Открываю Kolesa.kz, нахожу услуги вскрытия авто и звоню:
— Здрасьте, я ключ потерял от машины.
— Поправимо, говорите адрес. Вскрытие от пяти тысяч. Изготовление нового ключа и его программирование — от тридцати тысяч тенге.
Александр приехал через полчаса. Посмотрел на моё испуганное лицо и успокоил:
— Да не боись, всё сделаем.
— А вы давно этим занимаетесь?
— С девяностых.
— А обучением занимаетесь?
— А тебе зачем?
— Рабочий профиль хочу сменить.
— Ну давай попробуем, но вначале разберусь с твоей машиной.
И тут началось… Саша вскрыл мою тачку, снял дверной замок, разобрал рулевую колонку (работа занимает около часа на моей «хонде CR-V» 2005 года), и мы поехали к нему.
— Ты пока смотри и слушай. Если желание не угаснет после решения проблемы с твоей машиной, то будешь приезжать каждый день ко мне учиться и выезжать со мной на вызовы.
Да, совсем забыл. Перед тем как вскрыть мою машину, Саша попросил документы на авто. Сверил мой удос, данные в техпаспорте с номерами и только после этого достал свои отмычки. Никому не нужны проблемы с полицией, особенно Саше — его ИП стоит на учёте. Да, именно на учёте в МВД. Пришёл в налоговую оформлять ИП на вскрытие замков и изготовление ключей — и тебя тут же попросят встать на учёт в органах.
Две недели я хвостиком ходил за Сашей и вникал в его ремесло, которое мне казалось прикольным и не таким уж сложным. За пару недель узнал много нового. Разделю на топики лишь часть работы автомедвежатника.
Программаторы
Коробочки с электронной начинкой позволяют считывать информацию с автомобиля. Они считывают дамп с определённого блока авто. Дамп или флэш — это как электронный паспорт автомобиля, система кодов, которую распознаёт автомобиль и позволяет его эксплуатировать. Если дамп удалось считать, то мастер копирует его в свой компьютер и после этого может записать полученный код на новый ключ.
Теперь самое интересное: чтобы снять электронный блок, к примеру, с Audi А6 2007 года, понадобился целый день. Полтора часа, чтобы снять рулевую колонку. Полтора часа на разборку рулевой колонки, включая развальцовку блока и некоторые слесарные работы. После этого разбираем блок, подпаиваемся к нему (что требует отдельных знаний) и считываем дамп. Если блок не даётся, то Саша сидит всю ночь и подбирает необходимый код. А это бывает частенько. Кроме того, не стоит забывать, что автомобильные противоугонные системы с каждым годом становятся всё изощрённее. И это требует постоянного обновления знаний.
Иногда подпаяться невозможно — нужно снимать процессор с электронного блока. Иногда процессоров два — их нужно распаять с блока и припаять к программатору для снятия информации. На каждом процессоре может быть по 128 ножек. Считайте! Отпаять, припаять к программатору и снова припаять к блоку. При этом велика вероятность того, что процессор сгорит. Ответственность огромная! Такая хирургия может занять не одни сутки. В такой период Саша отключает телефон и даже домофон, чтобы ни одна муха не мешала.
Но самый сложный случай, по словам Саши, это вскрытие инкассаторского автомобиля. Слесарные работы на полдня, в итоге «форд» цвета «кофе с молоком» открыли. Он любит повторять: открыть и завести можно любой автомобиль, это только вопрос времени. Вот приехала «шкода». Владелец просит изготовить второй ключ, так как первый ему не выдали при покупке нового авто в салоне. Саша открыл водительскую дверь, встал на колени и попросил засечь время. Через 48 секунд он извлёк из недр нижней панели коробочку, открыл её, а там лежал новенький ваговский ключ. И что он там делал?!
