Поезд Алматы — Астана несёт меня в столицу, чтобы в нормальные такие морозы научиться ремеслу отогрева автомобилей. Говорят, на этом можно нормально денег поднять.
Я думаю, не нужно пояснять, какие в северных городах значения градусников зимой. И если машина ночует на открытом паркинге, то жди с утра приключений. Олега я нашёл быстро. В гугле набрал «отогрев Астана» и позвонил. Договорились, что он меня научит. Прыгаю в ночной поезд до столицы, и уже на следующий день мы приступаем. Ещё не рассвело, а уже первый заказ — нужно посмотреть «Туарег»…
Пока едем, болтаем. Олегу лет семь назад его друг-эстэошник посоветовал заняться этим прибыльным, хотя и сезонным делом. Денег тогда в карманах не водилось, работы тоже — сам он сварщиком пытался зарабатывать. Вот и взялся за отогрев. Эти услуги ещё не были тогда распространены, машины просто на эвакуаторе тащили на СТО и ждали, пока всё само согреется. Это и время, и деньги двойные (эвакуатор и услуги СТО). В общем, пару дней Олег покатался с товарищем и начал работать самостоятельно. Закупил оборудование, дал объявления в Интернете, и его маленький бизнес стартовал.
— Первое время, часто не заводил, шишки набивал. С годами пришёл опыт. Услуга у Олега начинается с 8 000 тенге, это завести автомобиль. Тут на отогрев можно потратить и 15 минут, и три часа. Температура падает — ценник растёт. Чем сложнее отогрев, тем выше ценник. Чем дальше география, тем дороже. Замёрзла фура? Оплата почасовая.
— Олег, представим: я ничего не умею делать. Сколько уйдёт времени, пока ты меня научишь?
— Конечно, нужно покататься со знающим человеком. Пару недель. Я семь лет на выездах и всё равно каждый раз что-то новое узнаю.
Приехали на вызов. Клиент буквально на днях купил VW Touareg, бензиновый, 3.6 литра. Вчера оставил на улице. С утра стартер крутится, машина не заводится.
В первую очередь нужно проверить выхлоп. Буквально ладошками закрываю выхлоп и прошу покрутить стартер. Давление тут идёт, значит, проблема не в этом.
Достаём тепловую пушку, гофру (чтобы задать направление тепла от пушки), палатку и провода с инвертором. Последний подключать только напрямую к аккумулятору. Никаких 12 вольт от прикуривателя — сгорит в худшем случае, в лучшем побежите за предохранителями. Пушку Олег использует дизельную. Она у нас, кстати, примёрзла. В дело идёт паяльная лампа.
— Вот видишь, приходится даже пушку отогревать. С газовой даже связываться не хочу. В мороз она начинает огнём плеваться. Наверное, не нужно объяснять, чем такое может закончиться…
За 15 минут при —15° подкапотное пространство отогрелось. Приподнимаю палатку, открываю капот, подношу ладонь к двигателю и чувствую — тепло. Пробуем завести. Стартер крутит, но двигатель не схватывает. Нужно понимать: дело не только в отогреве, а в устройстве конкретного авто. Выкручиваем свечи. Пробуем вкрутить новую свечку — не помогает.
Вызываем эвакуатор. Едем на СТО. Клиент купил все свечи. Поменяли — не помогло. Сняли топливный фильтр, а в его корпусе замёрзшая жидкость светло-коричневого цвета. Иногда проблема не в холодах, а в качестве ГСМ, которое заливается в баки наших авто из казахстанских топливораздаточных колонок.
— За какие машины не берёшься?
— Да вот тот же «Туарег», зря, блин, взял. Не люблю я с ними возиться. У них хрупкие впускные коллекторы, взорваться могут, а мне потом платить. Да и сама машина крайне проблематичная. Или машины, где сложно до свечей добраться, — тот же «паджик», некоторые «субари».
— На ютюбе тьма роликов, где неправильный или колхозный отогрев приводит к возгоранию. Как этого не допустить?
— КОН-ТРО-ЛИ-РО-ВАТЬ процесс. Следить за пушкой, проверять каждую минуту, как отогревается. Оплавить защиту очень легко. Именно поэтому я использую направляющую гофру, чтобы дать тепло в пол, оттуда всё равно жар поднимется. Если машина на газу, тут ещё аккуратнее нужно — подальше от газового оборудования и баллона. Не забудь про огнетушитель. И не вот эти пукалки, а нормальный восьмилитровый. И всегда выставляй его перед отогреваемой машиной. Клиенты, видя это, сразу настораживаются. Но я объясняю, что это мера безопасности.
Следующий клиент — дизельная «Делика». Повторяем ритуал: включаем пушку и через 15 минут крутим стартер. Завелась сразу же! Проблема в летней солярке — топливо замерзает, хотя и заявляют, что до —18 топливо работоспособно. Присадки тоже не спасают. Акцент на летней соляре, потому что зимняя стоит 285 тенге за литр. Летняя — 195 тенге. Мужики, конечно, разными словами покрывают наше правительство и в контексте стоимости зимнего топлива, и в контексте качества летней солярки.
Едем по вызову. Ещё один «митсу». L200 последний раз хозяин заводил в августе. Залил летний дизель и антигель, машина в гараже — и всё равно не помогло. Уже приноровился — быстро окутываю машину палаткой. Зажигание на старт, жду 10 секунд и кручу ключ. Вторая завелась!
Олег срывает куш всего за 20 дней в году, когда стоят хорошие морозы, и поэтому в эти сутки он работает по максимуму. Пока идут деньги, надо пахать. Быстро собрался, быстро приехал, быстро завёл. Больше заказов отработал, больше заработал. Успешные сутки — это до 12 автомобилей и счастливых владельцев.
Последний заказ на сегодня — легковушка, праворукая «хонда». Снова палатка, инвертор, печка, гофра, огнетушитель. В принципе, ничего сложного, начинаю вырабатывать моторику. 15 минут — и завелась, как говорится, с полтычка.
Сколько можно заработать за холода? Зависит от вас. Олег сказал, что можно и до миллиона. Главное, не лениться и работать по максимуму, когда «жара идёт». Что вам нужно для того, чтобы стартануть? Машина, желательно универсал, палатка, тепловая пушка, гофра, инвертор, провода, огнетушитель, комплект инструментов. Отдельно нелишне будет прикупить несколько типов свечей.
И наверное, главный вопрос: а что делать, когда пройдут холода? Перепрофилироваться. Олег, к примеру, в свободное от холодов время работает сварщиком, о чём свидетельствует наклейка на его автомобиле. Круглый год на отогреве не проживёшь. Халявы такая работа не предполагает. Хочешь заработать — умей вертеться.
Видеоверсия:
Молодец удачи,здоровья и много денег.
А налоги? Ждите «гостей» !