19 августа ознаменовалось очередным скачком курса иностранных валют: практически все банки и обменники подняли курс доллара до отметки 194–198 тенге, евро достиг 220 тенге. Попробуем разобраться, как это повлияет на стоимость новых автомобилей.
Ситуация во многом напоминает «чёрный вторник» в феврале 2014 года, когда тенге резко обвалился на 20 %, а несколько автомобильных дилеров были вынуждены приостановить продажи. Однако в данном случае есть два ключевых отличия от событий того дня. Во-первых, тенге обесценился значительно меньше: около 5 % против 20 %. А во-вторых, наученные горьким опытом, дилеры и производители заранее готовились к данной ситуации.
В итоге сценарий полуторагодичной давности, когда дилеры прекращали продажи, спешно переписывали ценники и отказывались поставлять заказанные машины по старому курсу, вряд ли повторится. Сегодня автосалоны работают в обычном режиме, автомобили продаются по прежним ценам, а ряд дилеров уже успел запустить рекламу, призывающую покупать машины по старому курсу.
Как долго это будет продолжаться? Смеем предположить, что в некоторых салонах ситуация может измениться уже завтра. Несмотря на то что цены на любой товар в Казахстане должны быть выражены в тенге, многие дилеры привязывают цены к иностранной валюте (доллару или евро), пересчитывая стоимость в национальной валюте в зависимости от текущего курса. Среди марок, чьи цены установлены в условных единицах, — Toyota, Nissan, большинство немецких брендов и, что удивительно, пара брендов, собираемых в Казахстане (SsangYong и Peugeot).
Что касается машин, чьи цены зафиксированы в тенге, то здесь ситуация для покупателей несколько лучше. В большинстве компании рассчитывают прайс-листы с учётом колебаний курса и не реагируют на незначительный рост иностранной валюты. И таких немало, и с большей долей вероятности многие из них не станут менять цены до конца месяца.
Опыт показывает, что многие дилеры не поднимут цены даже спустя несколько месяцев, стараясь распродать все автомобили, скопившиеся на складе. Зависит это в первую очередь от количества авто в наличии и желания продавцов избавиться от них. Со временем автомобили непременно станут дороже, однако рост цен вряд ли значительно превысит 5-процентное повышение курса доллара.
Это же касается и тех моделей, которые собирают и производят в Казахстане. Но если это произойдёт, то одним из последствий может стать выпадение некоторых моделей из списка авто, которые можно купить по программе льготного автокредитования. В первую очередь это коснётся седана Chevrolet Malibu (некоторые комплектации вплотную подобрались к отметке 5 600 000 тенге) и кроссовера Kia Sorento (меньше заветных 5.6 млн стоят только начальные версии).
- 11 февраля 2014 года Национальный банк Казахстана отказался от поддержания обменного курса тенге на прежнем уровне. Обменный курс после этого составил около 185 тенге за доллар США, то есть тенге упал на 20 %.
- В течение нескольких месяцев после девальвации некоторые автодилеры продавали автомобили по старому курсу. Притом что доллар стоил 185 тенге, некоторые салоны распродавали машины с привязкой к курсу 155.