Есть одно замечательное место в Италии, в области Эмилия-Романья, — Долина моторов. На небольшом расстоянии друг от друга находятся заводы Ferrari, Maserati, Lamborghini, Pagani, Ducati. История развития каждой компании богата и увлекательна, чтобы изучить её, понадобится не один день и крепкие нервы, так как от большого количества уникальных автомобилей легко потерять дар речи.
Здесь же вы можете посетить легендарные гоночные трассы «Имола» и «Монцу», автодром имени Энцо и Дино Феррари и проехать на тестовом треке «Феррари Фьорано» в Маранелло. Но сегодня хотелось бы уделить внимание музеям Maserati и Ferrari.
Одна из самых полных коллекций автомобилей «мазерати» находится недалеко от Модены. Принадлежит семье издателей Панини, поставивших себе цель увековечить самые важные моменты истории бренда с трезубцем. В 1996 году Алехандро де Томасо выставил на аукцион свою коллекцию «мазерати». Всё шло к тому, что машины могли покинуть родину и уехать в Великобританию. Узнав о продаже, Умберто Панини при поддержке итальянского правительства выкупил коллекцию из нескольких десятков автомобилей и разместил у себя на ферме Hombre.
На территории органической фермы погружаешься в атмосферу сельского хозяйства. Сегодня она даёт 6 000 литров отборного молока в день, из которого производят всего 12 кругов сыра «Пармиджано Реджано Омбр». В небольшом магазине можно провести дегустацию и купить свежие фермерские продукты. Видно, что всё сделано с любовью и вниманием к мелочам. Возле ангаров стоят трактора разных эпох, есть первые трактора Lamborghini. В настоящие время в коллекции музея более 30 уникальных автомобилей, мотоциклы, двигатели. В момент посещения музея вход был бесплатный, что не могло не радовать.
Погрузиться в мир классического автоспорта можно, посмотрев на Maserati 6C/34 1934 года выпуска. Модель, на которой Летающий мантуанец Тацио Нуволари выиграл Гран-при Бельгии. Рассмотрев автомобиль в деталях, понимаешь, насколько честным, бескомпромиссным, настоящим мужским видом спорта были гонки. Каждый раз, выходя на старт, пилоты рисковали жизнью, управляя машиной на грани человеческих возможностей. Только лучшие из лучших побеждали, становясь национальными героями.
Следующий интереснейший автомобиль — Maserati 250F 1957 года. Гоночная машина принимала участие в чемпионате Формулы-1. В период с 1954 по 1960 год было построено 26 болидов. Модель дебютировала в 1954 году на Гран-при Аргентины. Победу за рулём 250F одержал легендарный Хуан Мануэль Фанхио.
Первая победа из двух на «мазерати», пока не перешёл в новую команду — «Мерседес-Бенц». Фанхио стал чемпионом мира в сезоне 1954 года, при этом учитывались набранные в двух командах очки. В 1957 году Фанхио вернулся в команду «Мазерати» и на автомобиле 250F выиграл чемпионат мира в пятый раз. Для «Мазерати» это был первый и последний титул чемпионов в Формуле-1. В общей сложности за время выступлений 250F участвовали в гонках 46 раз, восемь из которых выиграли.
Также здесь можно полюбоваться легендарной моделью Maserati 420М58 Eldorado. Благодаря спонсорской поддержке производителя мороженого Eldorado в Модене специально для участия в гонках «Монца 500» построили уникальную машину. Основа — трубчатая рама от 250F, но увеличенная в размерах и значительно усиленная.
Двигатель V8 объёмом 4.2 литра, мощностью 410 л. с. сместили от продольной оси машины на девять сантиметров влево. В гонках на овалах автомобили поворачивают только в одну сторону, а смещённый центр тяжести позволял развивать на затяжном бэнкинге более высокие скорости. Вручную изготовленный алюминиевый кузов, весивший всего 740 кг, получил эффектный хвостовой стабилизатор. Максимальная скорость составляла 350 км/ч. Машина под управлением Стирлинга Мосса не раз боролась за призовые места на «500 милях Монцы».
Далее нас ждёт одна из редчайших и красивейших машин в мире — настоящий «Гран Туризмо» от «Мазерати», модель A6GCS Berlinetta Pininfarina 1954 года. Было выпущено всего четыре экземпляра. Двигатель — рядный 6-цилиндровый объёмом два литра, мощностью 170 л. с. — позволял развивать максимальную скорость 235 км/ч. Один из автомобилей три раза выиграл Mille Miglia («Тысяча миль») в своей категории.
Нельзя не упомянуть и Maserati Tipo 61 Birdcage. При изготовлении этого автомобиля была использована сложная трубчатая конструкция пространственной рамы, которая насчитывала около 200 стальных тонкостенных труб круглого сечения, сваренных вместе, позже названная «птичьей клеткой». При этом вес конструкции составлял всего 36 кг! Модель участвовала в гонках на выносливость «24 часа Ле-Мана».
