Упорно отказывающимся покидать конвейер старьём нас не удивишь. Наследие конструкторов брежневской эпохи оказалось настолько живучим, что и сейчас можно купить слегка перелицованные УАЗы и лишённую имени «Ниву», которые мало чем отличаются от своих собратьев полувековой давности. Ведь продолжающий оставаться неприлично низким уровень доходов значительной части клиентской аудитории обеспечивает уверенный спрос на советских ветеранов и поныне.
В развитых странах подобные анахронизмы, да ещё в таких товарных количествах, большая редкость. И если не брать в расчёт нескольких застывших во времени культовых моделей навроде спортивного родстера Morgan 4/4 в Британии или же непревзойдённого по своей крепкости и простоте «проходимца» Toyota Land Cruiser 70 в Японии, старички корнями из семидесятых остаются забавой небогатых государств.
Многие из рекордсменов длительности выпуска в текущем десятилетии оказались окончательно и бесповоротно отправлены на покой. Такие динозавры, к примеру, как Hindustan Ambassador образца 1957 года (лицензионная копия Morris Oxford), считающийся негласным символом индийского автопрома и покинувший нас буквально лет пять назад, Volkswagen Santana (знаменитое шанхайское такси), выпускавшийся китайским филиалом вольфсбургского концерна с незначительными модернизациями с 1982 по 2013 год, легендарный VW Beetle, чьё производство на заводе в Мексике свернули лишь спустя десятилетия.
Как бы там ни было, если пристально изучить модельные гаммы зарубежных автоконцернов второй-третьей линии, то с удивлением можно обнаружить знакомые лица. И прежде всего в Иране.
Iran Khodro Samand
Известный теперь как Samand, этот среднеразмерный седан начал свою трудовую биографию в 1987-м во Франции под именем Peugeot 405 и в следующем году был признан автомобилем года в Европе с наибольшим числом голосов в истории конкурса. За десять минувших с тех пор лет было продано два с половиной миллиона единиц «405-х», пока не пришёл черёд воспетой в кино 406-й модели.
С 1990 года карьера французского бестселлера пошла параллельным путём в Иране, где подновлённая и сменившая имя машина завоевала не меньшую популярность и продолжала поставляться на экспорт. Да так успешно, что к 2012 году общее число произведённых «405-х» под всеми именами достигло уровня 4.62 млн.
Saipa Nasim
Генеалогия этой малолитражки поражает своей разветвлённостью. Судите сами, разработанный ещё в 1986 году субкомпакт явился плодом сотрудничества сразу трёх компаний — Ford, Mazda и Kia, продаваясь по миру под именами Festiva, 121 и Pride соответственно. В 1993 году, когда детище бейдж-инжиниринга выдохлось на основных рынках, оснастку и права на производство продали тегеранскому автоконцерну SAIPA, и хэтчбек получил четвёртое имя — Nasim.
На новой родине глобальная машинка неоднократно подвергалась модернизациям, выпускаясь в различных исполнениях: пятидверный хэтчбек, седан, универсал, пикап/развозной фургон. Более того, в Иране бывшая Festiva является самым массовым авто — свыше трети от общего числа парка легковых машин.
Morattab Pazhan
Какой такой пажан-мажан, спросите вы, ведь на фото самый что ни на есть натуральный «деф». Так оно и есть, но в Иране Land Rover очутился не прямиком из своей островной родины, а мигрировал из Пиренеев. С 1962 года подрядчик британцев испанская фирма Santana Motors по договору отправляла лендроверовские машинокомплекты иранской фирме Morattab, где те производили окончательную сборку. Постепенно персы полностью локализовали производство «дефендеров», 4-й серии в частности.
Первоначально иранский кузен комплектовался скромным 1.8-цилиндровым бензиновым двигателем местного производства на базе ниссановского агрегата. Позже Morattab Pazhan шёл уже с 2.4-литровым бензомотором, а с середины 2000-х и с 160-сильным 3.0-литровым V6, аналогичным тому, что стоял на Mitsubishi Pajero и Hyundai Galloper.
Paykan Bardo
Пожалуй, наиболее древней выпускающейся в 2019 году зарубежной серийной моделью в мире, во всяком случае в категории малотоннажного коммерческого транспорта, можно считать пикап Bardo. Рождённый в облике среднеразмерного седана в 1966 году «британец» Hillman Hunter соперничал на домашнем рынке с такими известными четырёхдверками той поры, как Ford Cortina, Morris Marina, Vauxhall Victor и Austin/Morris 1800.
Почти сразу сборка Hunter из машинокомплектов была налажена в Иране под маркой Paykan. К середине 1970-х годов локальное производство автомобиля развернулось на полную мощность и почти все комплектующие изготавливались там же. Процесс не прекратился и спустя десятилетия после того, как на родине забыли не только про «Хантера», но и саму фирму Hillman. Лишь в 2005 году завершилось производство 39-летней модели в Иране, и то частично.
Ведь грузовичок Bardo на его базе как ни в чём не бывало красуется в онлайн-каталоге иранской компании, позиционируясь как практичный среднеразмерный пикап для фермеров, транспортных компаний и прочих представителей малого бизнеса. Проводя аналогии, это приблизительно то же самое, если ижевский «каблучок» выпускался бы АВТОВАЗом и по сей день.
Вот это производство автомобилей, а не то что у нас называют Казахстанским автопромом. По этому же пути и Китай пошёл. Нам надо было права и оснастку на шкоду октавию тур или другую бюджетную купить и производить.
Когда то Казахстану DAEWOO предлагал наладить производство легковых автомобилей, но наши начали ставить препоны, не выгодные условия, они предложили узбекам а те с радостью согласились, а сейчас мы покупаем у узбеков эти авто хотя могли бы сами производить полностью. А не просто прикручивать колеса и выдавать за отечественный автопром.
Жигу
у нас могут делать самый уродливый автомобиль в мире Санг Иенг Номад. Обидно, как будто специально поиздевались на народом.
Иран прежде всего делает не старые машины, а те которые проверенные временем и нормально ходят. С 2000х годов ресурс и надежность машин только падает и копировать этот дорогой в производстве высокотехнологичный мусор смысла не имеет. Вообщем молодцы персы, получается одновременно делают самостоятельны и то, что нормально ездит.
Че они змейкой едут))))) напоминает по утрам ул. Саина от Райымбека до Толе би))))
124ый мерс надо производить у нас, весь мир будет закупать
точнее надо производить без разницы где, а покупать будут только наши)) потому что более никому он не нужен