1112-articles-main-1398232340

Едем в горы Богуты

В конце пермского периода горный массив Богуты был крупным действующим вулканом. Прошли миллионы лет, вулканическая деятельность прекратилась. Напоминание о ней — многочисленные горячие источники да следы былых извержений. Туда мы и предлагаем скататься в выходные.

В конце пермского периода горный массив Богуты был крупным действующим вулканом. Прошли миллионы лет, вулканическая деятельность прекратилась. Напоминание о ней — многочисленные горячие источники да следы былых извержений. Туда мы и предлагаем скататься в выходные.

География

Сегодня горы Богуты представляют собой два небольших массива Бала и Улкен Богуты, расположенные в Заилийской долине, между реками Чилик и Чарын. Максимальная высота гор — 1 441 и 1 816 м над уровнем моря соответственно.

Горы скалистые, ущелья в основном узкие, труднопроходимые. Постоянных рек и ручьёв нет, однако родников около двух десятков.

Геология

В далёком геологическом прошлом на территории современного Юго-Восточного Казахстана происходило активное горообразование. В триасовом периоде (он закончился ориентировочно 252 млн лет назад) здесь выросли горы, являющиеся предшественниками современного Тянь-Шаня. В то время происходили мощные извержения вулкана, на месте которого сегодня находятся горы Богуты. На это указывают многочисленные глыбы окаменевшего вулканического пепла и застывшие лавовые потоки, время для которых остановилось ещё до появления динозавров.

В мезозойскую эру здесь была равнина, над которой возвышались небольшие скалы — остатки бывшей кальдеры. А в кайнозое равнина опустилась ниже, образовалось большое внутреннее море, следы которого в виде осадочных пород встречаются буквально на каждом шагу. Недавно, по геологическим меркам конечно, горы снова выросли. И современные Богуты уже не несут на себе следы древней кальдеры. Лишь следы извержений напоминают, что когда-то тут буйствовала природа.

Климат

По одной из версий, слово «богуты» происходит от тюркского «бугуту», что переводится как оленья гора. Другая версия: слово «бугу» является названием горной травы (букв. самец оленя).

Резко континентальный климат в районе Богутов обуславливает очень жаркое лето и суровую зиму с небольшим количеством осадков. Зимой морозы могут достигать −40 °С, а летом ртутный столбик часто поднимается выше отметки +40 °С. Средняя температура самого холодного (январь) и самого жаркого (июль) месяца составляет −7 °С и +28 °С соответственно. Снега зимой выпадает мало, снежный покров неустойчивый, обычно сохраняется в низинах. На открытых участках снег сносится сильными ветрами.

Животный мир

В небольшом по площади горном массиве обитает немало представителей животного мира. В последние годы сильно увеличилась популяция козерогов. На сегодня их стада насчитывают примерно тысячу голов. Также на скалах можно встретить горных баранов. Нередки зайцы, лисы, много кекликов, куропаток. Встречаются степные орлы.

Когда лучше ехать и что там делать?

Лучшее время для поездки в Богуты — середина весны и ранняя осень, когда нежарко. Летом и зимой температура дискомфортна. Место придётся по душе любителям прогулок по горам и изучения геологической истории нашей страны.

Что брать с собой?

В поездку необходимо брать с собой запас воды и питания. Также хорошо бы иметь при себе защитные репелленты от кровососущих насекомых и клещей. Если есть желание скататься с ночевой, то палатка необходима — гостевых домиков в горах нет.

На чём ехать?

В сухую погоду дорога до гор проходима для легкового автомобиля. По самим горам, а также во время дождей в Богуты лучше ехать на полноприводной машине с высоким (более 180 мм) клиренсом.

Дорога

Что ещё есть поблизости?

Чарынский каньон ≈ 50 км*

Каньон Темирлик ≈ 80 км*

Бестюбинское вдхр ≈ 90 км*

Зоны отдыха с горячими источниками ≈ 145 км*

* от съезда с дороги на 142-м км маршрута до Богутов

На Кульджинке в весенний период делается ямочный ремонт. Но участки, на которых пару лет назад обновили асфальт, до сих пор хорошего качества.

