Обновлённый завод РГП ИПЦ* заработал относительно недавно, в 2021 году. И сегодня это костяк производства с филиалами по всему Казахстану. К слову, в 2013 году мне удалось побывать в цехах фирмы «Латон», в которых с 1994 года производили госномера для всего Казахстана больше двух десятилетий. Так что было интересно сравнить, что изменилось с приходом новых производственников с уже полностью государственными корнями. Итак, начинаем нашу небольшую экскурсию!
«Номерной двор» расположен в столице на правом берегу и с высоты птичьего полёта напоминает некую странную стилизованную звезду.
Предприятие охраняется. Не мудрено, всё-таки изготавливаются государственные документы, и попасть сюда можно только после тщательной проверки и длительных согласований. Посмотреть, как сегодня делают госномера, водительские права и техпаспорта, нам
Как чеканят госномера
Основа таблички — алюминиевая лента немецкого производства. Из неё делаются заготовки для номерных знаков. Казахстанский, российский и китайский алюминий пробовали, но, как говорят, не устроил по качеству. Металл от северных соседей, например, оказался слишком ломким. «Латон», к слову, тоже раньше использовал материал из Германии. Оборудование для производства заготовок включает в себя распределитель, на котором накладывается алюминиевая лента в
В день станок, кстати также сделанный в ФРГ, выпускает до 16 тысяч заготовок разных форматов. С появлением новых областей нагрузка на предприятие возросла.
Следующий шаг, очень важный, — нанесение уникальных
Далее штамповка цифр и букв, покраска и финальный этап — контроль качества. Дефектные отбраковываются, а прошедшие проверку упаковываются в коробки по 50 штук и отправляются в регионы. Каждая коробка также помечена своим
Госномера хорошо защищены от воздействия внешней среды. Ни флаг, ни
Можно номер под заказ отштамповать?
В цехе штамповки и покраски на госномера наносят цифровые и буквенные значения. В столице эту работу выполняют на трёх прессах. Как и прежде, на «Латоне» цифры и буквы на ГРНЗ прессуют люди, но доступ к станку получают только определённые сотрудники по отпечатку пальца.
На станок поступает привязанное к
Сотрудник собирает набор цифр и символов вручную и помещает его в станок. Отличительный знак страны, KZ, выдавливается на номерах здесь же. Полностью отказаться от ручного труда на предприятии пока не получилось.
«Мы проанализировали оборудование, способное сразу же автоматически печатать госномера. Но оказалось, что установить его во всех регионах слишком дорого. Не выпускается в областях того количества номеров, что было бы способно окупить затраты на автоматику. Так что приняли все риски присутствия человеческого фактора и тщательно контролируем процессы. В результате бракованных номеров на заводе бывает не более 0.01 %», — говорят на заводе.
После того как цифры и буквы выдавлены, на них наносится чёрная плёнка горячего тиснения. Далее контроль качества, упаковка в коробки и отправка в регионы.
Три столичных станка обслуживают спецЦОНы Акмолинской, Карагандинской и
К слову, когда-то у фирмы «Латон» было всего два станка на всю республику, а дубликаты госномеров изготавливались до 15 дней. Сейчас же в столице, а также в Алматы и Шымкенте получить дубликат можно даже в день заказа. Хотя всё зависит от загруженности оборудования на момент подачи заявки.
Всего подобных станков в Казахстане 18. Расположены они в 11 регионах и скоро появятся в новых областях.
Цифровизация. Без неё никак
Ранее всё делалось на бумаге: оформлялись заявки, писались письма в КАП МВД РК. Сейчас процессы переехали в онлайн и автоматизированы. Программа сама создаёт заявки на изготовление номерных знаков от регионов в алфавитном порядке, и все они поступают в автоматизированную информационную систему «Сервисный центр» РГП ИПЦ.
Но информационно-производственный центр изготавливает не только номера. Здесь же делают водительские права и техпаспорта. Такая же техника стоит сегодня в ЦОНах.
Комплект печатного оборудования состоит из трёх модулей, в том числе из принтера CP500, где на первом этапе в чип водительского удостоверения вносится текстовая графическая информация о владельце, затем печатается фото, и почти готовый документ передаётся на модуль ламинирования CL50, где наносится голографический
Аналогичным образом печатают техпаспорта. За вычетом ламината. На них
Новые СРТС и права оформляются сегодня в 103 центрах обслуживания населения. Оборудование распределено таким образом, чтобы в тех ЦОНах, где оформляется большее количество заявок, было установлено как минимум два комплекта. В результате в ЦОНах областных центров и городов республиканского значения стоит по два комплекта. А в спецЦОНе на трассе
От редакции
В сравнении с «Латоном», несмотря на то что ручной труд на производстве
*РГП ИПЦ — Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения
И всё же, какой-то устаревший подход к этому делу. Если уж они о немцах упоминают, то там эти номера делают во множестве киосков расположенных вокруг адм.зданий по регистрации. И заказывай их хоть сотню на один «техпаспорт», вешай их на машину, на своё парковочное место, и пр., был бы документ в наличие и проблем нет.
Хоят было время, в тот же Латон, заедешь по дороге, на Ташкентской в Алматы, свой поцарапанный «номер» сдал, новый забрал, дело было 10-ти минут.
На деле — одна контора монополистом была, теперь другая.
И ведут какие-то разговоры о подделках, кому они нужны спрашивается. Да даже если, то копии печатают в соседней стране, с рекламой о полосках, значках и прочем.
Зачем абсолютный отказ от стандарта 1993 года? По чьей-то прихоти, люди обязаны пройти перерегистрацию, если старый номерной знак пришёл в негодность. Но вспоминаешь время, когда в том самом 1993 году всех принуждали менять номера советского образца на новый стандарт, и думаешь, ну хорошо хоть так.
Опять же, в той пресловутой Германии возможно получить дубликат в стандарте, действовавшем до ЕС.
И что это такое — пестуется аура некоей недосягаемой технологии. Смешно читать. Тем, кто станка вживую не видел, и из страны никогда не выезжал, наверное можно подобное рассказывать.
В современном мире, достаточно наклейки с номером, как на троллейбусе, и только для того, чтобы человек мог прочесть и запомнить. Множество вариаций невидимых глазу идентификаторов можно нанести на авто и камеры их считают.
Причём у немцев весь этот «завод» помещается в относительно небольшой комнате и обслуживается одной женщиной))) и она же успевает ещё и сувенирные делать))
И чья эта ТООшка?
Читайте внимательнее, чтобы глупых вопросов не задавать.
*РГП ИПЦ — Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Информационно-производственный центр» МВД РК
Сдаю номера на хранение и не хочу кормить эту ТОО ЛАТОН
Фирмы «Латон» уже нет больше года.
Вас можно убедить простой сменой названия?!)))
Когда начнут печатать номера на скутеры, и обязательную регистрацию ввести, в случае дтп они просто убегают. Понятное дело лопата мотоциклетная не поместится на маленький корпус, потому пора пересмотреть стандарт, заодно и мото номер привести к американскому или европейскому размеру.
У меня номер поцарапан, могу ли я поменять на новый такой же? Что то про это не сказали
Можно, если ваш номер нового образца 2012 года. Надо будет в спеццон обратиться для подачи заявки на дубликат.
Спасибо! Да, у меня нового образца
Государство РГП могут выполнять много прибыльных работ самостоятельно без всяких частных ТОО. Парковки, ремонт дорог, камеры итд. Это ГЧП лазейка привлечь свою ТОО к гос заказам.
Номер с заглавного фото данной статьи (711 AEO 09) был выдан только сегодня автомобилю LADA 21725 2014 г.в.