Новый сезон ралли в Казахстане набирает обороты. Первая зимняя гонка прошла в Астане, а 13 апреля провели грунтовый этап в Алматинской области «Сапсан-2014» — второй раунд чемпионата. Современная система хронометража, старт гонки в центре Алматы, а также долгожданная борьба в полноприводном классе — главные тренды «Сапсана». Обо всём, конечно же, по порядку.
Ралли «Астана», если вспомнить, оставило двоякое впечатление у нашего астанинского обозревателя. Погодка, конечно, подпортила всё, что смогла, и чаша с ожиданиями до гонки явно перевесила чашу с эмоциями после гонки. Недоволен остался и организатор, но что вышло, то вышло.
«Сапсан» в этом смысле должен был реабилитировать скомканное начало сезона. Для раллийной общественности Казахстана этап можно считать домашним — всё-таки это Алматы и Алматинская область со всеми вытекающими.
Старт традиционный, но с изюминкой
Старую площадь Алматы вскоре потребуется переименовать в какую-нибудь Drive-площадь. На протяжении многих лет именно тут проходило множество автобаталий, как профессиональных, так и любительских, летали выше деревьев мотоциклисты из X-Fighters, тут же строили и картинговую трассу, и, в конце концов, «Старуха» и её окрестности являются излюбленным местом встреч автоклубов и автомобилистов.
Старт «Сапсана», который прошёл за день до самой гонки, 12 апреля, также был дан именно отсюда. Традиционно. Как это часто бывало, перед основным действом продемонстрировали свои трюки каскадёры Тарабанько, а после стали выезжать на стартовый подиум уже и ралли-кары. Всего собралось погоняться на «Сапсане» 16 «боевиков», из списка заявленных экипажей вывалился только Владимир Радостовец, он на этапе не стартовал.
Но главным магнитом внимания для сведущих в ралли стала система старт/финиш, а точнее, профессиональный хронометраж фирмы TAG Heuer, о котором раллисты Казахстана мечтают уже давно. Постараюсь по-быстрому рассказать, что это. Как известно, раллийный спецучасток — это не кольцевая трасса (за исключением зрительской). Старт даётся в одном месте, а финиш — в другом, за один или даже несколько десятков километров. По старой схеме автомобили на доп уходили по сигналу судьи старта отмашкой руки, а финишировали под взмах клетчатого флага. Время при этом контролировалось с помощью обычных китайских часов, которые раздавались судьям перед началом гонки. Результаты фиксировались только визуально — махнул финишёр флагом, судья запомнил показание на дисплее часов и записал в протокол. Само собой, такой дедовский способ давал немаленький процент погрешности. Вдобавок сами часы не отличались точностью и сверялись вручную. А ведь в ралли бывает борьба и за миллисекунды. Таких точных данных вышеописанный способ предоставить не мог.
А вот автоматический хронометраж исключает какие-либо действия со стороны человека, всё делает высокоточная электроника: момент старта и финиша фиксируется датчиками с фотоэлементами, откуда дистанционно через обычный GSM-сигнал данные передаются на переносные станции с принтерами. Результаты на финише сразу же распечатываются на бумажной ленте. Сам старт даётся по зелёному сигналу (типа маленького светофора) в корпусе больших часов. Часы, само собой, также подключены к одной системе с датчиками и синхронизированы. А так как они работают по GPS-сигналу, то наконец-то экипажи с современными штурманскими приборами на борту могут с точностью следить за своим временем. Судьям остаётся просто контролировать работу системы и нарушения участников.
Так вот на открытии соревнований новые раллийные часики и распечатали. Конечно, не обошлось без небольших сбоев, но всё же их обкатку перед воскресной гонкой провели. Вдобавок здесь же хронометраж на живом примере показал своё превосходство: Олег Балюк и Пётр Бородин проехали зрительский доп на площади за одинаковое время! Хотя, извините, почти одинаковое… Пётр опередил Олега на… 0.1 секунды! И это позволяет признать его победителем. К примеру, раньше бы пришлось делать перезаезд или просто бросать монетку.
Казахстанский Great Britain
Мягкие трассы «Сапсана» сохранились практически без изменений плюс добавились новые. Один из новых допов под номером 8, о котором все говорили с каким-то ужасом, к слову, отменили. Опасные участки на нём основательно размыло непрекращающимся с ночи дождём, да и нам он показался нехарактерным для ралли. Живописный, конечно, но уж больно крутой и по ощущениям очень медленный. А вот СУ-9 гонщики нахваливали, жаль, его мы посмотреть не успели.
