Пятый этап чемпионата Казахстана по трофи-рейдам «Целина-трофи-2018» запомнился сложным ориентированием, концентрацией препятствий на квадратный метр кольцевой и двумя переворотами боевых экипажей, что в среднем вдвое больше обычного.
Об ориентировании
Возможно, это последний трофи-рейд близ Астаны. Все традиционные места в этом сезоне уже непригодны для соревнований. Где-то строят дома, где-то дороги. Окрестности посёлков Косшы и Тайтобе в рейтинге засадных участков у организаторов были не на первом месте, но в итоге оказались единственными.
Выбрали простой и надёжный формат: в первый день — 10-часовое GPS-ориентирование, во второй — кольцевая. Место для ориентирования на первый взгляд смешных размеров — дальняя точка всего в семи километрах от старта. То есть площадь около 50 кв. км, что по меркам этого вида спорта, — тьфу.
Но не всё так просто. Территория интересна хотя бы тем, что именно это место дало первое название будущей столице. Да-да, ту самую сопку Акмол на заднем плане вы видите на некоторых фото. Не волнуйтесь, исторические памятники в ходе трофи-рейда не пострадали. Если так можно выразиться о земле, которая вся в заброшенных карьерах.
Места эти, так скажут и многие участники, имеют особенную энергетику. Здесь сложно ориентироваться даже людям с развитым природным чувством направления. Забавно, что и навигаторы нет-нет сбоят, даже самые надёжные.
В таких условиях участникам в каждом классе нужно было взять более 70 точек за 10 часов. Многовато, даже несмотря на маленькие пробеги. Хотя не такие уж и маленькие. Пойма реки Нура испещрена старицами, ландшафт меняется каждый год, спутниковые снимки неактуальны, ну и, к примеру, там есть место, где можно поставить четыре точки в радиусе ста метров, а чтобы подъехать ко всем на машине, придётся накрутить километров сорок.
Коварство местности аукнулось одним переворотом — прототип ТР3 заехал колесом в безобидную с виду лужу глубиной с колодец — и четырьмя сходами в категории ТР2.
Об участниках
Почти все экипажи приехали в Астану издалека: из Караганды, Кокшетау, Петропавловска, а также из Алматы и Тараза. Астанчан было мало, в итоге самая интересная борьба завязалась в ТР1 и ТР2, в последнем собралось 11 машин.
Сориентировались на первом СУ лучше всех Николай Овчинников и Евгений Ревин. Они взяли на одну точку больше, чем экипаж Олега Мандриченко и Вадима Пархоменко. (Обогнать экипаж Мандриченко в классе ТР2 удаётся не так уж часто и далеко не всем.) В ТР1 ноздря в ноздрю пришли три экипажа: Мухаммед Муталапов и Жаслан Балтабаев из Кокшетау, Тимур и Вячеслав Раковы из Алматы и Хашим Шерматов и Геннадий Чернявский из Тараза.
О кольце
Конфигурация кольцевой представляла существенную проблему для организаторов — естественно, пригодного места для неё не было нигде. Но полдня рытья земли погрузчиком и сутки работы мотопомпы (воду пришлось качать за 200 метров) сделали своё дело. Сложности обернулись даже преимуществом: зрительская точка была только одна, и вся в поле зрения.
Отведать грязи сначала отправили ATV и багги. Им не нужно было преодолевать подъём, и они от души порезвились на буераках.
Участники во всех автомобильных классах имели выбор: ехать через грязь по большому радиусу и зарабатывать честный один круг или в прямом смысле лезть на стенку, получая за это ещё два круга бонусом и сокращая себе половину кольца. Стенка тоже была с сюрпризом. Треть подъёма у основания была залита водой, ещё треть с виду выглядела отлично, но в двух метрах далее находилась огромная яма, и только треть была сухой и относительно простой, если не считать высоту ступеньки под два метра.
Первым на штурм стены пошёл класс ТР2. Экипаж Алексея и Евгения Асташовых из Петропавловска на УАЗе собрался было выходить наверх из воды, но не получилось. Остальные довольно быстро накатали сухой участок, причём два проезда сразу, и до конца гонки перекрыли машины Марины Насретдиновой и Олега Маслихина (сцепление и коробка у них барахлили ещё до старта СУ2). Оставшийся участок был узковат, на сравнительно лёгкий подъём попадали всего две машины,
Не желая этого терпеть, Николай Овчинников и Евгений Ревин рванули правее. Продолжением стал один из самых впечатляющих кульбитов в истории астанинских соревнований. Сразу за гребнем правое колесо их машины ушло в яму, а задняя часть вздыбилась почти вертикально на зависть всем постановщикам трюков а-ля автомобиль качается на краю пропасти.
Экипаж пытался спасти положение, но становилось только хуже. Повисев так с минуту, машина в полтора оборота смачно кувыркнулась вниз. Раздосадованный пилот вылез через окно, гонку прерывать не стали.
В ТР1 вообще все участники ездили только через стенку по малому кругу, включая получивший широкую известность на прошлом этапе в Таразе Subaru Forester Ивана Курдина и Алексея Бабина (они там ходом прошли несколько рвов, и теперь это видео набирает тысячи просмотров на мировых сайтах). Форик и здесь не спасовал, хотя из-за длинной базы ему пришлось нелегко.
О победителях
В классе ТР2 на первое место, не особо спеша, приехали Олег Мандриченко и Вадим Пархоменко (они были вторыми в первый день и третьими во второй), вторыми стали герои дня — Николай Овчинников и Евгений Ревин. На третье место фактически за один СУ (на первом у них был сход) поднялись Евгений Казаков и Геннадий Скорик.
В ТР1 первое место разделили экипажи Мухаммеда Муталапова и Жаслана Балтабаева из Кокшетау, Толегена Адильбекова и Ержана Оразалинова из Астаны. Стоит заметить, что вторых на тумбочку вывез Jeep Wrangler, двигатель которого стуканул ещё три гонки назад, но до сих пор ездит, слегка попыхивая дымком, в таком состоянии.
В ТР3 победили многоопытные Алмаз Кадыр и Руслан Ахмудов (Астана — Алматы), показав класс во взятии сложных точек на ориентировании и образцово накатав собственную дорогу через стенку на кольцевой.
Следующий этап ЧРК по трофи-рейдам пройдёт в окрестностях Алматы, вероятнее всего, в последние выходные сентября.
Комментариев: 0