Озеро Кольсай является одним из немногих мест, куда можно ехать на отдых в любое время года. Но самая красивая пора — это осень. Поэтому предлагаем съездить на Кольсай именно сейчас.
География
Озёра Куль-Сей (Кольсай) — это три горных озера, лежащих внутри горной цепи Кунгейского Алатау (к востоку от Алматы).
Нижнее Кольсайское озеро расположено на высоте 1 818 м над уровнем моря. Наибольшая глубина озера 80 м. Озеро имеет вытянутую форму с юга на север, длина водоёма 1 км, ширина до 500 м, по левому берегу озера проходит тропа.
В 5 км выше находится второе озеро, называемое Кольсай-2 (высота над уровнем моря 2 252). Наибольшая глубина озера около 50 м, длина более 1 км и ширина до 900 м. В 5 км выше второго озера находится Кольсай-3 (высота над уровнем моря 2 900). Озеро овальное, с берегами, поросшими можжевельником.
Озёра проточные, соединены между собой рекой Кольсай.
Места для отдыха предусмотрены на нижнем озере. Здесь есть кемпинг, созданы условия для отдыха и рыбалки. Чтобы увидеть второе и третье озёра, придётся пройти не один километр.
Растительный и животный мир
Озёра окружены скалами, елями и альпийскими лугами. Встречается несколько растений, занесённых в Красную книгу, — ковыль кунгейский, адонис золотой, арча казачья, ель Шренка, эдельвейс и другие.
Вода в озёрах холодная и чистая. Здесь водится радужная форель — рыба, обитающая только в чистой проточной воде, а также ещё четыре вида рыб, два вида земноводных, 197 видов птиц и 29 видов млекопитающих, среди которых маралы, горные козлы, волки, рыси, медведи и барсы. В горах насчитывается более 200 видов животных.
Когда лучше ехать?
Июль, август и сентябрь — лучшие месяцы, чтобы посетить эти места, но необходимо внимательно следить за погодой — в горах она переменчива. Впрочем, на озеро можно ездить круглый год. Может показаться странным, но даже в январе на Кольсае немало отдыхающих.
На чём лучше ехать?
В принципе до нижнего озера доберётся практически любой легковой автомобиль, но лишь при условии бережной манеры езды. Если же ехать «на все деньги», подвеска сдастся очень быстро и серьёзный ремонт вам гарантирован.
Лучше всего себя будет чувствовать на последних восьмидесяти разбитых километрах дороги что-нибудь полноприводное с клиренсом более 180 мм. Хороший вариант — джип (пусть даже и «паркетник»).
Дорога
Озеро Кольсай находится в 275 км на восток от Алматы в ГНПП «Кольсайские озёра».
Минувшим летом Кульджинский тракт немного подремонтировали. Самые разбитые участки закатали новым асфальтом. Так что теперь от города можно ехать спокойно, не боясь оставить подвеску. Однако счастье вечным не бывает — новый асфальт есть лишь до села Акший (62 км от города), а дальше привычная всем дорога. Наиболее плохой участок в селе Маловодное.
До озера ехать в среднем 5 часов. Тут всё зависит от машины и опыта водителя. На легковом автомобиле ехать дольше, т. к. последние 70 км дорога очень плохая. В среднем на преодоление этих километров на легковой машине уходит почти 3 часа, на внедорожнике можно уложиться в полтора. В ближайшее время станет легче: уже почти закончены работы по капитальному ремонту дороги до села Жаланаш.
За селом Жаланаш дорога ещё ужаснее, и за её состоянием, похоже, никто не следит, и с каждым годом дорожное покрытие, представляющее собой обычную гравийку, становится всё хуже и хуже. Одна надежда (по словам дорожников, ремонтирующих участок до Жаланаша), что на следующий год запланированы работы по ремонту всей трассы вплоть до Кольсая.
Через несколько километров после села Саты вы подъедете к шлагбауму и домику егеря. Там вам предстоит заплатить 662 тг с каждого человека за посещение парка, 200 тг за въезд одной машины и 750 тг, если планируете ночевать в палатке. Стоит отметить, что полученные чеки действительны в течение суток не только на Кольсае, но и при поездке на озеро Каинды, расположенное в 12 км (по азимуту) восточнее (маршрут на озеро Каинды можно прочитать по ссылке).
Легенда маршрута
Старт дан в точке пересечения проспекта Рыскулова с Кульджинским трактом, т. е. на границе города Алматы. Для особо важных перекрёстков указаны географические координаты в системе градусы/минуты/доли минут.
