Central Asia Drift Show: как это было

Central Asia Drift Show: как это было

«Тройничок» от звёзд RDS GP, перевёрнутый W140 и триумф Петра Бородина.

Последний уик-энд июля 2024 года можно считать началом новой эры в развитии казахстанского дрифта. С 26-го по 28-е число на берегу Капшагайского водохранилища состоялось мероприятие Central Asia Drift Show (CADS). Оно стало потенциальным дебютом новой дрифт-серии в стране, открытием ещё одного полигона, где гонщики смогут наваливать бочком, и явно останется в памяти любителей дрифта на долгие годы.

Арена

Соревнования по дрифту в Казахстане проводились в разных местах. Зарождалась дисциплина в начале 2000-х на площадке «Есентай» («КАМАЗ-центр»), были этапы на площади Астана, в подземных паркингах, на территории бурундайского аэродрома, тренировочной базе Mobilex, различных локациях в Астане и Шымкенте, к примеру и, наконец, на автодроме Sokol, причём не только в уже привычной дрифтовой зоне, но и на картинговом кольце. Теперь к этому списку добавился и семейно-развлекательный комплекс ASP Club на капшагайской песчаной косе.

Central Asia Drift Show: как это было

Для дрифта там подготовлена приличных размеров асфальтовая площадка, огороженная бетоном, с отдельным прямиком для разгона и четырьмя трибунами с магазинчиками, столовой и несколькими ресторанами на выбор. Площадь арены позволила нарисовать достаточно ходовую трассу, на которой мощность стала одним из ключевых факторов, но об этом позже.

Отметим, одним лишь дрифтом будущее ASP Club не ограничивается, по крайней мере так заявляют его владельцы. На территории комплекса уже действует ряд пляжных развлечений, концертная сцена, а вскоре должна появиться академия автоспорта, прокатный картинг, клуб симрейсинга и т. д. Естественно, есть и отели, и зона для кемпинга.

Central Asia Drift Show: как это было

Собственно, дебют ASP Club можно считать успешным, но на будущее хозяевам точно стоит озаботиться навесом над трибунами или же планировать проведение CADS, которое станет многоэтапной серией шоу уже в 2025-м, в более прохладное время года. Конец июля на побережье Капшагая жаркий, и отсутствие тени ощущалось отлично.

Российский десант

Одной из главных фишек CADS стало приглашение звёзд российского дрифта, включая сибирских силовиков в лице Георгия Чивчяна, Аркадия Цареградцева и Евгения Лосева. Компанию им составили Никита Шиков, Роман Тиводар, Сергей Кабаргин, Антон Козлов, Илья Фёдоров и Денис Мигаль.

Central Asia Drift Show: как это было
Парный дрифт Аркадия Цареградцева и Георгия Чивчяна

К сожалению, в основной соревновательной программе дрифтеры из РФ участия не принимали, но поделились опытом с локальными пилотами в рамках открытой тренировки в четверг, 25 июля, а также показали зрителям настоящее шоу перед началом топ-8 в субботу, причём некоторым присутствующим даже выпала возможность прокатиться с Георгием Чивчяном и Никитой Шиковым, к примеру, в рамках дрифт-такси.

Кульминация выступления десанта RDS GP — проезды втроём. Первым и наиболее зрелищным стал выезд Nissan 370Z, Toyota Supra и Nissan Silvia под управлением Аркадия Цареградцева, Никиты Шикова и… Романа Тиводара. Да, на культовой S15 в «тройничке» ехал не сам Гоча, а его сокомандник. Тем не менее проезды получились, как у дрифтеров говорится, «мясными».

Во второй троице выступали Денис Мигаль, Антон Козлов и Илья Фёдоров. Их «тройничок» не был таким дымным и красочным, но всё же запомнился зрителям. В казахстанском дрифте проезды втроём — явление пока редкое.

Central Asia Drift Show: как это было
Проезд втроём в исполнении Антона Козлова, Ильи Фёдорова и Дениса Мигаля

Крэш

Прежде чем перейти к соревновательной части CADS, нельзя не упомянуть аварию, которой закончилась стадия топ-32 в пятницу. В той или иной роли я наблюдаю за казахстанским дрифтом ещё со времён Tornado Drift в «КАМАЗ-центре» и за всё это время повидал немало столкновений, начиная от безобидных и заканчивая достаточно серьёзными. Контакт Nissan 350Z с Си Хён Пак из Сеула за рулём с бетонным ограждением в заезде против Николая Лялина, вероятно, самая жёсткая авария в истории локального дрифта.

