Продолжение. Начало в статье: "По пути Чингисхана. Часть 1". Последние 4 дня путешествия пролетели незаметно. За это время было немало интересного. Я успел искупаться в священном Байкале, познать тайну мироздания в Иволгинском дацане, оценить отличную сбалансированность узлов и агрегатов внедорожника Mitsubishi Pajero Sport. А теперь у меня впереди ещё почти 4 тысячи км пути
Предыстория такова. Месяц назад, в середине июня, у представительства Mitsubishi в Казахстане родилась идея совершить автопробег на внедорожниках марки по маршруту от Улан-Батора до Алматы. Для этого были взяты 15 автомобилей моделей Pajero и Pajero Sport, которые доставили до города Барнаул автовозами. Там на них сели представители российских СМИ, а также кинематографисты из нашего родного «Казахфильма» и отправились, что называется, по азимуту до Улан-Батора. По пути одну машину потеряли. Один из представителей Pajero Sport зацепил бруствер дороги, после чего был благополучно перевёрнут через крышу несколько раз. Результат такого краш-теста показал необычайную прочность машины. Экипаж не пострадал — пара ссадин да синяков не в счёт. Да и машина, хоть и изрядно мятая, но осталась на ходу. К нашему прилёту в столицу дружественной Монголии доехало только 14 автомобилей, один из которых, а именно Mitsubishi Pajero Sport, достался мне.
За предыдущие четверо суток я на этой машине успел покинуть территорию Монголии, покататься по Бурятии, доехать до Байкала, в котором смыл с себя все грехи. А потом машину у меня забрали, а вместо неё дали «бегемота» — именно так я назвал эту несуразицу, носящую имя Mitsubishi Pajero.
Кто-то считает Mitsubishi Pajero IV чуть ли не самым комфортабельным внедорожником. Увы, это далеко не так. Сиденье водителя неудобно. По крайней мере, в нём я уставал намного сильнее, чем сидя за рулём более утилитарного Pajero Sport. Подвеска не сказать чтобы жёсткая, но на гравийной дороге работает неприятно: то удар пропустит, то отработает неровность с грохотом. Но не подвеска вызывает дискомфорт. Самая большая проблема — это грохот в салоне. Гремит практически всё: панель приборов, бардачок между сиденьями, что-то подаёт громкий голос из задней части салона. И это на новом автомобиле с пробегом около 6 тысяч км. На машине, которая, по сути, даже бездорожья особого не видела!
День пятый. Mitsubishi Pajero
Иркутск порадовал погодой. Вечером, точнее, уже ночью, когда я заехал в город, градусники в округе, да и на щитке приборов показывали температуру воздуха на улице +33 0С. В гостиничном номере не работал кондиционер (хотя, может, он и работал, но пульт от него не смогли найти ни я, ни горничная). Но стоило только заснуть, как сильнейшие раскаты грома прервали мой безмятежный сон. А последовавший за ними приличный такой ливень выгнал духоту из номера, дав возможность уснуть сладким, но коротким сном.
Дождливое утро, рассаживаемся по экипажам. Теперь я еду на Mitsubishi Pajero, за рулём которого предстоит осилить чуть больше тысячи километров.
Дорога от Иркутска до Красноярска очень хорошая. Почти вся. Но есть участки разной протяжённости, где ещё ведётся или ремонт дороги, или же её полное строительство. В таких местах ехали по объездным путям. Гравийка слабо утрамбована. Благо что прошёл дождь, который прибил всю пыль, — хоть закупориваться не пришлось.
Красноярск — крупнейший экономический и культурный центр Центральной и Восточной Сибири, а также самый крупный город Восточной Сибири. По данным недавней переписи населения, в нём проживают 980 тысяч человек.
