В наши дни съёмка движущихся на скорости объектов, преимущественно машин и мотоциклов, превратилась в хорошо отлаженный процесс, где работа профессиональных операторов базируется не только на личном мастерстве, но и подкреплена сопутствующей высокотехнологичной техникой, тем более что в эпоху реалистичной компьютерной анимации качественная живая съёмка приобретает ещё большую ценность.
На заре фотодела и синематографии всё было иначе, поскольку на свете ещё не существовало, не было придумано необходимых устройств. Приходилось изворачиваться подручными средствами, как тому безымянному фотографу, установившему камеру на трицикл.
С развитием кино перед режиссёрами встала задача съёмки динамичных сцен, например людей в едущем автомобиле. Долгое время обходились примитивным спецэффектом: автомобили ставили перед экраном, куда проецировалась меняющаяся картинка, благодаря чему рождалась иллюзия движения. Однако такой способ годился лишь для близких планов, тогда как для передачи драйва и сопричастности к гонке требовался неподдельный реализм.
Считается, что первые машины для операторов были разработаны для гонки колесниц в раннем голливудском пеплуме «Бен-Гур» (1925 г.), где съёмка велась с различных точек, в том числе непосредственно в гуще событий. Рабочие площадки с ограждением устанавливались как на машинах, так и на прицепах, обеспечивая убедительность демонстрируемой сцены из далёкого прошлого.
Кинематографисты ещё находились в привилегированном положении по сравнению с коллегами из мира документальной хроники — те обходились тем, что было под рукой в данный момент. Чтобы запечатлеть победоносное дефиле гитлеровских 770-х «мерседесов» по Берлину, уже немолодому оператору пришлось балансировать с неустойчивой треногой прямо на крыше машины эскорта без всякой поддержки. Надёжная гладь германских автострад тогда явно избавила хроникёра от возможного конфуза.
В сороковые годы труд кинодокументалиста была связан с риском не только падения с крыши. На табличке машины, разъезжавшей по освобождённому союзниками Парижу, было обращение к вооружённым людям не открывать огонь по французскому оператору («не стреляйте в пианиста — он играет как умеет»).
Зная силу воздействия кино на массы, в СССР ещё до войны озаботились постройкой специализированных операторских машин, базой для которых, как правило, были отслужившие своё представительские ЗиСы, а позже ЗиЛы и «чайки», чья мягкая подвеска обеспечивала плавный ход с минимальной тряской, а матовый чёрный цвет кузова избавлял от бликов.
За океаном крупные телекомпании, освещавшие относительно продолжительные мероприятия — конвенты политических партий, церемонии инаугурации и так далее, — также обеспечивали своих полевых сотрудников удобными для работы машинами. Например, служебный кадиллак NBC имел сразу два выреза-гнезда в крыше, в которых телевизионщики играючи перемещали по кольцевым поддонам увесистую аппаратуру, словно бортовые стрелки пулемёты на тяжёлом бомбардировщике.
Сложнее всего приходилось спортивным телекомментаторам. Скорость и характер движения исключали возможность применения громоздких и тихоходных операторских экипажей, поэтому приходилось либо сооружать импровизированную площадку прямо на переднем бампере…
Либо водружать штатив с камерой и диктофоном без непосредственного участия человека, как это сделали для британского пилота F1 Грэма Хилла на его болиде GRM во время съёмок гонки в Сильверстоуне.
Военно-морской флот, где в годы Второй мировой войны впервые были внедрены системы трёхплоскостной гироскопической стабилизации, поделился полезным изобретением с армией, а к 1970-м годам новшество перекочевало в телевизионную технику, позволив вести съёмку при помощи «длинной руки» — съёмочного крана с дистанционным управлением. Кран называется Russian Arm, и за его изобретение советско-украинский инженер Анатолий Кокуш получил два «Оскара».
В подобных устройствах наиболее ответственным элементом являются головки стабилизации с электронным датчиком вертикали внутри. Сверхточные устройства, контролирующие сервоприводы камеры, при десятиминутной непрерывной съёмке с несущегося по виражам, а то и неровностям автомобиля допускают суммарное отклонение объектива от заданного фокуса не более одного градуса!
Вообще мир кинематографической спецтехники исключительно богат на всяческие придумки и весьма разнообразен. Взять, к примеру, модульную тележку Go Mobile, на которую устанавливается кузов любого автомобиля. Как это работает, вы можете увидеть на примере закулисья фильма «Дитя человеческое» (2006 г.).
Ничего так NBC жировали, попроще машины чем Кадиллак Эльдорадо не нашли?!