«Кочевник-трофи 2021»: автоспорт возвращается!

«Кочевник-трофи 2021»: автоспорт возвращается!

Первый этап чемпионата по трофи-рейдам прошёл в Алматы.

«Кто на „Кочевнике“ не бывал, тот трофи-рейдов не видал», — такими байками кормят новичков старожилы этого вида спорта. Новичков всегда мало, этой весной особенно. Ведь этап чемпионата РК по трофи-рейдам «Кочевник-трофи 2021» стал первым разрешённым официальным автоспортивным мероприятием в Казахстане после года ковидных ограничений. И многим было интересно, не умер ли автоспорт в целом и трофи-рейды в частности? Кто приедет? Состоится ли этап вообще?

Регламент

К основному документу соревнований, где написано, что можно и что нельзя, добавили часть «медицинским почерком» о необходимости по прибытии пройти тест, о масках, антисептиках, правилах поведения в лагере и «санитарном пузыре». Стартовый взнос тоже подрос, экспресс-тесты участникам пришлось оплачивать из него. Антисептики повсюду, даже на столе у техкома, и, согласно регламенту, по литру у каждого экипажа. Спортсмены шутят, что впервые обязательно иметь при себе алкоголь.

Трасса Нур-Султан — Алматы

Поездка на «Кочевник» для северян — это дополнительный этап, порой более сложный, чем гонка. В Алматы уже комары летают, а на севере — бураны, сугробы и стабильный минус. Дорога из зимы в лето, а потом из лета в зиму со всеми прелестями в виде гололёда, грязи, снега, которые сдабривают и без того печальный ремонт трассы. Туда на Toyota Tundra с прицепом в три смены, почти без остановок мы доехали за 22 часа. Обратно — за 24. В принципе, в режиме «больше газа — меньше ям» даже по объездам ехать можно. Но ограничения «50», днём пробки из медленных фур и полиция. Ночью второго и третьего почти нет. На новой легковой машине ехать не стоит. Велик риск разбить стекло, поймать «зайца» и заменить после подвеску. На самом деле всё это про участок Караганда — Капшагай.

20 часов на GPS-ориентирование

«Кочевник» славится своими солончаками. Это территория охотхозяйства «Манул» северо-восточнее посёлка Чилик. Уникальное в своём роде место в это время года состоит из трёх полевых дорог сомнительной проходимости, липкой грязи и бродов. А сверху — ветер и пыль.

«Кочевник-трофи 2021»: автоспорт возвращается!

Для СУ1 организаторы придумали сложную схему, по которой участники должны были провести в гонке изнуряющие 20 часов. Днём и ночью.

«Кочевник-трофи 2021»: автоспорт возвращается!

Отложенный старт

Всё едва не сорвалось в последний момент, когда экипажи буквально стояли на линии старта. Оказалось, что автомобиль скорой помощи не приехал, а начинать без него нельзя.

«Кочевник-трофи 2021»: автоспорт возвращается!

Как так получилось, отдельная история. Вроде бы кто-то где-то посмотрел не в тот пункт инструкции. А в базовом лагере поначалу приняли за скорую белый фургон, который стоял поодаль рядом с автомобилем МЧС. Старт перенесли с 13:00 на 15:15. К счастью, к тому времени медики успели добраться, и соревнования состоялись.

Наша погоня за участниками быстро закончилась в луже, через которую даже «боевая» машина прошла на лебёдке. Получилось всего несколько кадров.

Участники

Кроме единственного экипажа из Нур-Султана (ТР1), иногородние участники представляли Караганду (один экипаж в ТР1) и Тараз (по два экипажа в ТР1 и ТР2). В категориях ТР1 и ТР2 собралось по шесть экипажей — этого достаточно, чтобы победителям получить очки в зачёт чемпионата, и четыре экипажа в ТР3.

В целом участников по нынешним временам не так уж и мало, особенно если учесть тех, кто в последний момент отказался от поездки по разным причинам. Но для праздника — возвращения автоспорта не результат.

«Кочевник-трофи 2021»: автоспорт возвращается!

Можно порассуждать о самом некогда многочисленном классе — «Свободном». Заявки в него сейчас принимают с самым лайтовым и дешёвым сертификатом ФАМС категории L. Однако ни одного экипажа!

Не взлетим, так поплаваем

Место для кольцевой новое, в стороне. На первый взгляд та же грязь, тот же солонец. А вот на деле вышло иначе даже после многообещающего старта категории ТР1.