Ленивые установщики попросту похоронили ключ в панели, не имея желания устанавливать сигнализацию и функцию автозавода как следует. Самый простой способ — спрятать ключ в панели, и — вуаля! — сигналка с автозаводом работает. Но с другой стороны, Саша говорит: «Во-первых, у вас не остаётся второго ключа, и второе, самое главное, — за сорок секунд угонщик найдёт ключ, заведёт машину, укатит и оставит вам в подарок тяжёлое утро, когда вы не обнаружите машину на стоянке. Ведь стоянщики у нас ни за что не отвечают». Правильное решение — это коробочка с обходом, которую нужно спрятать так, чтобы профессиональный угонщик потратил максимум времени на её обнаружение, что и было сделано со «шкодой». Хотя, повторимся, любую машину можно угнать, это только вопрос времени…
Купил машину в автосалоне, поставил у официалов сигнализацию, требуй второй ключ! И не покупайся на отмазки вроде «второй ключ остаётся у нас на сервисе»! Совет при покупке подержанных авто. Если взяли машину с одним ключом, то после покупки сразу к Саше. Он не только изготовит вам второй, дублирующий ключ, но за отдельную плату сделает так, что все остальные ключи (если вдруг продавец затеял неладное) просто будут неактивны. Только ваши ключи будут работать!
Отмычки
Под каждый тип автомобиля — своя отмычка. И дело не в бренде. К примеру, «Гольф» четвёртого поколения и седьмого — это разные отмычки. Где их найти? Ну конечно на «Алиэкспрессе». Это же касается и программаторов. И те и другие следует ещё поискать на большой китайской интернет-барахолке — тут надо правильно работать с тэгами. Заготовки для ключей — там же. В девяностых было посложнее. Отмычки приходилось даже изготавливать самому. Саша — большой профи своего дела. Мы не зря сняли замок с «хонды». Он при мне разобрал его и смог напилить ключ по образу замка! Новое поколение «вскрывателей» редко когда могут такое исполнить. Да-да, тут необходимо инженерное мышление и умение работать лобзиком и даже зубилом.
Теперь практика. Мастер даёт мне старый дверной замок от «тойоты» и показывает базовый способ работы с отмычкой. Копаюсь с ним час, стараюсь не сломать нежную отмычку, на половине хода работа встаёт — не хватает знаний. Саша открывает замок за тридцать секунд. После вскрытия нескольких авто делаю вывод — любой дверной замок поддаётся ему не более чем за 60 секунд. От «шкоды» до мерса.
Чаще всего звонят с проблемой «машина захлопнулась, и сработал центральный замок, машина закрыта, ключ внутри. Что делать?»
— Это простой человеческий фактор — пакеты из супермаркета в багажник положил, хлопнул дверью — и всё! — только звонить по объявлению о вскрытии. Иногда некорректно срабатывает сигнализация. Это часто происходит из-за колхозной установки сигналки.
Сколько можно зарабатывать на этом ремесле? Мне кажется, что при правильном менеджменте более миллиона тенге в месяц. Специалистов полного цикла в городе единицы. Часто Сашу просят помочь его конкуренты и бывшие ученики. Программаторы — это одно. Но ведь нужно ещё и руками уметь работать: паять, открывать замки, напиливать ключи (если все ключи утеряны), а это уже редкость. Даже из России заказы приходят.
Иммобилайзер
Вам нужен дубликат ключа. Приносите свой, и через 20 минут Саша даёт дубликат с уже прописанным под вашу машину чипом (иммобилайзером). Тут нет ничего сложного, но иногда приходится помучиться. Извлечение кода может быть заблокированным, и тогда Саша берёт дополнительное время на просчёт чипа и 30 000 тенге. А сколько с вас за это возьмут на официальном сервисе? В разы дороже. Да ещё придётся ждать ключ, который дилер закажет и будет ждать, иногда не один месяц.
Две недели я постигал ремесло. Но продвинулся на один процент. Хочу ли стать мастером? Нет! Слишком много нужно уметь. Это дар, и научиться стать таким мастером… на это уйдут годы. Всю работу, которую делает Саша, по моему мнению, должна исполнять команда из трёх-четырёх человек. А он делает всё сам. Изготовитель ключей, слесарь, электронщик, программист… Нет, найду я что-нибудь попроще.
Видеоверсия:
Самое, что бесит в работе, когда клиенту называешь сумму, он встаёт на дыбы и начинает орать, что за то, что там ткнуть паяльником такие деньги… Не устраивает — газуй дальше ищи дешевле. Этому не научится, это вся жизнь…