Машина нуждается в периодическом ТО как по определённым интервалам времени и пробега, так и при переходе от одного сезона к другому. И даже если следующее ТО у вас через 5 000 км, после холодов вашему четырёхколёсному другу необходима проверка и подготовка к тёплому сезону.
Для кого-то эта подготовка сводится к минимуму: смене зимних шин на летние, замене масла с более высокой вязкостью. Но мы рекомендуем расширить список дел, чтобы машина смогла отвезти вас на пикник без внезапных поломок, да и вообще ещё послужила.
Список рекомендованных процедур для автомобиля после зимы:
Скопируйте список и сохраните в заметках своего смартфона
По кузову:
- капитальная мойка,
- поиск сколов и царапин — очагов коррозии,
- просушка кузова и полировка,
- замена «дворников»,
- обработка резиновых уплотнителей.
Под капотом:
- замена моторного масла и фильтра,
- оценка состояния воздушного фильтра,
- проверка уровня технических жидкостей,
- поиск подтёков масла и жидкостей,
- осмотр радиатора охлаждения,
- оценка состояния приводных ремней,
- проверка системы кондиционирования.
В салоне и багажнике:
- чистка сидений, ковров и поликов,
- поиск влажных участков пола,
- просушка салона,
- замена салонного фильтра,
- уборка в багажнике.
Колёса и всё, что снизу:
- замена шин на летние,
- проверка давления в запаске,
- проверка углов развал-схождения,
- диагностика ходовой части и тормозов,
- осмотр выхлопной системы,
- поиск подтёков масла из трансмиссии.
По электронике:
- проверка заряда аккумулятора и клемм,
- проверка осветительных приборов и стоп-сигналов,
- диагностика генератора,
- комплексная компьютерная диагностика систем,
- осмотр проводки и контактов на предмет коррозии,
- проверка блока предохранителя.
По кузову: отправьте машину в спа-центр
Ваш автомобиль ржавеет не только зимой, пик коррозии приходится именно на весну. Зимой песок с реагентами и слякотью, лёд и снег постоянно атакуют кузов машины, но при отрицательной температуре химические процессы замедляются. А как только потеплело, забитые солью и грязью царапины превращаются в очаги коррозии. Поэтому первая весенняя процедура для автомобиля — капитальная мойка.
Важно не только убрать грязь, смыть соль, но и как следует просушить кузов. Дождитесь тёплых деньков, тщательно вымойте кузов, причём не только снаружи, но и днище, а также колёсные арки, багажник и салон. После мойки дайте машине постоять хотя бы часик с открытыми дверями для сушки и вентиляции.
По мере просыхания стоит подсчитать потери, понесённые за зиму. Все сколы, трещины и царапины лакокрасочного покрытия необходимо обработать — автохимия для мелкого кузовного ремонта справится с этим. Если же необходимо закрашивание глубоких царапин, тут лучше обратиться к малярам. Не повредит кузову нанесение полироля.
Мы не сторонники мытья водой подкапотного пространства, хотя чистый двигатель — это не только приятно глазу, но и полезно для его работы. Советуем воспользоваться хотя бы специальной химией и пройтись по загрязнениям губкой. Грязь, сажа с маслом и дорожные реагенты накапливаются на внутренних поверхностях моторного отсека и агрегатах, ухудшая теплоотдачу, к тому же удерживают в себе влагу, что способствует распространению коррозии.
Чистка дренажных отверстий и стоков от листвы и грязи избавит от образования ржавчины в скрытых полостях кузова. Пройдитесь силиконовой смазкой по резиновым уплотнителям дверей и окон. Она размягчит их после зимы и устранит противные скрипы. И да, не забудьте про «дворники», наверняка после зимы они стали оставлять разводы.
В салоне и багажнике
Если после зимы в салоне чувствуете запах сырости или уже чего-то тухлого, то наверняка под коврами за зиму собралась влага. Это будет нелегко, но покрытие пола при таком диагнозе придётся вытащить и просушить, иначе гниение продолжится, запах не перебить никакими «вонючками», днище начнёт ржаветь изнутри, причём довольно быстро.
То же самое касается багажника. Разница температур на улице и внутри машины образует конденсат. Из-за этого в подполье и в нише для запаски, куда заглядываем мы редко, образуются первые зачатки ржавчины. А если вы пользовались запаской зимой, то уж тем более.
Проверьте состояние салонного фильтра. Грязь, которая скапливается на нём, видна даже невооружённым глазом — лучше поменять. От чистоты элемента зависит и эффективность кондиционера. Слабо дует и еле холодит — не спешите заправлять новый фреон и грешить на компрессор, а проверьте сначала фильтр.
Под капотом
Если в двигателе и трансмиссии было залито сезонное (зимнее) масло, то его необходимо заменить на летнее, более густое. После зимы продукты износа в большом количестве попадают в масло и двигатель, накапливаются в масляном фильтре, так что его смена — обязательная операция при замене масла. Топливный и воздушный фильтры тоже лучше заменить — после зимы они, как правило, забиты.
Перед заменой масла обратите внимание на потёки — прокладки и сальники двигателя не всегда успешно переживают сильные морозы.
Приводные ремни. К ним стоит прислушаться с приходом весны (не пищат ли?), а также проверить, не появились ли на них трещины, и как минимум оценить натяжку.
