1119-articles-main-1399891561

Ралли «Сапсан-2014»: полёт нормальный

Новый сезон ралли в Казахстане набирает обороты. Первая зимняя гонка прошла в Астане, а 13 апреля провели грунтовый этап в Алматинской области «Сапсан-2014» — второй раунд чемпионата. Современная система хронометража, старт гонки в центре Алматы, а также долгожданная борьба в полноприводном классе — главные тренды «Сапсана». Обо всём, конечно же, по порядку.

Новый сезон ралли в Казахстане набирает обороты. Первая зимняя гонка прошла в Астане, а 13 апреля провели грунтовый этап в Алматинской области «Сапсан-2014» — второй раунд чемпионата. Современная система хронометража, старт гонки в центре Алматы, а также долгожданная борьба в полноприводном классе — главные тренды «Сапсана». Обо всём, конечно же, по порядку.

Ралли «Астана», если вспомнить, оставило двоякое впечатление у нашего астанинского обозревателя. Погодка, конечно, подпортила всё, что смогла, и чаша с ожиданиями до гонки явно перевесила чашу с эмоциями после гонки. Недоволен остался и организатор, но что вышло, то вышло.

«Сапсан» в этом смысле должен был реабилитировать скомканное начало сезона. Для раллийной общественности Казахстана этап можно считать домашним — всё-таки это Алматы и Алматинская область со всеми вытекающими.

Старт традиционный, но с изюминкой

Старую площадь Алматы вскоре потребуется переименовать в какую-нибудь Drive-площадь. На протяжении многих лет именно тут проходило множество автобаталий, как профессиональных, так и любительских, летали выше деревьев мотоциклисты из X-Fighters, тут же строили и картинговую трассу, и, в конце концов, «Старуха» и её окрестности являются излюбленным местом встреч автоклубов и автомобилистов.

Старая площадь в Алматы вновь встречает раллистов

Старт «Сапсана», который прошёл за день до самой гонки, 12 апреля, также был дан именно отсюда. Традиционно. Как это часто бывало, перед основным действом продемонстрировали свои трюки каскадёры Тарабанько, а после стали выезжать на стартовый подиум уже и ралли-кары. Всего собралось погоняться на «Сапсане» 16 «боевиков», из списка заявленных экипажей вывалился только Владимир Радостовец, он на этапе не стартовал.

Как и в старые добрые времена, удивить публику приехали автокаскадёры

Но главным магнитом внимания для сведущих в ралли стала система старт/финиш, а точнее, профессиональный хронометраж фирмы TAG Heuer, о котором раллисты Казахстана мечтают уже давно. Постараюсь по-быстрому рассказать, что это. Как известно, раллийный спецучасток — это не кольцевая трасса (за исключением зрительской). Старт даётся в одном месте, а финиш — в другом, за один или даже несколько десятков километров. По старой схеме автомобили на доп уходили по сигналу судьи старта отмашкой руки, а финишировали под взмах клетчатого флага. Время при этом контролировалось с помощью обычных китайских часов, которые раздавались судьям перед началом гонки. Результаты фиксировались только визуально — махнул финишёр флагом, судья запомнил показание на дисплее часов и записал в протокол. Само собой, такой дедовский способ давал немаленький процент погрешности. Вдобавок сами часы не отличались точностью и сверялись вручную. А ведь в ралли бывает борьба и за миллисекунды. Таких точных данных вышеописанный способ предоставить не мог.

Современность добралась и до Казахстана — отныне за результаты участников ралли отвечает электроника

А вот автоматический хронометраж исключает какие-либо действия со стороны человека, всё делает высокоточная электроника: момент старта и финиша фиксируется датчиками с фотоэлементами, откуда дистанционно через обычный GSM-сигнал данные передаются на переносные станции с принтерами. Результаты на финише сразу же распечатываются на бумажной ленте. Сам старт даётся по зелёному сигналу (типа маленького светофора) в корпусе больших часов. Часы, само собой, также подключены к одной системе с датчиками и синхронизированы. А так как они работают по GPS-сигналу, то наконец-то экипажи с современными штурманскими приборами на борту могут с точностью следить за своим временем. Судьям остаётся просто контролировать работу системы и нарушения участников.

Профессиональные штурманские терратрипы, имеющиеся у некоторых экипажей, наконец-то заработали в полную меру

Так вот на открытии соревнований новые раллийные часики и распечатали. Конечно, не обошлось без небольших сбоев, но всё же их обкатку перед воскресной гонкой провели. Вдобавок здесь же хронометраж на живом примере показал своё превосходство: Олег Балюк и Пётр Бородин проехали зрительский доп на площади за одинаковое время! Хотя, извините, почти одинаковое… Пётр опередил Олега на… 0.1 секунды! И это позволяет признать его победителем. К примеру, раньше бы пришлось делать перезаезд или просто бросать монетку.

