История о том, как «Мерседес» купил «Ауди»

24 апреля 1958 года концерн Daimler-Benz стал владельцем компании Auto Union, производителя автомобилей Audi.

Об этом уже подзабытом событии из сферы большого бизнеса напомнили непрекращающиеся и не совсем безуспешные попытки китайцев (в лице холдинга Geely) овладеть легендарным Daimler-Benz со всеми его марками, включая культовый Mercedes.

В начале 50-х годов прошлого века штутгартский концерн, постепенно приходящий в себя после потрясений мировой войны, выглядел заманчивой добычей для людей с уровнем достатка сильно выше среднего. Приобрести контрольный пакет акций практически одновременно вознамерились бывший спонсор нацистской партии миллиардер Фридрих Флик и пасынки Геббельса Харальд и Херберт Квандты. Наследники последних, кстати, до сих пор удерживают контроль над BMW.

Daimler-Benz

Если братья Квандты чурались внимания публики, то их соперник при всём желании не смог оказаться в тени. Фридрих Флик был хорошо известен немцам не только как трудоголик и редкого таланта финансист, но ещё и заботой о рабочих на своих предприятиях, подкреплённой щедрыми зарплатами. К сожалению, его тоже не особо волновало, кто находился в тот или иной момент у власти (подходы он сумел найти равно как к Гитлеру, так и к последующим немецким канцлерам), поэтому после падения Третьего рейха Флик был осуждён на Нюрнбергском трибунале и отправился в тюрьму.

Трибунал в 1947 году осудил Флика на 7 лет. После досрочного освобождения Флик возродил свою империю, и к 1960 году снова стал одним из богатейших людей в Германии

К тому времени, когда Фридрих Флик вышел из заключения, он утратил значительную часть своего состояния и оставшиеся в ГДР металлургические заводы. Но это обстоятельство никак не сказалось на его энтузиазме и амбициозных планах. Удивительно, но начавшийся процесс скупки акций Daimler-Benz представили… как хобби старого предпринимателя.

Нехитрая уловка сделала своё дело: когда банкиры Deutsche Bank, управлявшие на тот момент штутгартским концерном, опомнились, в руках Флика оказалось 15 %, а вскоре и 25 % акций — блокирующий пакет! В свою очередь братья Квандты к 1954 году завладели 9 % акций автопроизводителя. С учётом того что акции концерна на волне возникшего ажиотажа вздорожали аж в четыре раза, дальнейшее ценовое ралли угрожало непомерными тратами, потому Квандты выбыли из гонки.

Заполучив желанную власть над трёхлучевой звездой, Флик на этом не остановился, а двинулся дальше, нацелив свой интерес на наследника некогда мощного мультибрендового автоконцерна Auto Union. Его штаб-квартира и производственная база остались в ставшей социалистической Саксонии и были безвозвратно утеряны. Тем не менее созданная заново в Западной Германии в 1949 году одноимённая компания обладала юридическими правами на все перечисленные бренды, включая фирменное лого в виде четырёх переплетённых колец.

В «квартете» Auto Union автомобили Horch позиционировались, как «премиум-класса», DKW, как недорогие автомобили с двухтактными двигателями, Audi и Wanderer занимали нишу «среднего» класса

Руководство Auto Union, запустив процесс возрождения в 1950 году с недорогих DKW, отчаянно нуждалось в инвестициях для разработки и производства новых моделей. Флик не упустил такой шанс, приобретя с ходу 25 % акций очередного автопроизводителя, и продолжил наращивать свою долю, но уже руками Daimler-Benz. Да так успешно, что в 1958 году штутгартскому концерну принадлежало уже 88 % акций Auto Union, некогда злейшего конкурента за сердца и кошельки добропорядочных немцев. Неожиданно в Европе образовался крупнейший производитель автомобилей, исключая гигантов из США. Разумеется, ведь с Детройтом тогда тягаться было ещё рановато.

Одной из примечательных новинок Auto Union тех лет стал армейский внедорожник DKW Munga, в основу которого легли довоенные наработки компании

Отдав Auto Union под контроль Daimler-Benz, Флик, конечно же, рассчитывал на плодотворное сотрудничество обеих компаний. А с этим как раз таки и не заладилось. Конструкторы престижных технически сложных «мерседесов» с пренебрежением посматривали на разработчиков дешёвых DKW. Кроме того, свою роль сыграли просчёты менеджмента Auto Union, который в попытках утереть нос штутгартским снобам принялся копировать престижные заокеанские образцы, тогда как их основным конкурентом являлись народные фольксвагеновские легковушки.

Спорткупе Auto Union 1000 Sp именовали не иначе как немецким «Тандербердом» — похожесть двух машин была слишком очевидна

В общем, впрячь в одну упряжку коня и трепетную лань не получилось и в этот раз. В 1964 году неприкаянный Auto Union был продан всё тому же Volkswagen. С того момента началась история современных Audi.

А вот возродить ещё одну шикарную марку саксонского концерна не удаётся до сих пор. Поэтому Horch можно увидеть лишь в музейных экспозициях да в частных коллекциях, как этот великолепный 853-й кабриолет с заказным кузовом от Voll & Ruhrbeck

Комментариев: 3

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.