Главное отличие канонического «британца» от его американских (и не только) собратьев по классу заключается в том, что создавался будущий Land Rover как сельскохозяйственная машина без особых намёков на армейскую службу. В техническом задании говорилось о совмещении свойств автомобиля повышенной проходимости и лёгкого трактора. То есть способность тянуть за собой плуг и использование в качестве привода для циркулярки считались приоритетнее возможности установки вооружения.
В отличие от теперешних времён, когда путь от прототипа до серийного образца может затянуться на десятилетие, наши (точнее их) деды делали всё быстро, и первый Land Rover пошёл в серию уже в 1948 году. Поэтому на нём успел поездить последний His Majesty — Георг VI, которого вскоре свело в могилу неумеренное потребление курева. В полной мере насладиться брутальными прелестями всевозможных «лендроверов» всех поколений и разновидностей смогла лишь его старшая дочка. Елизавета II ездила на Land Rover не только посуху во время многочисленных зарубежных поездок и в своих загородных владениях, но ещё и на море, прямиком по лётным палубам авианосцев, коими в пятидесятые годы прошлого века ещё был богат Королевский флот.
Чуть позже для монарха с дипломом квалифицированного автомеханика изготовили несколько парадно-выездных «лендроверов» в фамильной бордовой окраске с окантовкой, трибуной и поручнями в корме.
Разумеется, баба Лиза искусно водила эти машины и сама, несмотря на наличие опытных персональных шофёров. Более того, могла прокатиться с ветерком, вводя в испуг чересчур осторожных зарубежных глав государств.
Что же до британской армии, то она, естественно, не упустила возможности заполучить столь замечательный «трактор». Военные тут же снабдили мирный Land Rover стрелковым (позже ракетным) оружием и бронёй. Старшее поколение, наверное, помнит частенько мелькавшие в репортажах советского ТВ из бунтующего Ольстера патрульные «лендроверы», превращённые в устрашающего вида фургоны с сетками на окнах.
Для усмирения особо буйных бойцов ИРА предназначался более серьёзный вариант Shorland, строившийся фабрикой в Белфасте на шасси Land Rover Series IIA начиная со второй половины 1960-х. Если бы не гражданская мордашка, то увенчанная пулемётной башней бронемашина вполне уместно смотрелась бы на поле боя в компании полноценных БТР и танков.
Поклонникам «лендроверов» более знакома «Розовая пантера» — облегчённая дальнобойная спецверсия внедорожника для бойцов британского спецназа (САС). Девчачья окраска появилась по итогам эксплуатации машин в Омане, где коммандос несли службу по охране британских аэродромов, военных баз и осуществляли патрулирование местности. Розовый цвет отлично скрадывал автомобиль в песках, особенно в рассветные часы и на закате.
Даже для рядовых исполнений военных Land Rover существовали углублённые конические колёсные диски, благодаря которым машина могла обойтись без мостов и форсировать пропасти и водные преграды по натянутым тросам. Буквально.
Тем временем гражданские специальности Land Rover множились в геометрической прогрессии, а список кузовов, устанавливаемых сторонними конторами на прочное рамное шасси, мог бы занять не одну страницу. Помимо людей «лендроверы» с минимальными доработками были способны транспортировать на себе даже гоночные болиды, как этот Cooper 500 Формулы 3 пилота Льюиса-Эванса в 1956 году.
Параллельно с капотными версиями завод выпускал «лендроверы»-бескапотники с кабиной над двигателем преимущественно для спасательных и коммунальных служб. Некоторые исполнения грузовичков сохраняли привычный облик, другие менялись до неузнаваемости.
Помимо трёхосных модификаций Land Rover существовала полугусеничная армейская версия Centaur (Кентавр) и лифтованный гражданский вариант с гусеницами Cuthbertson на восьми (!) колёсах, порождённый необходимостью езды по торфяным полям Шотландии.
А ещё английские фермеры и охотники использовали действительно тракторные Land Rover с соответствующего типа колёсами. Однако к подобного рода переделкам сама фирма уже не имела никакого отношения, то было сугубо народное творчество.
Случайное стечение обстоятельств летом 1957 года на берегу штата Нью-Йорк свело бежевый «лендровер» и Мэрилин Монро. Находившаяся на пике всемирной популярности голливудская дива нежданно для фотографа согласилась попозировать за рулём абсолютно негламурной машины.
Как известно, приставка Defender в лендроверовском названии появилась десятилетия спустя после её появления на свет. Всю свою жизнь автомобиль в документах обходился лишь указанием серии, а с 1983 года ещё и индексами 90 и 110, обозначающими длину колёсной базы в дюймах.
В довершение обзора предлагаю читателям вспомнить одну старую превосходную комедию, в которой Land Rover сыграл небольшую, но запоминающуюся роль. Ай-яй-яй!
Манас ты крут. Очень интересно!
Машины хорошие, только вот официальные дилера в РФ и РК крутые мошенники, на бумаге только проводят гарантийные ремонты.