Об этих машинах можно говорить не один час, рассказать сотни интересных историй, вы погрузитесь в мир инженерной мысли, автоспорта и потрясающего дизайна. Чтобы почувствовать это, по возможности приезжайте в музей Умберто Панини. Там вы сможете увидеть такие модели, как A6G54, 3500GT, Mistral, Ghibli Coupe, Bora, Merak Turbо, Quattroporte, 3200GT Trofeo.
К тому же в музее есть несколько интересных автомобилей других марок, в числе которых Mercedes-Benz 300SL Gullwing в кузове купе с уникальными дверями типа «крыло чайки». Подробную информацию о работе музея можно найти на официальном сайте. Всего в 20 минутах езды находится завод Maserati, где создаются модели Quattroporte и GranTurismo.
Для любителей истории есть ещё одно знаменательное место, связанное с «Мазерати», и находится оно в Болонье. В далёком 1914 году братья Мазерати решили открыть собственную мастерскую-гараж, где вскоре построили первый спортивный автомобиль с 2-литровым двигателем. В честь празднования 100-летия компании на месте первого гаража Мазерати была установлена памятная табличка: «Благодаря труду и таланту братьев Мазерати компания завоевала международную известность и престиж».
В ближайших окрестностях, в Маранелло, находится главный музей всех фанатов Scuderia Ferrari. Мир Формулы-1 в подробностях, кубки, шлемы великих гонщиков, спортивные болиды, а также дорожные версии серийных Ferrari. Часть экспозиции в музее сменная, поэтому ряд машин может меняться. Есть возможность провести тест-драйв на «феррари» по дорогам общего пользования Модены, а самые яркие эмоции можно получить, выехав на гоночную трассу «Фьорано», именно на ней тестируют все модели Ferrari.
Давайте посмотрим, что мы можем там увидеть. Уникальные гоночные болиды Михаэля Шумахера образца 2002 и 2004 года, на которых Красный барон становился чемпионом. Рядом расположился другой легендарный болид — Ferrari D50, на котором Маэстро Хуан Мануэль Фанхио выиграл сезон Формулы-1 в 1956 году.
Первый же автомобиль, который нас встречает в музее «Феррари», — это 250 LM 63. Модель была представлена публике на автошоу в Париже в 1963 году, всего было произведено 32 машины этой версии.
Напротив стоит Ferrari 812 Superfast — атмосферный монстр V12 мощностью 800 л. с. На премьере на Женевском автошоу компания обозначила модель как самую мощную и быструю в истории марки, без учёта лимитированных гиперкаров LaFerrari.
Идём дальше. В полумраке уже ждёт великий и ужасный, герой эпохи вкладышей Turbo, абсолют динамических характеристик, тот самый Ferrari F40. По сути весь проект F40 — это подарок себе к 40-летнему юбилею компании. Но, думаю, основной задачей было создание автомобиля, который станет самым быстрым серийным автомобилем планеты, отобрав это звание у Porsche 959.
Модель дебютировала на Франкфуртском автосалоне 1987 года. В конструктивном плане F40 представляла собой продолжение GTO Evoluzione. Пространственная среднемоторная рама, усиленная углеволокном, 478-сильный твинтурбо, максимально сниженная масса автомобиля, доработанное шасси и, конечно же, потрясающий дизайн F40. Дизайн на все времена.
По соседству расположилась GTO 1984 года. Если ваше сердце ещё продолжает биться, а от увиденной красоты вы не ослепли, то впереди нечто особенное. Enzo Ferrari V12 c 6-литровым атмосферным двигателем в 660 лошадиных сил! Модель выпущена ограниченным тиражом 400 единиц. Первые 349 машин были распроданы ещё до презентации по цене 660 тысяч долларов. Автомобиль разрабатывался с использованием большого количества технологий из мира Формулы-1.
Помимо современных и не очень автомобилей есть и настоящее гоночное наследие, при этом оно касается не только Ferrari. Alfa Romeo 8C 2300 Spider 1932 года выпуска. Двигатель рядный 8-цилиндровый объёмом 2 336 куб. см. Мощность составляла 155 л. с., максимальная скорость — 195 км/ч. Автомобиль, на котором Энцо Феррари ехал в качестве пилота на Giro delle Tre Province, заняв 2-е место сразу после легендарного Тацио Нуволари.
Энцо прошёл огромный путь к своей мечте. После возвращения из армии в 1918 году он не смог устроиться на работу в FIAT, но уже с 1920 года член заводской команды Alfa Romeo. За время своей карьеры гонщика миланской фирмы участвовал в 47 гонках и выиграл 13. Позже Энцо сказал: «Моей настоящей страстью никогда не было водить гоночные автомобили, я хотел их строить». Спустя девять лет в Модене создаёт первую в своём роде гоночную команду Scuderia Ferrari.