Тёплый «Сапсан»
Репортаж о том, как прошёл «Сапсан» в 2013 году
Погодка, кстати, и в этот раз, словно по договорённости с астанинской, решила напакостить. Практически весь день шёл мерзкий холодный дождик, причём не вертикально, а горизонтально. Ближе к 11 часам утра он стал превращаться в снег. Нас, конечно, не пугала такая погода. Наоборот, мы были в предвкушении: неужели в Казахстане пройдёт хоть и мелкое, но подобие самого мокрого этапа чемпионата мира Rally Great Britain, когда машины с ног до головы покрыты плотным слоем грязи, а трасса скользкая, как мыло?
Трасса местами действительно была скользкой, но не всюду. Основная часть грунта вокруг Куртов смешана с песком, поэтому даже машины несильно извазюкались. Но, однозначно, мокрая погода добавила разнообразия и нам, и пилотам. Ведь южные гонки в основном всегда были сухими, пыльными и как минимум тёплыми.
Кстати, поваливший снег выявил интересный баг у системы хронометража — луч в финишном створе стал реагировать через раз на… снежинки! И вот в этом смысле, конечно, без контроля судей пришлось бы худо. Ну и вдобавок на «Сапсане» параллельно следили за временем и по старинке, т. е. с китайскими секундомерами. Мало ли что.
Результаты в адеквате
Последние два года в результаты казахстанского ралли можно было особо не вдаваться, по крайней мере в классе РК-ПРО. В гонках не участвовали сильные пилоты, а если и участвовали, то и очков в копилку сезона толком-то не собрали. А тут вроде только начало сезона, а таблица итоговых результатов уже становится похожей на ту, в которой есть место настоящему спорту. Да и судя по результатам на спецучастках «Сапсана», это уже недоезд на первое место. Пока лишь один пилот не может навязать борьбу своим соперникам — Пётр Бородин. На «Сапсане», уже на пятом допе, горячий паренёк оформил технический сход из-за неполадок с проводкой.
С перебоями, а точнее, с троящим двигателем ехал всю гонку и Антон Ли. В самом начале Evolution мчал во всю прыть, и после первой секции Антон даже возглавлял ралли, но потом мотор стал хандрить и результаты поплыли. Что странно, на финише двигатель приходил в порядок, на доездке и вовсе становился молодцом, но на допе опять сопротивлялся ехать. В итоге Антона опередил даже Дмитрий Плясов на моноприводной Honda Civic. Но, тем не менее, Ли взял третье место в своём классе и после второго этапа удерживает лидирующую позицию в итоговой таблице РК-ПРО. Хотя тут стоит отметить, что до финиша в этом зачёте только три машины всего и добрались — помимо Бородина сошли Александр Фоменко, Виталий Гарштя и Чередниковы (Андрей и Георгий).
Олег Балюк сражался с Евгением Сапоговым. На счету у обоих по три выигранных СУ, но Евгений в итоге оказался на 44 секунды быстрее. Олег, в свою очередь, ставил под сомнение полученные результаты в частности не мог понять, где мог столько слить сопернику, ведь ехали бойко и вроде не ошибались. Одной из причин пилот назвал неверные результаты на одном или даже двух СУ, но с новой системой хронометража поспорить уже не выходит. В итоге Сапогов оформил первую победу в сезоне 2014 года и включился в борьбу за титул чемпиона страны, а Балюк сократил отставание по очкам от лидера Антона Ли и поднялся на вторую строчку итоговой квалификации. Фоменко, занимавший до этого вторую строчку, разместился на четвёртой, за Евгением Сапоговым.
В РК-ПРО сюжет наконец-то стал меняться, а вот в моноприводном классе РК-11 он стремится стать повторением прошлых сезонов. Конечно, в плане наполнения класса тут вопрос не стоит: в списках участников прослеживается явная стабильность, так что и наполняемость в классе есть, и на борьбу посмотреть очень приятно, но в очередной раз ощутимо явное превосходство Дмитрия Плясова. Если у него нет проблем с машиной, то, как ни крути, победа наверняка будет за ним, хоть деньги ставь. На «Сапсане» его успел ущипнуть Даулет Оразалиев, не прочь был догнать и Олег Данильченко, но девять из десяти СУ выиграл Дмитрий, так что можно считать — победа всухую. К тому же Даулет на предпоследнем СУ сошёл по техническим причинам, отдав своё третье место Яне Пелениченко. А второе место на «Сапсане» в классе у Олега Данильченко.
