Любой автомобилист с момента получения водительских прав хоть раз оказывался на обочине с открытым капотом и зашкаливающим за 120–130 градусов Цельсия температурным датчиком. Алматинцы этот опыт наверняка получали в горах. «Вскипятить» мотор — задача несложная даже в идеальных условиях трафика и даже зимой, если за машиной перестать следить.
Чем страшен перегрев
Если перегрев возник первый раз в жизни машины, то в лучшем случае это обернётся прерванной или несостоявшейся поездкой. Список худших обширнее. Начинается всё с пробитой прокладки головки блока цилиндров, что способствует либо поступлению охлаждайки в масло, либо же картерных газов в систему охлаждения. Оба сценария ничего хорошего не несут. Вслед за прокладкой существует риск повредить и саму головку, а это уже более дорогостоящий ремонт.
Последняя стадия — кончина мотора. При нагреве металлические детали расширяются, это известно всем, а при охлаждении возвращаются к изначальным параметрам. В случае перегрева возврат может не случиться, произойдёт термическая деформация. А это, к примеру, покоробившийся блок цилиндров, потерявшие форму поршни и многое другое.
Причины перегрева
Недостаток охлаждающей жидкости — распространённая причина перегрева. Система состоит из множества составных частей, любая из них может дать течь. Постепенно уровень охлаждайки падает, и шанс перегрева повышается. Впрочем, даже если течи нет, антифриз имеет свойство испаряться, правда, процесс этот медленный. Так что не ленитесь и проверяйте уровень в системе. Но делается это только на остановленном, холодном двигателе.
Совет: Никогда не открывайте пробку расширительного бачка или радиатора на кипящем двигателе. За счёт перехода жидкости в газообразное состояние в системе резко поднимается давление. И сбрасываться оно будет именно через открытую пробку — гарантирован кипящий фонтан, возможен ожог рук и лица, вдобавок немалая часть жидкости вытечет из системы.
Неисправная пробка расширительного бачка или радиатора. Мелочь, но в инструкции по эксплуатации автомобилей сказано, что крышка не вечна и её нужно менять. Дефектный клапан в закрытом состоянии приведёт к разрыву бачка. В открытом он не держит избыточное давление при нагреве — это ведёт к понижению температуры закипания антифриза, завоздушиванию системы и падению уровня жидкости. На неисправность клапана крышки указывают преждевременное закипание охлаждающей жидкости и периодические выбросы.
Проблемы с радиатором. На ходу рабочую температуру ОЖ, а это порядка 90 градусов для бензиновых моторов и от 70 до 90 для дизельных, поддерживает не столько вентилятор охлаждения, сколько набегающий воздушный поток. Но если снаружи радиатор грязный, забит листьями, насекомыми и прочим мусором, то толку от потока не будет. Загрязнение может быть и внутренним — накипь и ржавчина, если использовалась в системе вода, ошмётки герметика. Всё это мешает циркуляции охлаждающей жидкости.
Неработающий термостат или его клапан. У любого автомобиля два контура охлаждения: малый и большой. Первый используется сразу после запуска мотора, а после прогрева ОЖ открывается второй. За это отвечает термостат. Если он неисправен, то антифриз будет ходить только по малому кругу, минуя радиатор. Вычислить просто: нужно аккуратно пощупать нижнюю часть радиатора при горячем двигателе. Если она холодная, то термостат сломан.
Поломка водяного насоса и неисправный вентилятор. Вышедшая из строя помпа ведёт к тому, что жидкость перестаёт циркулировать по системе охлаждения. Первые признаки её неисправности — свист и течь в районе дренажного отверстия. Если нащупать там капельки жидкости, вывод очевиден: грядёт замена. С вентилятором ситуация чуть проще. Если он не включается, когда стрелка подобралась к уже опасному значению, с ним явно что-то не так — вам к электрику.
Как избежать перегрева?
Своевременно проверять уровень охлаждающей жидкости и не забывать о здоровье водяного насоса, а также чистить радиатор. Последнее стоит делать аккуратно: соты радиатора пластичные, и их легко замять, это тоже скажется на его эффективности. Применять для чистки напор из аппарата высокого давления не стоит, как, впрочем, и жёсткие щётки. Проточная вода и щётка с мягким ворсом — ваши лучшие помощники.
Если в пути вы всё же заметили, что стрелка температурного датчика уходит за критическую отметку (от 100 градусов и выше), то следует незамедлительно перевести регулятор отопителя салона (климат-контроль) на самую высокую температуру и включить вентилятор. Радиатор печки заберёт часть вырабатываемого тепла, а вентилятор дополнительно поможет охладить жидкость. Этот приём поможет избежать перегрева, но теперь дорога только в сервис — выявлять причину повышения температуры.
Антифриз или вода. Что заливать?
Антифриз. Он имеет ряд преимуществ перед водой — низкая температура замерзания и высокая кипения, защита от коррозии и отсутствие солей, образующих накипь. То есть если хотите, чтобы система охлаждения служила долго, лейте антифриз.
Водой можно пользоваться, но в крайних случаях. К примеру, если нужно дотянуть до СТО с подтекающим радиатором или проверить контуры системы на герметичность.
Комментариев: 0