В 180 км от Москвы, недалеко от города Калуга, есть уникальный в своём роде завод PCMA Rus, что расшифровывается как Peugeot Citroen Mitsubishi Automotive. Не удивляйтесь, здесь действительно делают машины трёх разных марок. Peugeot 408, продающийся в РК, производится именно тут, а в ближайшее время предприятие будет отгружать в Казахстан и две модели Mitsubishi, поэтому мы не могли отказаться от возможности совершить экскурсию сюда.
Соглашение о постройке завода было подписано 11 января 2009 года, а уже в следующем году с конвейера начали сходить кроссоверы Mitsubishi Outlander XL, Peugeot 4007 и Citroen С-Сrosser, а также хэтчбеки Peugeot 308 и Citroen C4. Японские машины были тогда в меньшинстве, так как в этом совместном предприятии доля Mitsubishi составила только 30 %. Тогда автомобили выпускались SKD-методом — так называемая отвёрточная, или крупноузловая, сборка.
Но уже в 2012 году завод в Калуге перешёл на полный цикл со сваркой и окраской кузовов. И сейчас в производственной программе четыре модели: седаны Peugeot 408 и Citroen C4, а также кроссовер Mitsubishi Outlander третьего поколения и с лета прошлого года внедорожник Pajero Sport. Какой интерес нам? В ближайшем будущем японские SUV будут поставлять в РК из России, отказавшись от сложных логистических схем с поставками машин из Таиланда и Японии.
Точной даты начала поставок российских «аутлэндеров» и «паджеро спорт» в Казахстан пока нет, однако заместитель генерального директора Ёсия Инамори в ходе нашего визита в Россию заверил, что эти машины абсолютно точно поставляться на наш рынок будут. Правда, особых выгод казахстанским покупателям это не сулит — после того как завод в Калуге стал обеспечивать потребность россиян в Outlander и Pajero Sport (а сейчас производство почти полностью обеспечивает этими моделями российский рынок), цены на машины не изменились. Инамори-сан сослался на то, что цены устанавливает не завод. И как мне кажется, в нашей стране сделанные в России Mitsubishi не станут доступнее.
С другой стороны, невелика и локализация, на сегодняшний момент она составляет порядка 17 %. Российское происхождение имеют бамперы, сиденья, включая их мелкие детали, стёкла, звукоизоляционные материалы, рамы для Pajero Sport, а также некоторые кузовные панели и элементы отделки салона. Всё это производится на предприятиях калужского кластера (где помимо завода Mitsubishi располагаются производства Volkswagen и Volvo), а также силами завода ГАЗ. Довольно внушительный список, между прочим, причём речь идёт о локализации именно производства, в ценовом же выражении локализация, естественно, значительно больше. Как тут не вспомнить, что даже «Нива», собираемая до недавнего времени в Усть-Каменогорске, имела 30-процентную локализацию в стоимостном выражении.
Что касается самого производства, то ничем новым оно нас не удивило. Нечто подобное, только в более мелком масштабе, есть и в Костанае, где делают по такому же циклу внедорожники Toyota Fortuner и SsangYong Nomad. Что касается завода PCMA Rus, то даже по российским меркам он довольно крупный. Площадь завода составляет 12.5 га, а общая территория — 145 га, из которых 30 занимают поставщики. В год здесь делают 125 000 машин, а инвестиции в строительство обошлись в немаленькие 546 миллионов евро. Для сравнения: примерно столько же стоил расположенный по соседству завод Volkswagen мощностью 150 000 машин в год, а питерский Hyundai, выпускающий ежегодно 200 000 автомобилей, обошёлся даже дешевле.
Доля японской компании составляет только 30 %, поэтому из 125 тысяч машин, ежегодно сходящих с конвейера в Калуге, только 40 тысяч носят марку Mitsubishi, а план на текущий год — 37 тысяч кроссоверов Outlander и внедорожников Pajero Sport. В цехах сварки и сборки также существует разделение: на одной линии производят японские SUV, на другой — французские машины С-класса. Но если производственные линии в этих цехах Peugeot 408 и Citroen C4 рассчитаны на выпуск 18 машин в час, то японская линия способна выпускать лишь 10 единиц Outlander и Pajero Sport за это же время. Короче конвейер компании Mitsubishi и в цехе сборки: 400 метров против 650 у французов. Однако цех окраски с производственной мощностью 28 кузовов в час здесь общий, в его арсенале 12 цветов.
Ещё в 2005 году правительство России приняло постановление № 166, регламентирующее льготные пошлины на ввоз автокомпонентов для промышленной сборки автомобилей. И согласно этой директиве, уже к январю 2017 года завод PCMA Rus должен выйти на 30-процентную локализацию, так называемую фазу 6. Нынешняя 17-процентная локализация — это 3-я фаза. Следующий шаг — использование произведённых в России радиаторов и выхлопных систем, что обеспечит 21 % локализации. Затем будут переданы российским производителям подушки безопасности и проводка (28 %), но подробности финальной фазы 6 находятся пока только на рассмотрении. Возможно, поставщиками станут японские компании, организующие производство на территории РФ, а может, и российские производители — при обеспечении необходимого качества.
Сейчас в Калуге производят примерно равное количество кроссоверов Outlander и внедорожников Pajero Sport, которые поставляются исключительно на внутренний рынок. В скором времени и казахстанцы смогут купить эти машины, однако вряд ли они будут этому рады. Для большинства автомобиль, сделанный в Японии, явно предпочтительнее машины с клеймом Made in Russia, даже таиландское происхождение Pajero Sport выглядит для них привлекательнее. Изменить это мировоззрение будет отнюдь не просто, тем более если и цена останется на том же уровне. Нам остаётся дождаться появления в Казахстане первых машин российского производства, чтобы оценить, есть ли на самом деле разница. Хотя, исходя из того что мы уже видели немало автомобилей, собранных не у себя на родине, в том числе и в Казахстане, можно сделать прогноз: найти отличия будет сложно.