Состояние радиатора, помпы, термостата, уровень и качество охлаждающей жидкости лучше проверить до наступления жары. Если жидкость мутная или заметно поменяла цвет, лучше её слить, промыть систему охлаждения и залить новую. Вообще не лишним будет заглянуть во все бачки под капотом, как минимум чтобы проверить их уровень.
Кондиционер нужно периодически включать даже зимой, но весной и летом его ожидает нагрузка повыше, поэтому обратите и на него внимание. Если вдруг кондиционер начинает посвистывать, нужно проверить состояние компрессора, при необходимости заправить систему фреоном.
Колёса и всё, что снизу
Пики сезонной смены резины в нашей стране разные в зависимости от регионов. В то время, когда южане уже почти все переобулись, север продолжает жить в зиме, пусть и не такой холодной. Но как только плюсовая температура (от 7 градусов и выше) уверенно держится каждый день, езда на зимних шинах теряет смысл. Это неэкономично — на асфальте гораздо быстрее происходит истирание резины, которая при плюсовой температуре размягчается. Автомобиль на зимних шинах расходует заметно больше топлива, чем обутый в летние. К тому же зимняя гораздо более шумная.
Езда на шипованных шинах не по сезону может быть и опасной — сцепление шипованных шин с асфальтом хуже, да и поведение их на сухом покрытии размазанное. Вдобавок после зимы на наших дорогах много ям и выбоин, попадание в которые заканчивается для мягкой зимней резины в лучшем случае шишкой на боковине.
Перебортовка колёс не очень дорогая, но болезненная для шин и дисков процедура. Чем реже она выполняется, тем дольше они проживут. Да и хранить шины лучше в накачанном состоянии, поэтому дополнительный комплект дисков кажется затратным, но на самом деле экономит.
Пока мастера меняют колёса, возьмите манометр и проверьте давление в запаске (вдруг подспустило). Если у вас висел знак «Шипы» на задке, самое время его снять.
После зимы каждое колесо в сборе должно быть тщательно вымыто и проверено на глубину протектора и наличие повреждений. Хранить колёса рекомендуется в вертикальном положении, а не стопкой друг на друге.
Полезный совет: зимнюю резину иногда проще докатать, чем хранить. Если у вас резина без шипов, а высота протектора уже менее четырёх миллиметров, то она уже теряет свои зимние свойства и её можно докатать летом. Окончательно износится она быстро — сухой асфальт безжалостен, как напильник.
Диагностика ходовой части и подвески после зимы тоже необходима. Опять же низкие температуры сказывались на всех её деталях: дубели резинки, загустевало масло в амортизаторах. Если на них обнаружились потёки жидкости — под замену. Проверьте состояние приводов и резиновых пыльников. От маленькой трещинки в чехле «граната» может выйти из строя очень быстро. Если в шаровых опорах и шарнирах рулевого управления появился люфт, его придётся заменить. Если по подвеске всё в норме, то проверьте хотя бы углы установки колёс — зимой геометрия очень часто нарушается.
К проверке состояния шлангов, суппортов, тормозных дисков и уровня жидкости стоит подойти серьёзно — от этого напрямую зависит безопасность, и ваша и окружающих. Если с момента замены тормозухи прошло два года, то стоит заменить. Тормозная жидкость по своей природе очень гигроскопична, вбирает в себя влагу из воздуха. При частом и активном торможении, когда рабочие детали тормозной системы нагреваются до 100 градусов и выше, влага превращается в пар, и тормозная жидкость перестаёт передавать давление на колодки. Заодно проверьте натяжку ручного тормоза.
Будучи под машиной, обратите внимание на узлы трансмиссии — не стали ли они потеть или вовсе подтекать. Осмотрите выхлопной тракт и состояние глушителей после зимних солевых ванн.
По электронике
Аккумулятору зимой приходилось нелегко: тяжёлые пуски мотора, нагрузки от фар и печки, низкие температуры по ночам. Чтобы продлить ему жизнь, достаточно его подзарядить. В обслуживаемых АКБ проверьте уровень электролита, если потребуется, долейте дистиллированной воды. Пренебрегать этими несложными процедурами не стоит.
Проверьте электрические цепи на наличие утечек и обработайте электрические разъёмы под капотом влаговытесняющими препаратами — будет очень полезно. Оцените состояние изоляции высоковольтных проводов. Сделать это можно без приборов — в темноте запустите двигатель и загляните под капот. Если изоляция не в порядке, по проводам будут проскакивать искры. Такие провода надо заменить — от этого машина тупит на разгоне, да и расход топлива увеличивается.
Если вы забыли, когда последний раз меняли свечи зажигания, то после зимней эксплуатации уж точно их проведайте.
Не забудьте заглянуть в блок предохранителей, а также проверить состояние осветительных, сигнальных приборов и фар.
Хорошей весны!
Рановато переобуваться и прочие процедуры делать. Зима еще напомнит о себе неоднократно.
Еще месяца 2 минимум, до сухих тёплых деньков.
Наши водители круглый со знаком «Шипы» ездят ))
Короче, если всё что сказано сделать — легче купить новую машину!!!
Это точно! Такая маниакальная забота об авто ни к чему! Иначе только заботой о машине и будешь жить 🙂 Не ты будешь на машине ездить, а она на тебе 🙂
Проверил основные агрегаты визуально, заменил что вышло из строя или срок пришел и все 🙂