1736-articles-650-n

Как рынок новых авто в Казахстане скатился в яму

Вспоминаем, как продавались машины в прошлом году, и пытаемся понять, куда приведут нас начавшиеся тренды

Вспоминаем, как продавались машины в прошлом году, и пытаемся понять, куда приведут нас начавшиеся тренды.

По итогам 12 месяцев прошлого года официальные дилеры реализовали в Казахстане 97.4 тысячи новых автомобилей (97 399, по данным агентства «Автоконсалтинг.KZ», и чуть больше, 97 446 машин, по версии АКАБ). Из них в Казахстане было произведено и собрано 16 717 автомобилей.

Если уйти от скучных цифр, то 2015 год выглядит следующим образом: официалы продали на 40 % машин меньше, вдвое же сократилось производство на казахстанских заводах. При этом перегон машин из России достиг небывалого размаха — за год было ввезено более 200 000 автомобилей, из которых 114 453 новые (то есть в возрасте до трёх лет), фактически это те автомобили, которые недопродали официальные дилеры. Если же описывать ситуацию ещё короче, то отечественный авторитейл оказался в глубокой яме. И сейчас мы расскажем, как он умудрился туда свалиться.

Что способствовало снижению продаж

Падение отечественного рынка новых автомобилей началось ещё в 2014 году, с момента обвала курса рубля. Казахстанцы быстро смекнули, что при долларе за 70 рублей желанные машины в соседней России стоят вдвое меньше, чем у нас, где доллар ещё можно было купить за 185 тенге. Массовый ввоз машин из РФ продолжился в первые месяцы 2015 года, по сути оставив официальных дилеров в Казахстане не у дел.

Следующим фактором, ударившим по находящимся в полуобморочном состоянии дилерским центрам, стала девальвация тенге. Курс национальной валюты рухнул вниз, сделав не только невыгодным перегон авто из РФ, но и покупку машины в Казахстане. Неудивительно, что отток покупателей из местных шоу-румов продолжился. Во-первых, все, кто хотел приобрести автомобиль, уже это сделали с помощью российских салонов. Во-вторых, население РК после девальвации обеднело в два раза, а машины, увы, в некоторых случаях, наоборот, подорожали в два раза. Тут уж не до нового автомобиля, хватило бы на еду да на одежду детям.

Что способствовало сохранению продаж (о росте речи не идёт)

И всё же были факторы, которые не позволили официальным продажам просесть ещё ниже. В первую очередь это программа льготного автокредитования, которая была запущена Банком развития Казахстана как нельзя кстати. По госпрограмме было продано около четырёх тысяч, или около четверти собранных в республике машин, что оказалось хорошим подспорьем как для отечественных автосборочных заводов, так и для тех, кто, не имея на руках всей суммы, планировал приобрести автомобиль в кредит.

Ещё одним фактором, позволившим дилерам хоть как-то свести концы с концами, стало, как ни странно, обесценивание тенге. Это привело к тому, что тенговые цены на авто в салонах росли, а долларовые снижались. Для тех, у кого сбережения были именно в иностранной валюте, это стало хорошим подспорьем.

Итог

Что же получилось в итоге? Год закончился 97.4 тысячи проданными авто и возвращением на уровень 2012 года — тогда было реализовано чуть больше 95 000 автомобилей. Планы многих компаний так и остались планами, а прогнозы прогнозами. К примеру, после успешного 2013 года (165 710 проданных авто) уверенно говорилось о росте рынка до 200 000 тысяч и выше, а сегодня АКАБ прогнозирует 70 000 проданных авто в текущем году. Кроме того, по планам в 2016 году новый завод LADA в Усть-Каменогорске должен был выпустить 60 000 машин по полному циклу, а сегодня его запуск отложен до 2018 года. К последствиям можно отнести появление утилизационного сбора и увеличение до неразумных величин ставок за первичную регистрацию.

Тяжёлая ситуация привела к тому, что прекратились продажи автомобилей Honda. За весь год было реализовано 178 машин японской марки, а планы по возобновлению продаж пока не воплотились в жизнь. Едва не накрылись медным тазом только-только стартовавшие продажи Opel — 106 машин за год явно не то, на что рассчитывали дилеры «немцев». Не исключён и уход марки Suzuki (108 проданных авто), которая целиком держится на отнюдь не молодой модели Grand Vitara.