Перед стартом сразу решили разбиться на три группы по 4-5 машин в каждой. Федералка, связывающая сибирские города, прекрасного качества, с отличным асфальтом, грамотной разметкой и прочими прелестями. Но имеет два очень весомых недостатка. Первый — по ней бешеный трафик. Движение автомобилей интенсивное и круглосуточное. А второй — дорога узкая. За очень редким исключением, где сделаны съезды/разъезды, дорога имеет лишь по одной полосе в каждом направлении. В таких условиях для длинного каравана наибольшей сложностью является обгон попутных фур, особенно когда они движутся группами. Но и короткие партии, как у нас, из 4-5 машин, имели сложности. Мне довелось быть замыкающим в своей группе. Поначалу я думал, что, раз еду на мощной машине, не буду испытывать особых проблем.
Ага! Как бы не так. На Pajero можно ездить динамично. Но только в том случае, если скорость не более 110-120 км/ч. А когда головная машина едет со скоростью 110 км/ч, то замыкающей её приходится догонять на более высокой скорости. И тут бы хорошо подоткнуть передачу пониже, наступить на педаль газа и быстро набрать, пока гаишники не видят, километров 160-170 в час и догнать группу. На Pajero Sport я так и делал. На Pajero — только пытался делать. Нет, он умеет разгоняться до высоких скоростей. Один раз даже разогнался до 169 км/ч. Но как медленно этот внедорожник набирает скорость! Не помогает ни то, что я ехал в пустой машине, ни то, что при разгоне переходил на ручное переключение передач. Ничего! Дизельные «спорты» (Pajero Sport. — Прим. авт.) легко уходили от бензинного Pajero. Но не только в этом недостаток машины. Оказывается, у Pajero V6 отменный аппетит. Чуть больше 1 000 км мы проехали со средней скоростью 81 км/ч. Средний расход топлива, который показал как бортовой компьютер, так и примерные прикидки по километражу и количеству залитого бензина, составил 17.5 л/100 км. Много!
Но всё плохое когда-нибудь заканчивается. Вот и этот день подошёл к концу, а вместе с ним я попрощался с Pajero.
Красноярск встретил жарой и разбитыми дорогами. Но больше всего не понравилось полное бескультурье местных водителей. Движение по левой полосе при свободной правой со скоростью 30 км/ч встречается и у нас. Но разница в том, что у нас такое явление встречается, а в Красноярске это повсеместно.
В город приехали засветло. Разместились в одном из самых шикарных мест отдыха во всём Красноярске и стали ждать утра. Ведь днём мы должны увидеть одну из диковинок, известную чуть ли не во всём мире.
День шестой. Медведи!
Это было первое утро на протяжении всего пробега, когда я почувствовал себя совершенно выспавшимся. С таким настроением можно хоть горы сворачивать да реки перекрывать. Благо с речками проблем нет никаких. Пожалуйста, под боком протекает могучий Енисей.
Енисей является одной из крупнейших рек мира: длина реки от истоков Большого Енисея составляет 4 092 км. По площади бассейна (2 580 тыс. км²) Енисей занимает 2-е место среди рек России и 7-е место среди рек мира.
Экскурсионная программа на день достаточно насыщенная. Для затравки запланирована поездка в город-спутник Дивногорск. Это небольшой городок с населением всего 31 тысяча человек. Расположенный на правом берегу Енисея, Дивногорск имел шанс стать горнолыжным курортом мирового значения. Но что-то там «на верху» не срослось, поэтому город так и остался населённым пунктом краевого значения. К городу относятся несколько близлежащих сёл. В одном из них — в Овсянке — родился и жил известный писатель Виктор Астафьев, автор таких книг, как «До будущей весны», «Прокляты и убиты» и многих других.
Следующим пунктом нашей программы было посещение Красноярской ГЭС.
На саму плотину не пустили, так что Красноярское водохранилище посмотреть не удалось. А жаль. Гигантский рукотворный водный бассейн длиной 388 км, а в поперечнике в наиболее широких местах — до 15 км. Глубина водоёма в некоторых местах превышает 200 м, что позволяет ходить по воде морским судам. По объёму воды является одним из крупнейших искусственных водоёмов в мире, в России занимает по этому показателю 2-е место. Для сравнения параметры всем известного Капчагайского водохранилища: длина — 180 км, ширина — 22 км, максимальная глубина — 45 м.