Пётр Бородин выиграл зрительскую гонку, обогнав Олега Балюка на 0.1 секунды. Профессиональный хронометраж сделал своё дело

Казахстанский Great Britain

Мягкие трассы «Сапсана» сохранились практически без изменений плюс добавились новые. Один из новых допов под номером 8, о котором все говорили с каким-то ужасом, к слову, отменили. Опасные участки на нём основательно размыло непрекращающимся с ночи дождём, да и нам он показался нехарактерным для ралли. Живописный, конечно, но уж больно крутой и по ощущениям очень медленный. А вот СУ-9 гонщики нахваливали, жаль, его мы посмотреть не успели.

Тёплый «Сапсан»

Репортаж о том, как прошёл «Сапсан» в 2013 году

Погодка, кстати, и в этот раз, словно по договорённости с астанинской, решила напакостить. Практически весь день шёл мерзкий холодный дождик, причём не вертикально, а горизонтально. Ближе к 11 часам утра он стал превращаться в снег. Нас, конечно, не пугала такая погода. Наоборот, мы были в предвкушении: неужели в Казахстане пройдёт хоть и мелкое, но подобие самого мокрого этапа чемпионата мира Rally Great Britain, когда машины с ног до головы покрыты плотным слоем грязи, а трасса скользкая, как мыло?

Трасса местами действительно была скользкой, но не всюду. Основная часть грунта вокруг Куртов смешана с песком, поэтому даже машины несильно извазюкались. Но, однозначно, мокрая погода добавила разнообразия и нам, и пилотам. Ведь южные гонки в основном всегда были сухими, пыльными и как минимум тёплыми.

Снег в середине апреля стал полной неожиданностью. Было холодно, ветрено, зато фотки вышли нетрадиционными

Кстати, поваливший снег выявил интересный баг у системы хронометража — луч в финишном створе стал реагировать через раз на… снежинки! И вот в этом смысле, конечно, без контроля судей пришлось бы худо. Ну и вдобавок на «Сапсане» параллельно следили за временем и по старинке, т. е. с китайскими секундомерами. Мало ли что.

Результаты в адеквате

Последние два года в результаты казахстанского ралли можно было особо не вдаваться, по крайней мере в классе РК-ПРО. В гонках не участвовали сильные пилоты, а если и участвовали, то и очков в копилку сезона толком-то не собрали. А тут вроде только начало сезона, а таблица итоговых результатов уже становится похожей на ту, в которой есть место настоящему спорту. Да и судя по результатам на спецучастках «Сапсана», это уже недоезд на первое место. Пока лишь один пилот не может навязать борьбу своим соперникам — Пётр Бородин. На «Сапсане», уже на пятом допе, горячий паренёк оформил технический сход из-за неполадок с проводкой.

Молодёжь активно наступает на пятки закоренелым раллистам. Пётр Бородин смелее и быстрее в поворотах, но технические проблемы не дали спортсмену преобразовать свою скорость в очки

С перебоями, а точнее, с троящим двигателем ехал всю гонку и Антон Ли. В самом начале Evolution мчал во всю прыть, и после первой секции Антон даже возглавлял ралли, но потом мотор стал хандрить и результаты поплыли. Что странно, на финише двигатель приходил в порядок, на доездке и вовсе становился молодцом, но на допе опять сопротивлялся ехать. В итоге Антона опередил даже Дмитрий Плясов на моноприводной Honda Civic. Но, тем не менее, Ли взял третье место в своём классе и после второго этапа удерживает лидирующую позицию в итоговой таблице РК-ПРО. Хотя тут стоит отметить, что до финиша в этом зачёте только три машины всего и добрались — помимо Бородина сошли Александр Фоменко, Виталий Гарштя и Чередниковы (Андрей и Георгий).

Олег Балюк сражался с Евгением Сапоговым. На счету у обоих по три выигранных СУ, но Евгений в итоге оказался на 44 секунды быстрее. Олег, в свою очередь, ставил под сомнение полученные результаты в частности не мог понять, где мог столько слить сопернику, ведь ехали бойко и вроде не ошибались. Одной из причин пилот назвал неверные результаты на одном или даже двух СУ, но с новой системой хронометража поспорить уже не выходит. В итоге Сапогов оформил первую победу в сезоне 2014 года и включился в борьбу за титул чемпиона страны, а Балюк сократил отставание по очкам от лидера Антона Ли и поднялся на вторую строчку итоговой квалификации. Фоменко, занимавший до этого вторую строчку, разместился на четвёртой, за Евгением Сапоговым.

В РК-ПРО сюжет наконец-то стал меняться, а вот в моноприводном классе РК-11 он стремится стать повторением прошлых сезонов. Конечно, в плане наполнения класса тут вопрос не стоит: в списках участников прослеживается явная стабильность, так что и наполняемость в классе есть, и на борьбу посмотреть очень приятно, но в очередной раз ощутимо явное превосходство Дмитрия Плясова. Если у него нет проблем с машиной, то, как ни крути, победа наверняка будет за ним, хоть деньги ставь. На «Сапсане» его успел ущипнуть Даулет Оразалиев, не прочь был догнать и Олег Данильченко, но девять из десяти СУ выиграл Дмитрий, так что можно считать — победа всухую. К тому же Даулет на предпоследнем СУ сошёл по техническим причинам, отдав своё третье место Яне Пелениченко. А второе место на «Сапсане» в классе у Олега Данильченко.

