Открывать и закрывать сезон всегда ответственно. Первый этап чемпионата Казахстана по ралли «Астана-2014» имел все шансы пройти по высшему разряду. Организаторы собирались сверкнуть шипами на льду столичной реки Ишим, а получить такое разрешение не каждому под силу. Предвкушения как участников, так и зрителей зашкаливали. Что же получилось на самом деле?
За один день ралли планировалось провести восемь спецучастков на льду Кояндинского водохранилища, что в 30 километрах от Астаны, и ещё четыре — на льду реки Ишим. Несмотря на то что этап KZRC впервые проходит в таком формате, в схеме нет ничего нового. Точно так же год назад в Астане был организован этап традиционного ралли-спринта «Самурык», только в этот раз организаторы другие. И второе, классическое ралли — это всё же не ралли-спринт, где гоняют стандартные машины без каркаса и на гражданском шипе. Здесь и трасса должна быть длиннее, и скорости выше. Одно лишь прямое сходство со спринтом — гонка проходила исключительно на льду озера и реки, т. е. на плоскости, хотя, как известно, на ралли приветствуется трёхмерность, перепады высот, полёты и прочие сложности. Этого, само собой, не хватало.
Ради старта на льду заявились 15 экипажей из Алматы, один — из Шымкента, один — из Караганды и два — из Астаны. В целом столичный лёд собрал хорошую компанию. Антон Ли, Дмитрий Плясов, Денис Аксёнов (хоть и в роли штурмана), Олег Балюк и многие другие автогонщики Казахстана не нуждаются в особых представлениях, хотя приятно порадовало появление нескольких новичков.
Утренние спецучастки были нарезаны по двум заливам Кояндинского водохранилища. Именно нарезаны, потому что снег покрывал ледяное поле достаточно толстым ковром, а трассу, расчищенную погрузчиком, обрамляли бурты, залёт на которые не оставил бы шансов двигаться дальше.
Стоит оговориться, что с погодой организаторам не повезло. Хотя как посмотреть, обычная астанинская погода — бураны, ветер, сильный мороз. По словам главного судьи, руководителя гонки Владимира Подсадного, трассу пришлось заново расчищать несколько раз. Полностью готовая вечером, наутро она была заметена вровень с буртами. Из-за постоянных буранов проведение этапа висело на волоске. При этом автовозы со спортивными автомобилями выехали, участники взяли билеты, а тут метёт и метёт. В результате с огромным трудом организаторам всё же удалось расчистить узкую кривую, местами напоминающую тоннель. С одной стороны, это была победа. С другой — высоченные бурты и невозможность объезда на 90 процентах дистанции в случае, если кто остановится или застрянет.
Проблемы не заставили себя долго ждать. Весь пелетон СУ-1 гуськом вернулся на финиш. Один из первых экипажей повис на бурте, и остальным ничего не оставалось, как ждать вызволения виновника остановки экипажем перекрытия. Результат СУ-1 в итоге был отменён. Экипажи перекрытия получили инструкцию оперативно выдёргивать всех, кто мешает движению. Только после этого фактически состоялся старт ралли.
Была ли трасса более протяжённой, чем для ралли-спринта? Определённо нет. Зато она была гораздо более закрученной, настолько, что пилотам приходилось вращать рулём едва ли не меньше, чем автомобилю колёсами. Средняя скорость экипажей едва достигла 50 км/ч. Позже гонщики недоумевали, почему на абсолютно ровном ледяном поле сделали именно такую конфигурацию?
Ралли-спринт на водохранилище не всегда собирает много зрителей — наблюдать за спецучастками удобно только с расположенной у одного из заливов дамбы. Но даже с учётом этого первый этап KZRC поставил своеобразный антирекорд. На зрительской точке было замечено всего два автомобиля. Наверное, сказалось отсутствие масштабной рекламы, которую как бы принято ждать от мероприятий такого уровня.
Узкая трасса на Кояндах показалась широкой по сравнению с той, что была расчищена на Ишиме. На первый взгляд было сложно поверить, что эта траншея вырыта именно для ралли, а не, скажем так, оформлена лыжня для устроенного здесь же фестиваля зимних видов спорта «Буркасын». Оказалось, нет, это трасса для автомобильных гонок. Для её расчистки использовали самую лёгкую технику из тяжёлой — небольшой фронтальный погрузчик. Кстати, предполагаемую длину спецучастков в процессе подготовки пришлось сократить. Весной на лёд давит масса выпавшего за зиму снега, и стоит его где-то убрать, лёд трескается и на открытых участках выступает вода. Снега на Ишиме много — эффект проявился сразу. В итоге даже на сокращённой дистанции местами было полно воды. Наибольшую среднюю скорость на СУ Ишима удалось развить Петру Бородину: на СУ «Байтерек» — 43.05 км/ч, на СУ «Ишим» — 33.19 км/ч. С учётом вышесказанного, невероятное достижение!
Кстати, старт СУ на Ишиме был дан позже, чем планировалось. Зрителей развлёк тот самый фронтальный погрузчик, который расчищал поверхность реки для всех спортивных мероприятий. Обычно нужно постараться, чтобы проломить лёд толщиной около 40 сантиметров. Но он сделал это. Аккурат между двумя припаркованными у водно-спасательной станции причалов жёлтый трактор ушёл под воду. Благо водитель физически не пострадал. Два крана, водолазы и спасатели потратили полдня, чтобы извлечь технику из-под воды. Стартовать разрешили только после этого. Последующее действо едва ли смогло предложить присутствующим такой же накал страстей. В общем, зрителей на Ишиме оказалось немного.
Из 18 стартовавших машин до финиша добрались 11. Согласно итоговому протоколу, опубликованному в день соревнований, победу в абсолютном зачёте одержал казахстанско-российский экипаж Ли Антон/Кривоспицкий Михаил на Mitsubishi Lancer Evo IX, второе место занял Фоменко Александр/Лемехов Вадим (Subaru Impreza WRX STI N8), третье — Бородин Пётр/Чепрасов Роман (Subaru Impreza WRX STI N12).
В переднеприводном зачёте РК-11 лучшим стал столичный экипаж Нурпеисов Дамир/Аксёнов Денис (ВАЗ-2108), второе место досталось экипажу Тарабанько Владимир/Толоконников Евгений (LADA Kalina), третье — Данильченко Олег/Казановский Алексей (ВАЗ-2112).
Вскоре, правда, стало известно, что уже после проведения этапа в Федерацию автомотоспорта поступил протест от Андрея Чередникова. Протест включал в себя четыре пункта, касающихся посторонней помощи на трассе, отмены результатов СУ-1, дисквалификации экипажа на отменённом СУ и пенализации тем, кто не успел вовремя добраться до Ишима. Решение по протесту было вынесено только 17 марта. Как значится в одном из пунктов решения апелляционной комиссии, «члены апелляционной комиссии произвели перерасчёт результатов ралли, но это не привело к изменению общих официальных результатов ралли «Астана-2014».