Итоговая квалификация РК-11 тоже выравнивается. Астанинского пилота Дамира Нурпеисова, который выиграл первый этап чемпионата на своём родном льду и неизвестно примет ли участие во всём сезоне, подвинул на третью позицию Олег Данильченко. За счёт набранных очков в обоих этапах он теперь возглавляет таблицу. Дмитрий Плясов благодаря своей победе поднялся с шестой позиции на вторую, потеснив Владимира Тарабанько (он, кстати, сошёл — срезало привод колеса), а четвёртое место за пилотом из Южного Казахстана Александром Громовым на ВАЗ-20183. Александр, по разным данным, не то из Шымкента, не то из Сарыагаша, заканчивает спецучастки почти всегда с самым худшим временем, но всё-таки финиширует и приближается к призовой тройке. Хотя, конечно, на третье место сейчас куда более сильные претенденты — Владимир Тарабанько или Яна Пелениченко в числе первых, кто с лёгкостью исправит позицию Громова в итоговой квалификации.
Циклон KZRC перемещается на Юг
Впереди третий этап чемпионата — ралли «Сарыагаш», которое пройдёт в районе одноимённого города в ЮКО. Таким образом, KZRC (кто не знает, это сокращённое обозначение Kazakhstan Rally Championship) начинает своё шествие по всей стране. Кстати, пройдёт этап с 7 по 8 июня и обещает быть очень интересным: организаторы нашли много интересных допов, один из которых изобилует трамплинами, также будет ночная секция, обещают приехать гонщики из Узбекистана, ну и, в конце концов, ралли двухдневное — так, как было и раньше. После — гонка в ВКО, асфальтовая, кстати, потом в Акмолинской области, затем этап в Актау… Другими словами, домой ралли вернётся только осенью, то ли в октябре, то ли в ноябре, к заключительному седьмому этапу. Не исключено, что летом пройдёт скоростной подъём «Аюсай» в Большом Алматинском ущелье, но к чемпионату эта гонка не относится.
Ну а мы будем надеяться, что тренды, которые проявились на «Сапсане», сохранятся и у нас ещё есть все шансы последить за чемпионатом как за полноценным спортивным состязанием, а не покатушкой.
Итоговые результаты
Место | Экипаж | Автомобиль | Отставание |
---|---|---|---|
1 | Евгений Сапогов / Николай Филатов | Subaru Impreza WRX STI | 1:11:59 |
2 | Олег Балюк / Леся Балюк | Subaru Impreza WRX STI | +0:00:44 |
3 | Дмитрий Плясов / Диас Мацунов | Honda Civic | +0:07:22 |
4 | Антон Ли / Павел Крутских | Mitsubishi Lancer Evo IX | +0:07:39 |
5 | Олег Данильченко / Алексей Казановский | LADA 112 | +0:12:52 |
6 | Яна Пелениченко / Влад Дорофеев | Citroen C2 | +0:19:56 |
7 | Александр Громов / Артём Сокирко | ВАЗ-21083 | +0:21:46 |
Победители спецучастков
Номер | Название | Дистанция | Победитель |
---|---|---|---|
Воскресенье, 13 апреля | |||
СУ-1 | «Курты» | 10.5 км | Андрей Чередников |
СУ-2 | «Акши» | 11.3 км | Антон Ли |
СУ-3 | «Кендала» | 15. 4 км | Олег Балюк |
СУ-4 | «Коктем» | 10.5 км | Евгений Сапогов |
СУ-5 | «Гульдала» | 11.3 км | Антон Ли |
СУ-6 | «Коктем-2» | 10.5 км | Евгений Сапогов |
СУ-7 | «Гульдала-2» | 11.3 км | Евгений Сапогов |
СУ-8 | «Космос» | 11 км | Отменён |
СУ-9 | «Сапсан» | 19.3 км | Олег Балюк |
СУ-10 | MobilEx | 0.73 км | Олег Балюк |
Личный зачёт после второго этапа в классе РК-ПРО
Место | Гонщик | Очки |
---|---|---|
1 | Антон Ли | 138 |
2 | Олег Балюк | 108 |
3 | Евгений Сапогов | 80 |
4 | Александр Фоменко | 72 |
5 | Пётр Бородин | 57 |
Личный зачёт после второго этапа в классе РК-11
Место | Гонщик | Очки |
---|---|---|
1 | Олег Данильченко | 119 |
2 | Дмитрий Плясов | 105 |
3 | Дамир Нурпеисов | 90 |
4 | Александр Громов | 83 |
5 | Владимир Тарабанько | 72 |
6 | Яна Пелениченко | 48 |
7 | Геннадий Павлов | 35 |
8 | Даулет Оразалиев | 17 |