Итоговая квалификация РК-11 тоже выравнивается. Астанинского пилота Дамира Нурпеисова, который выиграл первый этап чемпионата на своём родном льду и неизвестно примет ли участие во всём сезоне, подвинул на третью позицию Олег Данильченко. За счёт набранных очков в обоих этапах он теперь возглавляет таблицу. Дмитрий Плясов благодаря своей победе поднялся с шестой позиции на вторую, потеснив Владимира Тарабанько (он, кстати, сошёл — срезало привод колеса), а четвёртое место за пилотом из Южного Казахстана Александром Громовым на ВАЗ-20183. Александр, по разным данным, не то из Шымкента, не то из Сарыагаша, заканчивает спецучастки почти всегда с самым худшим временем, но всё-таки финиширует и приближается к призовой тройке. Хотя, конечно, на третье место сейчас куда более сильные претенденты — Владимир Тарабанько или Яна Пелениченко в числе первых, кто с лёгкостью исправит позицию Громова в итоговой квалификации.

Александр Громов из Южно-Казахстанской области едет медленно, но финиширует, благодаря чему сегодня приближается к третьему месту в итоговом зачёте

Циклон KZRC перемещается на Юг

Впереди третий этап чемпионата — ралли «Сарыагаш», которое пройдёт в районе одноимённого города в ЮКО. Таким образом, KZRC (кто не знает, это сокращённое обозначение Kazakhstan Rally Championship) начинает своё шествие по всей стране. Кстати, пройдёт этап с 7 по 8 июня и обещает быть очень интересным: организаторы нашли много интересных допов, один из которых изобилует трамплинами, также будет ночная секция, обещают приехать гонщики из Узбекистана, ну и, в конце концов, ралли двухдневное — так, как было и раньше. После — гонка в ВКО, асфальтовая, кстати, потом в Акмолинской области, затем этап в Актау… Другими словами, домой ралли вернётся только осенью, то ли в октябре, то ли в ноябре, к заключительному седьмому этапу. Не исключено, что летом пройдёт скоростной подъём «Аюсай» в Большом Алматинском ущелье, но к чемпионату эта гонка не относится.

Если всё срастётся, то на ралли «Сарыагаш-2014» приедут экипажи из Узбекистана — максимальная близость к границе эту возможность предоставляет, да и узбекские гонщики не прочь померяться силами

Ну а мы будем надеяться, что тренды, которые проявились на «Сапсане», сохранятся и у нас ещё есть все шансы последить за чемпионатом как за полноценным спортивным состязанием, а не покатушкой.

Итоговые результаты

Место Экипаж Автомобиль Отставание
1 Евгений Сапогов / Николай Филатов Subaru Impreza WRX STI 1:11:59
2 Олег Балюк / Леся Балюк Subaru Impreza WRX STI +0:00:44
3 Дмитрий Плясов / Диас Мацунов Honda Civic +0:07:22
4 Антон Ли / Павел Крутских Mitsubishi Lancer Evo IX +0:07:39
5 Олег Данильченко / Алексей Казановский LADA 112 +0:12:52
6 Яна Пелениченко / Влад Дорофеев Citroen C2 +0:19:56
7 Александр Громов / Артём Сокирко ВАЗ-21083 +0:21:46

Победители спецучастков

Номер Название Дистанция Победитель
Воскресенье, 13 апреля
СУ-1 «Курты» 10.5 км Андрей Чередников
СУ-2 «Акши» 11.3 км Антон Ли
СУ-3 «Кендала» 15. 4 км Олег Балюк
СУ-4 «Коктем» 10.5 км Евгений Сапогов
СУ-5 «Гульдала» 11.3 км Антон Ли
СУ-6 «Коктем-2» 10.5 км Евгений Сапогов
СУ-7 «Гульдала-2» 11.3 км Евгений Сапогов
СУ-8 «Космос» 11 км Отменён
СУ-9 «Сапсан» 19.3 км Олег Балюк
СУ-10 MobilEx 0.73 км Олег Балюк

Личный зачёт после второго этапа в классе РК-ПРО

Место Гонщик Очки
1 Антон Ли 138
2 Олег Балюк 108
3 Евгений Сапогов 80
4 Александр Фоменко 72
5 Пётр Бородин 57

Личный зачёт после второго этапа в классе РК-11

Место Гонщик Очки
1 Олег Данильченко 119
2 Дмитрий Плясов 105
3 Дамир Нурпеисов 90
4 Александр Громов 83
5 Владимир Тарабанько 72
6 Яна Пелениченко 48
7 Геннадий Павлов 35
8 Даулет Оразалиев 17