Девушка вылетела с траектории и на полном ходу прилетела водительской дверью аккурат в угол, где смыкались две секции бетонных отбойников. К счастью, дрифтовые машины оснащаются вварными каркасами безопасности, и именно крестовина, расположенная за дверью, приняла на себя основной удар. Тем не менее повреждения оказались настолько серьёзными, что вытаскивать гонщицу из «ниссана» пришлось при помощи сотрудников МЧС и их гидравлического инструмента. Си Хён Пак была госпитализирована. Официальных подробностей о травмах от организаторов на момент публикации нет, но, как говорится в посте самой Си Хён Пак, у неё сломаны четыре ребра и несколько костей таза.

От топ-32 до финала

Несмотря на то что звёзды российского дрифта участия в «боевых» проездах не принимали, в списках пилотов оказались не только знакомые любителям казахстанского дрифта имена. Организаторы CADS не зря назвали своё дрифт-шоу центральноазиатским. Приглашены были гонщики из Кыргызстана, Узбекистана, Азербайджана, Турции, а также Грузии, Беларуси, Южной Кореи, да и из России несколько менее известных гонщиков заявились.

Central Asia Drift Show: как это было
Первая Toyota Supra (A90) в казахстанском дрифте. Машина построена для пилота команды ASP Racing Олега Воронкова. Заявленная мощность «Супры» составляет 800 сил. К такому уровню теперь придётся стремиться и другим гонщикам

Всего 44 пилота, что явно намекало на суровую борьбу в квалификации даже за прохождение к стадии топ-32 парных заездов, но на деле история оказалась несколько проще. Многое по своим местам расставила трасса, которая легко отсеивала участников на маломощных машинах. Комфортно на действующей конфигурации чувствовали себя машины как минимум с 500-сильными моторами, но и на 400+ побороться можно было, что показали Фархад Салихов на 400-сильном Lexus IS и оба гостя из Кореи на Nissan 350Z аналогичной мощности.

Central Asia Drift Show: как это было
Nissan 350Z, подготовленный для Ли Сан Хва

Всего в топ-32 прошли 29 пилотов, а это означало, что топ-3 квалификации автоматом пробились в топ-16. Счастливчиками стали Михаил Пак (Nissan 350Z), Владислав Шубадёров (Nissan Silvia) и Олег Хридочкин (Nissan 200SX).

Central Asia Drift Show: как это было
Максим Агеев и Павел Виксне

За исключением аварии Си Хён Пак, стадия топ-32 прошла без особых сюрпризов, но несколько занимательных моментов выделить можно. Так, заезд Павла Виксне и Максима Агеева наглядно демонстрирует, каким непредсказуемым может быть дрифт. Агеев в этой паре был явным фаворитом и на протяжении дуэли имел преимущество, однако в самом конце второго проезда допустил досадную оплошность, стоившую ему места в топ-16. А москвич Виксне, кстати, в рамках CADS оказался особенно удачливым и практически без борьбы добрался до топ-8, где его остановил пилот команды ASP Racing Пётр Бородин.

Central Asia Drift Show: как это было

Второй интересной дуэлью стали проезды Антона Шарымова и корейского пилота Ли Сан Хва. Несмотря на все старания Антона, чуть ли не легендарный уже дрифтовый Subaru Forester не смог навязать достойную борьбу Nissan 350Z, но зато забавно размахивал дверцей багажника, а напоследок ещё располовинил коробку передач, залив финальную дугу маслом.

Central Asia Drift Show: как это было
Гайрат Юсупов за рулём жёлтой Nissan Silvia S15

Ну а третьим впечатляющим проездом можно назвать борьбу Гайрата Юсупова, которого иногда называют киргизским Гочей, против Александра Молочкова. Будучи преследователем, Гайрат в очередной раз доказал, что сравнивают его с Чивчяном не только из-за жёлтой Silvia S15, но и стиля. Ранняя перекладка с прыжком прямо в дверь соперника перед последней внешней зоной — это один из самых запоминающихся моментов CADS.

В заездах топ-16 мы сразу же недосчитались двух пилотов. С гонки снялись Си Хён Пак, попавшая в больницу, и её напарник Ли Сан Хва. Более того, как следует побороться не смог и один из фаворитов — Михаил Пак, действующий чемпион Gorilla Drift Championship. Его Nissan 350Z сломался, обеспечив Андрею Леонову лёгкий выход в топ-8.

