Новый полимерный асфальт на проспектах Алматы: каков он?

Новый полимерный асфальт на проспектах Алматы: каков он?

Летом 2023 года в городе тестировали не только новый компонент, но и реконструировали покрытие по новой схеме.

Ремонтировать ключевые проспекты Аль-Фараби и Абая в южной столице начали в июле. Город завис в пробках, автомобилисты недоумевали: зачем менять асфальт на вполне приличных ещё дорогах? В городском акимате на это парировали: проспекты давно необходимо было привести в порядок.

«Предыдущий средний ремонт дорожного покрытия на участках Аль-Фараби (от Мустафина до Достык. — Прим. Kolesa.kz) проводился в 2010 году, а на Абая — в 2012 году. В связи с истечением межремонтного срока было проведено обследование, в ходе которого установлены дефекты в виде ям, провалов, сетки трещин, шелушения, и составлено техническое заключение о текущем состоянии дороги. На основании технического заключения было принято решение включить проспекты Аль-Фараби и Абая в план среднего ремонта 2023 года», пояснили в управлении городской мобильности.

Новый полимерный асфальт на проспектах Алматы: каков он?

Окей! Ремонт так ремонт! Но участки, на которых укладывали асфальт, дорожники в этом году начали перекрывать не на одну ночь, как делалось ранее, а на пару суток. Причина — в асфальт решили добавить комплексный функциональный полимер для модификации битума Titan, которому необходимо было дать время отлежаться, закрепиться.

Что это за «Титан»?
По описанию производителя американский Honeywell Titan 7686 является низкомолекулярным воском с многочисленным функционалом на полиэтиленовой основе с оптимизацией, позволяющей эффективно модифицировать битум. Добавка значительно повышает показатели колейности, степень жёсткости асфальтобетона и устойчивость битума модифицированной разновидности к влаге. Активные функциональные группы обеспечивают отличную способность к адгезии.

В Казахстане подобную добавку до этого года широко не применяли. Искусственно созданные образцы асфальта с «Титаном» лишь протестировали на сдвигоустойчивость в лаборатории Дорожного научно-производственного центра и уложили несколько заплаток на улице Тимирязева, заменив покрытие на участках BRT, где год назад под весом автобусов и троллейбусов образовалась достаточно ощутимая колея и волны.

Новый полимерный асфальт на проспектах Алматы: каков он?

«Мы рекомендовали к использованию асфальт ЩМА-20 с более крупными зёрнами щебня, высококаркасный, более устойчивый к сдвигам. Плюс в него решили добавить полимер, создающий этакую пространственную сетку. Для этого мы сравнили ЩМА (щебёночно-мастичный асфальт) без полимера с асфальтами, в которые добавлены российский полимер СБС, американский Titan и французский Pr Plast S. В результате российский полимер показал в 12 раз большую вязкость асфальта, американский — в 8 раз, а французский — в 220 раз! Понятно, что такой асфальт не стал бы в 220 раз прочнее. Это зависит от множества факторов, но он однозначно был бы более крепким. Однако такой чрезмерно жёсткий асфальтобетон мы не рискнули рекомендовать: неизвестно было, как он поведёт себя в морозы. И коллегиально, вместе с представителями асфальтных заводов и изготовителей полимеров, мы решили попробовать использовать Titan и начать исследовать Pr Plast S», — рассказал директор ТОО «Дорожный научно-производственный центр» Багдат Телтаев.

Новый полимерный асфальт на проспектах Алматы: каков он?

По его словам, «Титаном» решено было закатать сразу целые проспекты (Абая и Аль-Фараби), чтобы в дальнейшем не путаться, где какую добавку тестировали. И прослужить асфальт с полимером должен не 5 лет, установленных стандартами с межремонтными сроками, а минимум 7-8 лет, то есть в полтора раза дольше. Естественно, при грамотной эксплуатации, то есть при своевременном «залечивании» шелушения, мелких ям, трещинок и т. д. А в сильную жару на такой асфальт желательно наносить специальные составы, защищающие от преждевременного старения.

Новый полимерный асфальт на проспектах Алматы: каков он?

«Если мы покупаем хорошую дорогую одежду, мы же следим за ней? Чистим, стираем, устраняем какие-то мелкие дефекты. Так же и с асфальтом надо — всё приводить в порядок вовремя, не дожидаясь, пока мелкая ямка превратится в большую», — пояснил Б. Телтаев.

К слову, тянули на разрыв и плющили в прессах асфальт с добавкой Titan в Дорожном научно-производственном центре при температуре +50 °C, хотя покрытие в жаркие летние дни в Алматы нагревается намного больше. Но эксперты говорят: так положено по стандарту. И в Америке, и в Европе асфальт тестируют точно так же. Одним словом, минувшим летом на Абая и Аль-Фараби дорожники устроили этакое испытание новинки в реальных условиях. И до весны теперь будут наблюдать, как поведёт себя асфальт с добавками под штатной ежедневной нагрузкой.