Люди восхищались им или не принимали, любили или ненавидели, но не было того, кто остался бы равнодушным. Необычайно трудолюбивый и настойчивый, внушительный, сумрачный, в неизменных тёмных очках, с глухим голосом, Энцо повторял: «Единственные мои друзья, которым я верю до конца, это автомобили». И в этом секрет уникальной личности, человека, который создал себя сам, отдавшего всего себя своей работе, не прощавшего ни малейшей слабости ни себе, ни другим.
Чтобы ещё больше погрузиться в мир «Феррари», мы переезжаем в Модену, в дом-музей гения. Музей состоит из двух зданий. Первое — дом, где родился изобретатель, здесь расположена экспозиция различных двигателей.
Тут можно увидеть, как выглядел рабочий кабинет Энцо в 1988 году. На столе стоит знаменитый гоночный катер с мотором «феррари». В 1953 году на нём был установлен мировой рекорд скорости на воде — катер разогнался до 241 км/ч.
В начале стоит красотка Dino 206 GT 1967. Данную модель впервые в истории фирмы собирали на конвейере. Для этого был заключён союз с FIAT. Кузов был полностью алюминиевый, тогда как большинство автомобилей Ferrari того времени имело стальные кузова!
Дальше для детального изучения представлены различные двигатели: атмосферные, с турбонаддувом, а также двигатели, которые устанавливали на гоночные болиды Формулы-1. Дополнительно можно посмотреть увлекательные видео о конструкции и работе отдельных элементов двигателей. Если сможете выйти из этого здания до закрытия, перестав рассматривать и восхищаться отношением к деталям, возможно, успеете в главный корпус музея.
Тут представлена эволюция автомобилей Ferrari от классических к современным. Если хотите всего и сразу, то вам к Ferrari 250 GTO V12, одной из самых красивых и дорогих машин за всю историю. Автомобиль класса «Гран Туризмо», производился с 1962 по 1964 год, всего было выпущено 39 машин. На машине был установлен трёхлитровый двигатель мощностью 290 л. с., максимальная скорость составляла 280 км/ч. Индекс 250 обозначает объём каждого цилиндра в кубических сантиметрах, а GTO переводится как Grand Turismo Omologata.
Новый 250 GTO стоил 18 000 долларов, и покупателя должен был лично одобрить Энцо Феррари или его представитель в Северной Америке Луиджи Чинетти. В августе 2018 года раритетный 250 GTO красного цвета был продан за 48.4 млн долларов на аукционе Sotheby’s. Становится жарко? Тогда можно немного помечтать, как вы едете вдоль моря, чувствуя прохладный бриз, в 250 California 57 под серьёзный звук двигателя V12.
Каждый автомобиль музея можно рассматривать долго. Рядом есть таблички с информацией о модели, плакаты с фотографиями. Безусловно, отдельного рассказа заслуживает и 550 Maranello, California V8, и Monza SP1 2018 года, и другие модели, но лучше увидеть автомобили вживую.
Если вам удастся сохранить рассудок и после посещения музеев не побежите на завод Ferrari, который находится по соседству, тратить последние деньги на одну из машин, то можете ещё успеть в музей Lamborghini в Санта Агата Болоньезе, по пути заехав в самую маленькую, самую молодую фабрику Долины моторов — Pagani.
Если после Долины моторов возникнет вопрос «что дальше?», вам определённо нужно в Турин. Там сможете познакомиться с такими брендами, как FIAT, Lancia, Abarth, ItalDesign, Paninfarina, возможно, заехать в штаб-квартиру Alfa Romeo, музей же расположен в Милане.
До встречи в Италии!
Класная статья, почитал с удовольствием.
Узнав о продаже, Умберто Панини при поддержке итальянского правительства выкупил коллекцию из нескольких десятков автомобилей и разместил у себя на ферме Hombre.
===
У всех нормальных людей принято ценить и беречь свою историю. И только у нас поливать грязью, плевать, уничтожать и стыдливо переименовывать. Нам есть чему у них поучиться.
да у нас много любителей переписывать историю, особенно такую скудную как нашу!
Я думал если на колесах появляется душеная, грамотно — написанная статья то это труд Манаса. А, оказывается, есть и еще таланты. Очень этому рад. Как говорится: автор, пиши еще!
«В начале стоит красотка Dina 206 GT 1967″ модель называется Dino
Динагул
Статья очень познавательная и легкая в чтении. Узнала очень много нового! Автор, огромное спасибо! Теперь когда поеду в Италию, воспользуюсь статьей , как путеводителем по интересным автомобильным местам)) ждём новых статей!!