Ровно год назад мы писали про рекорд, который был поставлен казахстанскими официальными дилерами в 2012 году. Прошли очередные 12 месяцев, и мы снова имеем новый рекорд: в прошедшем году в Казахстане было реализовано 153 664 легковых автомобиля, что практически вдвое больше. Падёт ли заветный 200-тысячный рубеж в 2014 году? Мы попробуем ответить на этот вопрос.
Если быть точным, то в 2013 году на территории Республики Казахстан официально было продано 165 710 новых автомобилей, из которых 12 046 приходится на коммерческую технику. Годом ранее эти показатели были равны 98 242 и 11 281 единице. Как видно из этих данных, рост спроса на легковые авто (прирост за год составил 77 %) значительно опережает темпы роста продаж коммерческих машин (6.7 % за тот же период).
Мы всё ближе к миру
При всём этом казахстанский авторитэйл постепенно обретает вид современного и цивилизованного бизнеса. Всё больше машин продаётся через официальных дилеров, население берёт кредиты, а сами дилеры расширяют спектр услуг. К примеру, если в 2007 году только 12 % новых автомобилей были куплены у официалов, то в прошлом году через белые автосалоны было реализовано уже 85 % машин. Порадовало и появление новых марок на нашем рынке: официально в стране стали продаваться машины MG, Maserati и Peugeot, а также планируют открыть официальные продажи таких марок, как Mazda и Opel, правда, пока так и не озвучено точно когда.
И всё же вторичный рынок до сих пор вне конкуренции. По подсчётам специалистов в 2013 году было совершено 650 000 перепродаж автомобилей, а оборот средств составил порядка $850 миллионов. Урвать часть этого лакомого пирога дилеры планируют с помощью внедрения Trade-in, по прикидкам эта услуга может охватить около 20 % вторичного рынка. А это опять же приведёт к росту количества продаж новых авто.
Ещё один фактор, способный повлиять на рост продаж, — это развитие автокредитования. В минувшем году 55 % проданных авто полностью или частично были куплены в кредит. В будущем эта цифра может только вырасти, особенно если государство запустит программу кредитования для покупки машин отечественной сборки.
Не стоит сбрасывать со счетов и рост благосостояния населения, за минувший год рост ВВП составил 6 %, тогда как инфляция упала с 6 до 4.8 %. Если учесть, что средний возраст автомобилей в республике колеблется в пределах от 13.5 до 19 лет, то можно с уверенностью сказать, что многие горят желанием пересесть на более свежую машину. Непременно скажется на росте продаж и грядущее снижение таможенных пошлин после вступления Казахстана в ВТО. Помимо всего прочего правительство обещает в скором времени запустить программу утилизации вышедших из употребления авто, цель которой не только обновить автопарк, но и стимулировать рост продаж техники отечественной сборки.
Уже не просто сборка машинокомплектов
Что касается казахстанского автопрома, то и здесь перспективы обнадёживают. Планы собрать в 2014 году 60 000 автомобилей против 37 471 в прошлом году не кажутся утопией. Во-первых, выбор машин казахстанской сборки постоянно расширяется (в прошлом году силами заводов «Азия Авто» и «Агромаш» на рынке появилось более 20 новых моделей, в том числе новая марка — Peugeot). Во-вторых, наметились сдвиги по поставкам казахстанских машин на экспорт. 318 единиц коммерческой техники Hyundai отправило в Беларусь предприятие Hyundai Auto Trans, а «Азия Авто» в качестве пробной партии отгрузил в Россию 96 кроссоверов Chevrolet Captiva (российское представительство GM рассматривает возможность поставки этой модели из Казахстана вместо машин из Калининграда и Узбекистана). А в 2015 году с запуском завода полного цикла в Усть-Каменогорске наступит новый этап развития отечественного автопрома. В ноябре 2013 года был дан официальный старт строительству завода по выпуску автомобилей LADA. К 2016 году планируется выйти на уровень 60 000 автомобилей в год, а к 2017-му предприятие должно заработать на полную, производя 120 000 машин ежегодно.
В свете всего этого прогнозируемые 40-процентный рост и 214-220 тысяч проданных автомобилей в 2014 году выглядят очень правдоподобно. До насыщения рынка и падения продаж, которые сейчас наблюдаются в России, Казахстану ещё далеко.
Что готовит год грядущий?
Что касается планов на 2014 год, то ими пока поделились только две компании — Astana Motors и «БИПЭК Авто». Так, «Астана Моторс» в текущем году намерена начать продажи люксовых автомобилей Rolls-Royce, а также вывести на рынок несколько новых моделей: Hyundai (i30, Sonata, Genesis и Grand Sante Fe), BMW (2-Series, 4-Series, M3, M4 и X4) и Subaru WRX. Радует, что задержка между стартом мировых и казахстанских продаж становится всё меньше и меньше.
В планах у «БИПЭК» вывести на рынок более десятка новых или обновлённых моделей: Škoda (Yeti, Rapid Spaceback, Octavia RS, Octavia Combi и Fabia), KIA (Soul, Carnival и Sorento), а также Chevrolet (Malibu, Cruze, Aveo и Tracker).
В феврале-марте должна состояться долгожданная премьера внедорожника SsangYong Nomad, позиционируемого как первый автомобиль не просто казахстанской сборки, а отечественного производства. Производство машины началось ещё в декабре прошлого года, а те экземпляры, что уже катаются по дорогам, — это всего лишь тестовые прототипы. Также весной, а точнее в марте, ожидается презентация нового и старт продаж в Казахстане. Уже в продаже и кроссовер Renault Duster с полным приводом и , бестселлер 2013 года обещает разойтись ещё большим тиражом.
Вот-вот должны начаться казахстанские продажи рестайлингового внедорожника Lexus GX 460, в течение года Toyota презентует новое поколение кроссовера Highlander, обновлённые модели Camry и Land Cruiser 200, RAV4 с передним приводом, и, пожалуй, одну из главных премьер этого года — внедорожник Fortuner казахстанского производства.
Порадовать обещает в этом году и Mercedes-Benz: в мае-июне ожидается новый C-класс, компакт-кроссовер GLA также не заставит долго ждать — презентация планируется на конец лета, ну и на десерт — новейшее S-Coupe будет доступно казахстанцам на заказ в ноябре-декабре 2014 года.
Планы других немецких компаний скромнее. Так, Volkswagen весной начнёт продавать седьмое поколение модели Golf (в том числе заряженную версию GTI), Jetta и Tiguan российской сборки. Audi представит обновлённые версии моделей A6 и A7, а Porsche начнёт продажи новейшего кроссовера Macan. Премиальный сегмент в текущем году пополнится обновлённым внедорожником Land Rover Discovery 4 (в продаже с февраля), длиннообразным внедорожником Range Rover и спортивным Jaguar F-Type Coupe.
Несколько новинок готовит и компания Nissan: в мае появится бюджетный седан Almera российского производства, в начале лета новое поколение модели Teana и кроссовер Qashqai. Чуть позже в продажу поступят кроссоверы X-Trail и Pathfinder, а также седан Sentra российской сборки. Интересно, что ниссановцы решили вывести на казахстанский рынок дизельные версии моделей Qashqai и X-Trail.
Не исключено, что модельную линейку компании Honda в Казахстане пополнят Civic и Crosstour, но окончательное решение по этим моделям пока не принято. Другими словами, год явно будет богат на события в автомобильном мире Казахстана.