В конце лета 2016 года на заводе Toyota под Санкт-Петербургом начали выпускать кроссоверы RAV4. Мы побывали на производстве и выяснили, зачем это надо, какие выгоды получат покупатели, а самое главное, что уникального в тех машинах, которые россияне делают для казахстанского рынка.
Вы не ослышались, для Казахстана в российских Шушарах выпускают особенные версии японского кроссовера. Таких комплектаций и сочетания опций больше нет ни в одной другой стране. Но начнём по порядку, то есть с того, как вообще «тойоты» получили российскую прописку.
Всё началось 11 лет назад, когда было подписано соглашение о строительстве завода и заложен первый камень. Спустя 2.5 года, в конце 2007-го, с конвейера российского завода сошёл первый автомобиль, это был седан Toyota Camry 40. В ноябре 2011 года на конвейер встало новое поколение седана — , а спустя три года началось производство рестайлинговой «пятидесятипятки». За без малого девять лет из ворот завода выехало около 200 000 авто. Немного, учитывая, что мощность предприятия — 100 000 машин в год.
Как делают российские Toyota
До Казахстана российские Toyota добрались не сразу, лишь в сентябре 2012 года. И вот теперь на отечественный рынок выходят кроссоверы RAV4, произведённые в России. Говоря «произведённые», мы нисколько не преувеличиваем — в Каменке осуществляется не сборка, а производство машин по полному циклу. На предприятии из металлопроката штампуют капот, крышу, двери, крышку багажника, часть боковых и внутренних панелей, а также крылья.
Впрочем, всё это очень напоминает увиденное на российских заводах компаний Hyundai и Mitsubishi. В цехах завода осуществляется не только штамповка кузовных деталей, но и сварка, окраска, сборка и производство части пластиковых изделий и стёкол. Двигатели и КПП для Toyota RAV4 приходят из Японии, как и коробки для Camry, а вот моторы для седанов — из Китая. Но даже на произведённых в Японии «камри» стоят китайские моторы. Глобализация.
Изюминкой завода можно считать разве что производственную систему Toyota (TPS, или Toyota Production System), состоящую из трёх принципов: Just in time, Kaidzen и Jidoka. Организация труда привлекает внимание в первую очередь забавными терминами: «муда», «андон», «канбан» и прочие «каракури». Можно не вдаваться в расшифровку, основные из них интуитивно понятны русскоговорящим людям: с помощью Аndon’а можно сообщить о возникшей на конвейере проблеме, Karakuri — это механические приспособления для оптимизации процесса, Muda — это необязательные затраты и потери, которых можно избежать, а вовсе не то, о чём вы подумали.
Раньше Andon представлял из себя заметный трос, протянувшийся вдоль всего конвейера, но сейчас это лишь неприметные кнопки на постах. Зато чего нельзя не заметить, так это народной музыки, звучащей вдоль всего конвейера, когда кто-то из рабочих задействует «андон». Послушает навязчивую мелодию раз десять и поневоле расхочет делать ошибки и вызывать остановку конвейера с таким музыкальным сопровождением.
Уникален ли Toyota RAV4 для Казахстана?
Что же до кроссоверов RAV4, предназначенных для отправки в Казахстан, то они плывут по конвейеру бок о бок с машинами для России и Беларуси, а также седанами Camry. Понять, для какого рынка предназначено то или иное авто, невозможно, каких-то заметных глазу отличий в виде казахстанского флага на крыше или лебёдки в переднем бампере тут нет, однако машины отличаются наполнением. Фанаты марки могут вспомнить рестайлинговый Land Cruiser Prado, который появился в РК под конец 2013 года и щеголял кожаным салоном в паре с 2.7-литровым мотором — комплектацию под названием «Комфорт Плюс» тогда придумали специально для нашего рынка.
Отличия не глобальные. К примеру, в Казахстане отсутствует базовая версия «Стандарт», владельцам которой приходится переключать передачи вручную. В базовой для нас версии «Комфорт» отсутствует подогрев руля и заднего сиденья, которые есть в России с её более холодным климатом. Однако во всех версиях присутствуют задние парктроники, тогда как в России они появляются только в дорогих версиях и в комплекте с передними датчиками.
Топовая для нашей страны версия «Люкс» немного недотягивает по уровню оснащения до российского Exclusive. Однако все эти преимущества перекрывает продающийся только в России RAV4 Exclusive в двухцветном кузове с мультимедиа на базе Android и приложением «Яндекс. Навигатор». Вряд ли эти опции пользовались бы большой популярностью в Казахстане, хотя цена несильно отличается.
Зачем всё это?
Что касается цены, то локализация производства в России никак не повлияла на цену. Японцы оперируют тем, что оснований снижать цену нет, ведь автомобиль точно такой, произведённый с тем же высоким качеством. Впрочем, кое-какие плюсы покупатели российских кроссоверов всё же получат — их наполнение стало чуточку богаче относительно импортируемых из дальнего зарубежья авто.
С началом поставок машин из России базовая версия «Комфорт» обзавелась задними парктрониками и датчиком света. «Элеганс» получила передние и задние парктроники, датчик дождя, подогрев руля и электропривод задней двери. А «Элеганс Плюс» вдобавок к этому обзавелась 18-дюймовыми легкосплавными дисками и бесключевым доступом с кнопкой запуска двигателя. Оснащение самых дорогих комплектаций «Престиж» и «Люкс» обогатилось за счёт функции бесконтактного открывания двери багажника и дисков особого дизайна. Кроме того, RAV4 — это первый авто японской марки в СНГ, оснащённый системой вызова экстренной помощи «ЭРА-ГЛОНАСС».
Производство Toyota RAV4 в России стартовало 22 августа, а в середине ноября продажи российских кроссоверов начались и в Казахстане. Вряд ли покупатели отличат российские кроссоверы от японских, если только не будут сравнивать список опций.