовика, на продольных листовых рессорах.

ГАЗ-24А-948 иногда попадаются в объявлениях на продажу

Неудивительно, что ещё в восьмидесятые годы на Воронежском авторемонтном заводе аварийные автомобили-такси стали перестраивать в фургоны и пикапы, которые получили наименования ГАЗ-24А-247 и ГАЗ-24А-948 соответственно. Позже этим занялись Рижский и Чебоксарский авторемонтные заводы (модели РОМЗ и ЧАРЗ-274). Поскольку речь шла о единичных экземплярах или малых партиях, каждый завод исходил из собственных возможностей и видения ситуации.

Машина РОМЗ (слева) и чешская переделка ГАЗ-24-10 с дизельным мотором Peugeot

Всего до 1993 года было выпущено свыше 1.48 миллиона единиц ГАЗ-24 всех модификаций, включая ГАЗ-24-10, что автоматически сделало модель самой массовой в истории завода. К тому времени былой фаворит утратил своё значение и статус, цена на машину на вторичном рынке снизилась до общедоступного уровня, поэтому уже ничто не мешало умельцам с автогеном и киянкой конвертировать седаны в грузовые лошадки.

Особое усердие, чуть ли не в промышленных масштабах, проявили на этой ниве узбекские мастера. До сих пор где-нибудь в Фергане, Наманганской или Андижанской области старые «волги» с чудовищным перегрузом возят на базары арбузы, дыни и прочие увесистые дары природы. Уровень переделки и тщательность исполнения грузовых «двадцатьчетвёрок» сильно разнится в зависимости от квалификации и степени ровности рук того или иного автора. Судя по объявлениям на avtoelon.uz, большинство узбекских пикапов переведено на газ, некоторые имеют простую открытую грузовую платформу с откидной дверцей, другие — высокие борта и жёсткий верх, заявленная грузоподъёмность доведена до 500, а то и 800 кг. Интересно, что сзади на некоторых из них красуется надпись SamAuto, как бы намекающая на отношение к Самаркандскому автомобильному заводу. Однако в официальной хронике предприятия, что ведёт свою историю с 1997 года, ничего о модернизациях «волг» не говорится.

В России также не оставили без внимания популярную машину, но за основу, как правило, брались наследницы 24-й модели. Например, завод «Гидропривод» в Тульской области производил целую гамму пикапов и фургонов на базе горьковских ГАЗ-31029 и ГАЗ-31105 под названием «Трофим».

Считающаяся культовой среди поклонников советского автопрома «Волга» оказалась способна не только работать ломовым грузчиком, пробуждая при встречах тёплые ламповые воспоминания у граждан старшего поколения. Уже в наши дни живучая старушка рискнула примерить на себя одежды штатовских «эль-камино» и австралийских «ютов».

Российские тюнинг-ателье и просто энтузиасты оживлённо занялись превращением «волг» в псевдоспортивные пикапы с подражанием, а местами полным копированием чужой стилистики: от покатой, плавно перетекающей в задние боковины кабины Ford Ranchero до «слепого» передка Dodge Charger с его скрытыми радиаторной решёткой фарами. Насколько удачно у них это получилось, судите сами. Как говорится, дело вкуса…

Комментариев: 6

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
  • Аватар
    Алексей

    Всегда восхищался тем, что 24-ка не будучи рамной машиной имеет такую прочность кузова, что способная таскать с большим перегрузом без ущерба для конструкции. Ну и вообще имею небольшой опыт на 24-ке, его можно уверенно назвать приятным.

    Ответить
  • Аватар
    Сарбаз 206

    Можно ли считать отсутствие грузопассажирской модификации у ГАЗ-24 упущением заводчан?
    ====
    ГАЗ- 24-02 то бишь 24-ка универсал чем не грузопассажирская? Пикап это уже маленький грузовик. Слово пассажирская здесь лишнее. И в штатах тех же пикапы зачастую так и называют грузовиками.

    Ответить
  • Аватар
    GnomE

    Кто может подсказать(ну что бы точно!) можно подобные переделки кузова узаконить, без левых схем, и требуется ли узаконивание вообще. Мне вот например нравятся проекты на базе 24, в стиле купэ.
    Ну или как предложение редакции, в ближайших статьях осветить эту тему, я думаю многим будет интересно и полезно узнать как в нашей стране обстоят дела с этим вопросом(переделка кузова).

    Ответить
  • Аватар
    N E H A B A R

    Псеводоавтомобиль псевдогосударства переделали в псевдопикапы руками псвевдомастеров

    Ответить
  • Аватар
    Қожайын

    волга это клон форда фалкэн и плимута вэлиант.

    Ответить