В топ-16 друг на друга попали сокомандники из Gorilla Energy TruCrew Антон Авдеев и Александр Бочкарёв. Два опытных «мясника» не смогли с первого раза разобраться, кто из них лучше. Судьи выдали OMT (One More Time, или перезаезд. — Прим. Kolesa.kz), и во второй дуэли победу одержал Александр Бочкарёв.

Central Asia Drift Show: как это было

Через перезаезд решать, кто проходит дальше, пришлось и гостю из Минска Владиславу Шубадёрову с дедушкой казахстанского дрифта Олегом Бугреевым. Выбраться в топ-8 Олегу не удалось.

Central Asia Drift Show: как это было
Олег Хридочкин на Nissan 200SX и Гайрат Юсупов на Nissan Silvia S15

На стадии топ-8 между собой сразились Андрей Леонов и Александр Бочкарёв, Павел Виксне и Пётр Бородин, Илья Любман и Владислав Шубадёров и Олег Хридочкин с Гайратом Юсуповым. Хотя дрифт считают очень непредсказуемой дисциплиной, во многих заездах чаша весов зачастую склоняется в сторону более опытных гонщиков, а поистине неожиданными результаты оказываются, когда уровень навыков у гонщиков близок. В восьмёрке такой парой были Хридочкин и Юсупов. Пройти дальше мог любой из них, но Юсупов известен своей агрессией, и именно она сыграла злую шутку. Гайрат в предыдущем заезде повредил автомобиль, и, несмотря на старания механиков, полностью решить проблему к дуэли с Хридочкиным не получилось. Машина сдалась после первой перекладки — дальше прошёл Олег.

В топ-4 Александру Бочкарёву предстояло выступить против Петра Бородина, а соперником Владислава Шубадёрова стал Олег Хридочкин.

Проиграли в этих дуэлях Бочкарёв и Шубадёров, они и должны были выяснить, кто станет обладателем бронзы CADS, а это, между прочим, не только красивый карбоновый кубок, но и 10 тысяч долларов призовых. Однако заезда за третье место не получилось. Александра подвела техника, а Владислав ещё и умудрился столкнуться с бетонным ограждением во время «бай-рана».

Central Asia Drift Show: как это было
Пётр Бородин (BMW E92) против Олега Хридочкина (Nissan 200SX)

В финале встретились Пётр Бородин и Олег Хридочкин. Победитель битвы забирает домой 25 тысяч долларов, проигравший — 15 тысяч. Знакомые с казахстанским автоспортом могли встретить эти фамилии не только в дрифтовых протоколах, но и в раллийных. Да, что Хридочкин, что Бородин — раллисты со стажем. Пётр, несмотря на молодость, имеет статус мастера спорта международного класса по автоспорту, а Олег — серебряный призёр 2018 года.

Central Asia Drift Show: как это было

Дуэль этой пары выдалась отменной. Выявить чемпиона с первого раза судьям не удалось. Оба пилота совершили схожие ошибки в заездах лидеров, а преследователями отработали на отлично, показав близкий парный дрифт. Перезаезд получился не менее зрелищным. Во второй раз Бородин оказался чуточку сильнее и забрал первую ступень пьедестала.

Итоги

Первый этап CADS — глоток свежего воздуха в казахстанском дрифте. Новая площадка, незнакомые имена в протоколах да именитые гости — всё это должно пойти на пользу спорту в стране. Хотелось бы верить, что в ближайшем будущем площадка ASP Club станет принимать часть этапов чемпионата Казахстана по дрифту, а возможно, даст толчок дальнейшему развитию автодрома Sokol.

Тем не менее нельзя сказать, что CADS прошло идеально. Организаторы чутка промахнулись с таймингом, не подумали о навесах над трибунами, да и к комментаторам кое-какие вопросы есть, особенно в плане знаний именно казахстанского дрифта и атлетов, о которых они говорят. В дальнейшем, как нам кажется, не помешало бы давать в пару российскому ведущему кого-нибудь из наших. Допустим, Максат Каимов, судивший в этот раз заезды вместе с Робби Нишидой и Георгием Чивчяном, справился бы с этой ролью на ура. Но это дебют, и дальше, уверены, будет только лучше.

P. S. Кстати, если вы вдруг пропустили CADS, но хотите посмотреть все проезды, трансляции пятничной и субботней программ доступны на официальном канале ASP Media в YouTube.

Комментариев: 5

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.