Кому не повезло в 2015 году

Помимо Chevy, серьёзные проблемы (продажи снизились в два и более раза) в 2015 году испытали 10 брендов. Это Daewoo (потери составили 55.67 %), чьи главные забойщики уже не завозятся в РК, а Gentra не справляется с ролью лидера. Suzuki (108 авто, 69.75 %), которая после закрытия казахстанского офиса хотя и выводит на рынок новые модели, но делает это не слишком успешно и явно испытывает серьёзные проблемы. Сюда же можно отнести ZAZ (122 авто, 87.88 %), который после прекращения производства машин на Украине и их сборки в Казахстане просто распродавал остатки со склада, и Honda (178 авто, 58.12 %), чьи немногочисленные дилерские центры в количестве двух перестали работать осенью.

Отдельно стоит выделить Nissan (1 910 авто, потери 66.83 %), Mitsubishi (840, 59.02 %) и Mercedes-Benz (194, 55.20 %), те марки, которые больше всего пострадали от низкого курса рубля. По результатам наших исследований автомобили этих марок в минувшем году чаще пригоняли из России, нежели покупали у официальных дилеров в Казахстане.

Третья группа — это те марки, которые имеют локализованное производство в Казахстане. Впрочем, это несильно помогло в данной ситуации — потери марки Peugeot составили 56.85 %, Škoda — 59.14 %, а SsangYong — 63.97 %. Как нам видится, причина провала чешской марки в слишком высокой цене. При каждом скачке курса ценники на машины Škoda (2 277 проданных авто) по нашим наблюдениям переписывались в числе первых. Что касается Peugeot (526) и SsangYong (810), то казахстанцы попросту не хотят покупать их, и не будь поставок этих машин в МВД, то продажи французской марки были бы ещё меньше.

Что творилось в премиуме

Дела в сегменте дорогих автомобилей также идут не лучшим образом, хотя всё не так печально, как у массовых брендов. По сравнению с прошлым годом более чем в два раза сократились продажи лишь одной марки — Mercedes-Benz. Потери всех остальных поменьше, от 10 до 44 %, а продажи немецкого бренда Audi и вовсе выросли почти на четверть. Особой популярностью пользуются большие внедорожники и кроссоверы. Самая популярная модель в премиум-сегменте — Lexus LX, японских внедорожников за год было продано 224 штуки, то есть столько же, сколько всех автомобилей Audi, Porsche и Jaguar вместе взятых.

К чему это может привести?

Помимо дальнейшего снижения продаж (а результаты продаж первых двух месяцев говорят о том, что рост маловероятен), можно ожидать несколько значительных изменений. Во-первых, может измениться структура рынка. Пусть продажи в январе и феврале 2016 года не показательны, однако тот факт, что Toyota взлетела с пятого места в лидеры, опередив даже LADA, говорит о многом.

Следующие изменения на руку потребителям. Во-первых, компании будут стремиться снижать цены и делать покупку более выгодной для клиентов, ведь каждый покупатель теперь на вес золота. Toyota первой отреагировала на это, что отчасти и привело к хорошим продажам. Во-вторых, ассортимент собираемых в Казахстане моделей расширится. Первопроходцем в этом деле стала марка LADA, весь модельный ряд которой будет теперь собираться на заводе «АЗИЯ АВТО». Возможно, автомобили не станут доступнее, но зато их можно будет купить по программе льготного автокредитования.

Нельзя исключать и того, что ещё несколько брендов покинут рынок либо пересмотрят свою работу на казахстанском рынке. Предпосылки к этому уже есть. Так, Mitsubishi закрыла представительство в Казахстане, а единичные продажи машин Opel (один автомобиль за два месяца 2016 года), Suzuki (12 шт.) и Subaru (20 шт.) вряд ли очень интересны дистрибьюторам.

Однако свято место пусто не бывает, на рынке непременно появятся новые бренды, прежде всего доступные. Готовится к официальному выходу на казахстанский рынок китайский бренд Lifan, который сейчас продаётся ни шатко ни валко: 21 машина в январе-феврале против 110 авто у JAC и 125 машин у Geely и других китайских брендов. А марку Daewoo сменит бренд Ravon с новым модельным рядом.