В общем, по Кульджинскому тракту надо проехать 142 км до съезда на грунтовку. Как увидите дом, сворачивайте перед ним направо и двигайтесь по этой дороге, которая приведёт вас в небольшой каньон. После каньона дорога уходит вверх и выводит в широкую долину. По ней предстоит проехать примерно 10 км до места, где пересекаются несколько полевых дорог (43° 36.847′ с. ш. 79° 01.387′ в. д.)*. В этом месте поверните налево, в сторону виднеющихся гор, до которых примерно 5 км. У подножия встретится дом чабана и кошара. Далее путь пролегает по дну ущелья. Надо проехать его полностью. На выезде из ущелья увидите красные горы. Поезжайте по дороге до перекрёстка (43° 38.476′ с. ш. 78° 44.592′ в. д.), на котором поверните направо. Далее преодолеете небольшой перевал, доедете до перекрёстка (43° 38.145′ с. ш. 78° 45.566′ в. д.), на котором поверните направо. И дальше углубитесь в ущелье. В нём и увидите следы былых извержений: пепел, застывшую лаву базальта, андезито-базальта, порфир, окаменевшие пирокластические потоки. И горы разной окраски, от иссиня-чёрной до почти белой.

* здесь и далее координаты даны в формате градусы — минуты — доли минут

Маршрут из Алматы

Старт от границы города на Кульджинке, в том месте, где эта междугородная трасса пересекается с проспектом Рыскулова.

0 км — перекрёсток Рыскулова — Кульджинский тракт — начало маршрута.

3.5 км — кольцо: вниз — дорога на аэропорт, вверх — на Талгар, пара АЗС, базар с мелочовкой.

5.8 км — п. Гульдала (ранее Красное Поле).

9 км — конец п. Гульдала.

10.9 км — поворот на Кызылту.

13.3 км — п. Панфилово.

15.7 км — конец п. Панфилово.

17.2 км — мясной рынок.

17.6 км — ещё один рынок.

20.9 км — поворот на г. Талгар.

21.1 км — начало п. Байтерек (ранее Новоалексеевка).

24.4 км — конец п. Байтерек.

26.5 км — п. Ават. Знак 5.22 «Начало населённого пункта».

28.3 км — конец п. Ават.

34.9 км — поворот на г. Иссык.

35 км — мост через реку Иссык.

39.2 км — начало п. Кульджа.

40.5 км — конец п. Кульджа.

45.3 км-51.6 км — п. Бирлик, начало п. Балтабай. Стоит учесть, что на протяжении всего населённого пункта запрещён обгон.

54.3 км — конец п. Балтабай.

59.4 км-61.8 км — п. Акши.

62.7 км — начало п. Маловодное.

68.1 км — конец п. Маловодное.

79.8 км — начало п. Тескенсу.

81.7 км — конец п. Тескенсу.

82.1 км — поворот на рыбхоз.

88.6 км — начало п. Ащысай.

90.2 км — тут из трубы льётся чистая питьевая вода.

90.4 км — конец п. Ащысай, начало п. Каратурык.

95.6 км — конец п. Каратурык.

98.6 км-99.4 км — п. Лавар.

109.4 км — развилка. Дорога прямо — на Чилик, до которого отсюда 1 км. Нам надо уходить вправо, в объезд Чилика.

115.3 км — развилка, нам ехать прямо.

118 км — мост через реку Чилик.

118.3 км — сразу за мостом уходим по главной дороге направо.

122 км — начало п. Байсеит.

123.1 км — небольшой базар, обменный пункт.

124 км — конец п. Байсеит.

133 км-135.1 км — п. Нура. Есть эстакада.

142 км — слева к дороге примыкает хорошо укатанная грунтовка. Необходимо свернуть на неё.

142.3 км — дом. Перед домом через небольшой ложок необходимо уйти направо.

Дальше дорога, постепенно подымаясь вверх, проходит вдоль невысокого кряжа жёлто-красного цвета. Дорога несложная.

145.6 км — дорога начинает петлять по каньону.

151 км — поднимаемся вверх. Перед нами открывается широкая степь. Впереди высятся горы Улкен Богуты.

156 км — слева примыкает укатанная грунтовка. Сворачиваем на неё. Далее едем до ущелья.