Первым делом присутствующие услышали, что Иван Курдин и Алексей Бабинов на Subaru Forester, сошедшие на СУ1, намерены, что называется, дать бой, судя по звуку мотора, воздушный. Оппозитный двигатель тонко взвыл и, не меняя тона, как на вариаторе, потащил машину наматывать круги. Казалось, это крик победителя, однако вдали от старта Subaru ждала яма, которая приняла её как родную. Помогла лебёдка и якорь, но в эту яму тут же влетел Pajero Александра Терещенко и Дмитрия Студенцева из Караганды. И, несмотря на многие усилия экипажа, остался там до конца заезда. Тем временем Толеген Адильбеков и Андрей Бессарабов на Prado 73 сделали комфортный отрыв и чуть позже финишировали на первом месте. Экипаж Subaru — на втором. Сама зона финиша внезапно подарила присутствующим массу острых моментов. Третье место на СУ-2 заняли Ринат Идрисов и Денис Стишов, их Pajero загорелся перед финишем, но огнетушитель решил проблему. Обездвиженная машина пересекла финишную черту на лебёдке. Таким же образом финишировал и Pajero Хошима Шерматова и Геннадия Чернявского из Тараза.

«Кочевник-трофи 2021»: автоспорт возвращается!

Заезд ТР-2 начался не менее впечатляюще. Сразу после старта в облаке пыли один из Prado братьев Даировых щедро наподдал другому, однако ни одна машина из-за этого инцидента не остановилась. После многообещающего начала автомобили участников, иногда ненадолго «подсаживаясь» и вызволяя себя с помощью лебёдки и якоря, продолжали наматывать круги.

С лучшим результатом на кольце финишировали Абдужалил и Отабек Курбановы, а также ещё один экипаж из Тараза — Еркен Курбанов и Дмитрий Емелин. Как можно заметить, в таразском автоспорте сильны семейные традиции. Дмитрий Гончаренко и Александр Дудкин из Алматы показали третий результат. Сходов в этом классе не было.

Кольцевая ТР-3 выглядит драматично только в итоговой таблице. У двух машин сход, победа как в этапе, так и, судя по предварительным результатам, во всей гонке досталась Ихсану Калиламбекову и Вадиму Пархоменко. Оба спортсмена в представлении не нуждаются, однако непривычно видеть их в одной машине. Непобедимый в течение многих лет в ТР2 экипаж Мандриченко — Пархоменко в этом сезоне распался, что заставляет жалеть о малой конкуренции в ТР3 и создаёт лишнюю интригу в ТР2.

Что делать, если на кольце отказали «дворники»? Искать решение пришлось экипажу Олега Ратникова и Никиты Бердышева. Поливать лобовое из бутылки — не вариант, управлять движениями пилота голосом — тоже. Пришлось остановиться и выбить лобовое стекло. Жаль, что всё равно СУ-2 у них вне зачёта.

Особенность послековидного регламента — растянутая во времени процедура подсчёта очков. Раз награждение — это массовое мероприятие, поэтому его церемония в базовом лагере не предусмотрена. В довершение ко всему был подан протест, и решение по нему вынесли только в понедельник.

Победители и призёры

ТР-1

    1. Идрисов Ринат и Стишов Денис, Алматы, ММС Pajero 2.

    2. Адильбеков Толеген и Бессарабов Андрей, Нур-Султан, TLC-73.

    3-4. Терещенко Александр, Студенцев Дмитрий, Караганда/Темиртау, MMC Pajero 1.

    3-4. Курдин Иван, Бабинов Алексей, Алматы, Subaru Forester.

ТР-2

    1. Гончаренко Дмитрий и Дудкин Александр, Алматы, TLC 7х.

    2. Курбанов Абдужалил, Курбанов Отабек, Тараз, TLC 7х.

    3. Курбанов Еркен, Емелин Дмитрий, Тараз, TLC 7х.

ТР-3

    1. Калиламбеков Ихсан, Пархоменко Вадим, Алматы.

    2-3. Ратников Олег, Бердышев Никита, Алматы.

    2-3. Пасынков Анатолий, Базарбаев Хасенжан, Алматы.

Следующий этап ЧРК по трофи-рейдам запланировано провести в Петропавловске в начале мая, однако вполне возможно, что вместо этого соревнование в эти даты переедет в Тараз. Загадывать сложно, учитывая новые санитарные ограничения. Надеемся, что он просто состоится хоть где-нибудь.

Бекстейдж

Комментариев: 5

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.