0 км — перекрёсток Рыскулова — Кульджинский тракт — начало маршрута. Отсюда движемся на восток по Кульджинскому тракту, не сворачивая никуда.
109.4 км — развилка. Дорога прямо на село Чилик, до которого отсюда 1 км. Нам надо уходить вправо, в объезд Чилика. Едем по объездной до развилки.
115.3 км — развилка, на которой нам ехать прямо. От развилки движемся по основной дороге, вскоре будет мост через реку Чилик.
118.3 км — сразу за мостом уходим направо по главной дороге. Движемся дальше. Дорога одна, никуда сворачивать не надо. Проезжаем посёлки Байсеит и Нура и вскоре въезжаем в ущелье Кокпек.
145.7 км — начало ущелья Кокпек. По ущелью дорога хорошая, повороты пологие, хорошо просматриваются. Можно ехать относительно быстро. После ущелья будет небольшое поселение, а за ним — развилка.
165.6 км (430 25.091 с.ш. 780 45.316 в.д.) — развилка, нам надо ехать прямо (налево — дорога на Чунджу), никуда не сворачивая. Вскоре вы преодолеете небольшой перевал (высота в высшей точке чуть менее 1 500 м).
193.5 км (430 16.518 с.ш. 780 56.824 в.д.) — перекрёсток. На нём поворачиваем направо (если после поворота вы миновали автобусную остановку, значит, всё правильно) — это поворот на село Жаланаш.
220.1 км (430 12.695 с.ш. 780 40.514 в.д.) — развилка. Прямо дорога на Алгабас. Нам надо уходить влево, на Жаланаш.
234.7 км — малозаметная развилка. Берём правее, таким образом мы сокращаем порядка 6 км, объезжая село Жаланаш. Дорога убитая, но доступная, в том числе и легковым машинам. Подробнее о качестве дороги написано в самой статье.
Дорога петляет по ущелью, поднимается вверх-вниз. Есть пара небольших перевалов с затяжными подъёмами и спусками. Перепад высот от 1 500 до 1 900 м над уровнем моря. Качество дороги относительно нормальное.
258.9 км — начало села Саты.
261. 5 км — конец села Саты.
263.5 км — развилка, уходим по главной налево вверх.
266.3 км — снова развилка. Основная дорога идёт направо, но нам надо ехать прямо.
266. 5 км — экопост.
271.4 км — поворачиваем направо, через мост.
275 км — озеро Кольсай. Уровень уреза воды — 1 818 м над уровнем моря. Конечная точка маршрута.
Минус 30 км
Можно сократить дорогу до Кольсая, если проехать хребет Торайгыр через ущелье Волчьи ворота. По этому маршруту озеро будет ближе на 30 км. Однако по времени выгоды практически нет. Состояние дороги не позволяет ехать так же быстро, как по асфальту. Сразу оговорим и то, что через Волчьи ворота лучше ехать на внедорожнике или как минимум на кроссовере с клиренсом более 200 мм.
Как срезать?
В полутора километрах от села Кокпек увидите примыкающую справа грунтовую дорогу. Она широкая, хорошо заметная.
Поверните на неё и езжайте до хребта Торайгыр. Дорожное покрытие хорошее, можно смело поддерживать асфальтную скорость, но в начале ущелья надо быть осторожным. Дорогу видно очень плохо, колеи нет. Зато есть много камней, мешающих езде. Каменистый участок недлинный, примерно километр. Дальше дорога нормальная, ехать можно смело.
Выехав с хребта Торайгыр, упрётесь в пересекающую дорогу. Поверните направо и далее следуйте по этой грунтовке, пока она не приведёт к асфальту. И затем езжайте до Кольсая по привычной дороге.
Легенда маршрута
0 км — конец села Кокпек.
1.5 км — справа примыкает грунтовка. Поверните на неё.
19.3 км — перевал Торайгыр (1 970 м).
22.6 км — поверните направо. Дорога одна, никуда сворачивать не надо.
31.9 км (43° 12.695 с.ш. 78° 40.514 в.д.) — развилка. Прямо — дорога на Алгабас. Нам надо уходить влево, на Жаланаш.
А дальше езжайте по обычной легенде.
Идеальные места для:
- рыбалки
- прогулок по горам
- отдыха
Что брать с собой?
В первую очередь берите тёплую одежду, даже летом на озере возможны заморозки. Также не забудьте дождевики — осадки здесь выпадают часто. Если вы поедете на Кольсай весной или в начале лета, берите средства от клещей.
Минус 80 км
Этот маршрут сложнее, хоть и короче. Расстояние сокращается почти на 80 км. Но время увеличивается часа на три. Впрочем, награда за это — необычайно красивые горные пейзажи. Дорога проходима на кроссовере, но только в сухую погоду и при наличии определённых водительских навыков. Лучше ехать на внедорожнике с демультипликатором.
