Камера! Мотор! Поехали!

Как проходила съёмка динамических сцен в кино и на ТВ: от велосипеда до суперкара.

В наши дни съёмка движущихся на скорости объектов, преимущественно машин и мотоциклов, превратилась в хорошо отлаженный процесс, где работа профессиональных операторов базируется не только на личном мастерстве, но и подкреплена сопутствующей высокотехнологичной техникой, тем более что в эпоху реалистичной компьютерной анимации качественная живая съёмка приобретает ещё большую ценность.

На заре фотодела и синематографии всё было иначе, поскольку на свете ещё не существовало, не было придумано необходимых устройств. Приходилось изворачиваться подручными средствами, как тому безымянному фотографу, установившему камеру на трицикл.

С развитием кино перед режиссёрами встала задача съёмки динамичных сцен, например людей в едущем автомобиле. Долгое время обходились примитивным спецэффектом: автомобили ставили перед экраном, куда проецировалась меняющаяся картинка, благодаря чему рождалась иллюзия движения. Однако такой способ годился лишь для близких планов, тогда как для передачи драйва и сопричастности к гонке требовался неподдельный реализм.

Считается, что первые машины для операторов были разработаны для гонки колесниц в раннем голливудском пеплуме «Бен-Гур» (1925 г.), где съёмка велась с различных точек, в том числе непосредственно в гуще событий. Рабочие площадки с ограждением устанавливались как на машинах, так и на прицепах, обеспечивая убедительность демонстрируемой сцены из далёкого прошлого.

Кинематографисты ещё находились в привилегированном положении по сравнению с коллегами из мира документальной хроники — те обходились тем, что было под рукой в данный момент. Чтобы запечатлеть победоносное дефиле гитлеровских 770-х «мерседесов» по Берлину, уже немолодому оператору пришлось балансировать с неустойчивой треногой прямо на крыше машины эскорта без всякой поддержки. Надёжная гладь германских автострад тогда явно избавила хроникёра от возможного конфуза.

В сороковые годы труд кинодокументалиста была связан с риском не только падения с крыши. На табличке машины, разъезжавшей по освобождённому союзниками Парижу, было обращение к вооружённым людям не открывать огонь по французскому оператору («не стреляйте в пианиста — он играет как умеет»).

Зная силу воздействия кино на массы, в СССР ещё до войны озаботились постройкой специализированных операторских машин, базой для которых, как правило, были отслужившие своё представительские ЗиСы, а позже ЗиЛы и «чайки», чья мягкая подвеска обеспечивала плавный ход с минимальной тряской, а матовый чёрный цвет кузова избавлял от бликов.

За океаном крупные телекомпании, освещавшие относительно продолжительные мероприятия — конвенты политических партий, церемонии инаугурации и так далее, — также обеспечивали своих полевых сотрудников удобными для работы машинами. Например, служебный кадиллак NBC имел сразу два выреза-гнезда в крыше, в которых телевизионщики играючи перемещали по кольцевым поддонам увесистую аппаратуру, словно бортовые стрелки пулемёты на тяжёлом бомбардировщике.

Сложнее всего приходилось спортивным телекомментаторам. Скорость и характер движения исключали возможность применения громоздких и тихоходных операторских экипажей, поэтому приходилось либо сооружать импровизированную площадку прямо на переднем бампере…

Либо водружать штатив с камерой и диктофоном без непосредственного участия человека, как это сделали для британского пилота F1 Грэма Хилла на его болиде GRM во время съёмок гонки в Сильверстоуне.

Военно-морской флот, где в годы Второй мировой войны впервые были внедрены системы трёхплоскостной гироскопической стабилизации, поделился полезным изобретением с армией, а к 1970-м годам новшество перекочевало в телевизионную технику, позволив вести съёмку при помощи «длинной руки» — съёмочного крана с дистанционным управлением. Кран называется Russian Arm, и за его изобретение советско-украинский инженер Анатолий Кокуш получил два «Оскара».

В подобных устройствах наиболее ответственным элементом являются головки стабилизации с электронным датчиком вертикали внутри. Сверхточные устройства, контролирующие сервоприводы камеры, при десятиминутной непрерывной съёмке с несущегося по виражам, а то и неровностям автомобиля допускают суммарное отклонение объектива от заданного фокуса не более одного градуса!

Вообще мир кинематографической спецтехники исключительно богат на всяческие придумки и весьма разнообразен. Взять, к примеру, модульную тележку Go Mobile, на которую устанавливается кузов любого автомобиля. Как это работает, вы можете увидеть на примере закулисья фильма «Дитя человеческое» (2006 г.).

Комментариев: 1

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.