Новый полимерный асфальт на проспектах Алматы: каков он?

Поделились с нами своим мнением о новом полимерном асфальте и строители, которым непосредственно пришлось с ним работать. По словам представителя подрядчика, покрытие с присадкой Titan очень быстро схватывается, но при этом медленно теряет температуру. То есть прочность у него прогнозируется хорошая, но именно из-за медленного остывания и приходилось на несколько дней закрывать ремонтируемые участки.

Новый полимерный асфальт на проспектах Алматы: каков он?

«Опыт показывает, что сильнее всего покрытие разрушается возле перекрёстков, где полосы торможения и разгона. На проспекте Абая, на автобусной полосе, мы уложили два слоя полимерного асфальта. На обычных полосах — 5 см, а на выделенке — 11. Из них 6 см нижнего крупнозернистого слоя, также смешанного с «Титаном», и 5 см верхнего, опять-таки с добавкой, как и по всей ширине дороги. Старый асфальт для этого на автобусной полосе срезали глубже, и в итоге получилась более усиленная конструкция», — рассказали подрядчики.

Новый полимерный асфальт на проспектах Алматы: каков он?

А уже в сентябре в городе начали тестировать на дорогах и присадку Pr Plast S. Её добавляли в новый асфальт на Байзакова, Тургута Озала и Тлендиева. Что получилось в итоге, будут смотреть весной 2024 года.

Редакция Kolesa.kz тем временем решила проверить, как чувствует себя полимеризованная латка на Тимирязева, уложенная на BRT перед перекрёстком. Для полноты картины мелом прочертили прямую линию. Как вам результат? А прошло совсем немного времени.

Даже при беглом осмотре отрезка с новым наноасфальтом видно: колея на Тимирязева вновь начала зарождаться. Пока небольшая. По нашему мнению, при применении новой дорожной одежды стоило бы на эти участки глянуть, а уж потом на Абая и Аль-Фараби глобально экспериментировать.

Новый полимерный асфальт на проспектах Алматы: каков он?

Ну и опять-таки нельзя забывать, что колея образовывается не только из-за некачественного верхнего слоя асфальта. Основание в этом процессе также играет важную роль. И, как нам кажется, опыт применения нанозаплаток на BRT показывает, что даже суперские полимеры не дают стопроцентной гарантии дальнейшей ровности покрытия. Если потеряли свою плотность нижние слои дороги, как и чем их не закатывай сверху, всё равно рано или поздно появится колея. А ведь на магистральных улицах в этом году в процессе среднего ремонта срезали только верхний пятисантиметровый слой покрытия, не трогая основание. Появятся ли неровности, к примеру, на том же проспекте Абая, поглядим на будущий год!

Новый полимерный асфальт на проспектах Алматы: каков он?

Кстати, посмотреть, как тестируют асфальт, а также узнать, как образовываются на наших улицах аномалии, можно в новом проекте «Дорожник» на YouTube-канале Kolesa.kz.

Комментариев: 8

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
  • Аватар
    Tm

    разрушает асфальт раньше времени — это вода, которая замерзая расширяется! но создается впечатление, что асфальт ложат без применения уровня! лужи есть в большом кол-ве, хотя сливная решетка совсем близко, но выше уровнем. И ямы всегда в том же месте, где были лужи.

    Ответить
  • Аватар
    Павел

    НА Абая уже начал продавливаться. Видимо так задумано, т.е. дорога становится более обтекающей колёса автобусов, что тоже влияет на безопасность, при очень глубокой колее, получится практически «трамвай», т.е. автобус едет по продавленной колее, и не может например обогнать кого то, выехать с выделенной полосы, быстро разогнаться. Судя по всему скоро будет доклад от умеющих пользоваться калькулятором о том, что так и задумано а мы , ничего не понимаем в новых технологиях.

    Ответить
  • Аватар
    Mikola

    Какая разница какой асфальт на дорогах если даже в Астане дефицит ГСМ. На редких заправках есть автогаз. Почти нигде его нет. Приехали.

    Ответить
  • Аватар
    Sai

    Будет колея

    Ответить
  • Аватар
    Дмитрий

    Короче говоря денег много возьмем, а положим мало) Тимирязева, Гоголя там везде калия, соро можно будет там в прятки играть. И если н толку то залейте просто эти полосы бетоном. может надежней будет а на Аль-фараби в следующем году опять заменят асфальт, и на это найдутся новые причины.

    Ответить
  • Аватар
    Mikola

    Почему до сих пор не изменили нормативы по дорогам и не взяли например канадские, где сходный климат и дороги там не ремонтируют каждый год одни и те же.

    Ответить
  • Аватар
    БОСС

    В СССР использовали асфальт с крупными фракциями камней, там до сих пор старая дорога лежит и уходит в воду целая

    Ответить
  • Аватар
    Реальный покупатель

    Этот Асфальт а точнее его замену Алматинцы запомнят надолго …

    Ответить