Как срезать?
Этот маршрут имеет мало общего с привычным. Достаточно сказать, что ехать предстоит сначала в Тургеньское ущелье и уже из него двигаться в сторону Кольсая. По пути предстоит преодолеть перевал высотой чуть больше 3 000 м, два высоких горных хребта.
От Тургеньского ущелья сначала поднимитесь на плато Асы. Двигайтесь по нему до третьего ущелья справа. Первое — небольшое, буквально в паре километров от начала плато — пропускайте. Второе — это ущелье Караарша. Через него тоже можно проехать, но дорога там совсем плохая. Третье, которое будет через 10 км, — ущелье Кызылауз. Оно-то нам и нужно. Езжайте по нему, поднимитесь на перевал (высота 3 010 м). С него спуститесь в долину реки Женишке, которую предстоит преодолеть вброд. После брода будет село, за ним дорога приведёт к мосту через реку. Не надо ехать на мост, перед ним увидите съезд с дороги справа. Туда вам и следует двигаться. Далее езжайте по самой накатанной дороге 20 км. Там будет развилка, на которой надо повернуть налево. И всё, дальше опять по самой накатанной дороге до спуска к реке Чилик, до моста через неё. Оттуда до Кольсая остаётся 12 км.
Легенда маршрута
Старт — от границы города на перекрёстке Рыскулова — Кульджинский тракт.
0 км — перекрёсток Рыскулова — Кульджинский тракт — начало маршрута.
3.5 км — кольцо: вниз — дорога на аэропорт, вверх — на Талгар. Пара АЗС, базар.
5.8-9 км — п. Гульдала (ранее — Красное Поле), пост ДП.
34.9 км — поворот направо на город Иссык, нам надо повернуть.
39.7 км — начало Иссыка. В городе, чтобы не плутать по улицам, езжайте всегда по главной дороге и не ошибётесь.
49.8 км — конец города Иссык.
58.3 км — на перекрёстке уходим вправо, в ущелье. Дорога теперь будет всегда идти на подъём.
65.6 км — экологический пост.
86.1 км — мост через реку Тургень. Развилка — направо дорога на Кайракский водопад и к моховым ельникам, прямо — дорога вдоль речки Киши-Тургень на Асы.
93.2 км — очередной перекрёсток. Едем прямо по широкой дороге.
97.2 км — начало плато Асы. Справа — заброшенная стройка горной обсерватории.
110 км — тут надо уйти вправо, к броду через реку и далее по самой укатанной дороге ехать в ущелье.
122 км — перевал Кызылауз, высота 3 010 м по GPS.
128 км — на развилке поверните налево.
152 км — перед мостом через Женишке сверните вправо на примыкающую дорогу.
171 км — на развилке поверните налево.
190 км — поверните налево.
193 км — вы выехали на основную дорогу. Отсюда до озера остаётся 12 км.
Что почём?
Въезд в нацпарк «Кольсай» — 500 тг с человека в сутки.
Ночёвка на территории парка в своей палатке — 750 тг в сутки.
Проживание в коттедже — от 1 500 тг с человека в сутки.
Проживание в гостевом доме — от 10 до 90 у.е. в сутки.
Проживание в гостевом доме в селе Саты — от 1 500 тг с человека в сутки.
Парковка автомобиля — 200 тг с машины в сутки.
Прогулка на лошади до второго озера и обратно — 2 000 тг.
Прогулка на лодке по озеру — 2 300 тг/час.
Внимание!
Данный маршрут ведёт в пограничную зону. Во избежание проблем с Законом о Государственной границе Республики Казахстан (глава 5, статья 40) не забудьте взять с собой документы, удостоверяющие личность, для граждан РК , и пропуска в пограничную зону для иностранцев (въезд граждан других стран и лиц без гражданства в пограничную зону осуществляется по документам, удостоверяющим личность, и пропускам на въезд в пограничную зону, выдаваемым МВД Республики Казахстан). Для справки: согласно постановлению правительства Республики Казахстан № 356 от 16 апреля 2014 года, установлены следующие пределы пограничной зоны: — с Китайской Народной Республикой — в пределах территории административно-территориальных единиц Республики Казахстан (районов), непосредственно примыкающих к пограничной полосе; — с Российской Федерацией, Кыргызской Республикой, Республикой Узбекистан и Туркменистаном — в пределах 25 км территории административно-территориальных единиц Республики Казахстан, непосредственно примыкающих к пограничной полосе.