Ну и ладно. Впереди нас ждёт куда более интересное место — Красноярские Столбы. Много лет мечтал увидеть этот природный памятник, известный едва ли не во всём мире.
Путешествие к заповеднику началось с подъёма к нему по канатно-кресельной дороге. Минут пять поездки с возможностью вдоволь налюбоваться окружающим пейзажем. И вот я вместе с остальными участниками путешествия на вершине хребта. С него открывается замечательная панорама как на некоторые скалы, так и на город Красноярск. В ожидании начала экскурсии к Столбам осматриваю окрестности. И, как оказалось, не зря. Не повели нас к Столбам, увы. Как оказалось, в конце июня по многим новостным сайтам пробежала любопытная информация, наподобие такой: «Заповедник Столбы возле Красноярска закрыли из-за активности медведей.
Государственный природный заповедник Столбы расположен на северо-западных отрогах Восточных Саян. Естественными рубежами охраняемой территории являются правые притоки реки Енисей: на северо-востоке — река Базаиха, на юге и юго-западе — реки Мана и Большая Слизнёвка. С северо-востока территория граничит с городом Красноярск.
Посещаемые туристами места можно условно разделить на три района.
Бобровый лог с канатно-кресельной дорогой. По канатке можно подняться на вершину хребта, с которого открывается великолепная панорама на заповедник и многие скалы. В непосредственной близости расположен крупнейший в заповеднике скальный комплекс Такмак.
Центральные Столбы — район размером 5×10 км, расположенный в 7 км от границы заповедника. В этом месте расположены уникальные в своём роде скалы: Дед, Перья, Львиные ворота, Столбы и многие другие.
Китайская стенка расположена в долине реки Базаиха у подножия Такмака. Кроме самой Китайской стенки в этом районе располагается скала Ермак и группа мелких скал Воробушки: Цыпа, Жаба и др.
В заповеднике Столбы, который с северо-востока граничит с Красноярском, в последнее время медведи стали чаще выходить в туристическую зону. С 29 июня по 5 июля администрация вынуждена закрыть заповедник, чтобы обеспечить безопасность посетителей. За нарушителей руководство ответственности нести не будет. Возможно, после 5 июля запрет на посещение продлят.
28 июня в фанпарке „Бобровый лог“ медведь перевернул несколько мусорных баков и напугал охранника, который успел закрыться в доме. За несколько дней до этого, спасаясь от медведя, дети с родителями забрались на крышу ларька. В третьем случае медведь не давал выйти из избушки. К сожалению, был зафиксирован случай, закончившийся трагически. (новость с сайта news.mail.ru)».
Нам не повезло. Запрет, первоначально планировавшийся до 5 июля, был продлён. И нас не пустили на Столбы. Очень жаль. Кто знает, получится ли ещё оказаться в этих местах или нет. Но что есть то есть. С сожалением осматриваю доступные красоты, в душе надеясь, что появится косолапый и своим добрым взглядом изгонит депрессию. Но и тут не повезло. Мишки на глаза не попались.
День седьмой. Дорога в Барнаул
Ранним утром, к моей радости, избавляюсь от «бегемота». Загружаю вещи в полюбившийся Pajero Sport и жду старта. Впереди очередная тысяча километров пути. Конечная цель — город Барнаул.
Барнаул — крупный промышленный, культурный и образовательный центр Сибири с населением 613 тысяч человек. В городе есть 9 государственных вузов, 5 театров, музеи, памятники архитектуры XVIII-XX веков. Развита промышленность. Наиболее известные заводы: Алтайский завод прецизионных изделий, «Алтайдизель», Алтайский приборостроительный завод «Ротор», Алтайский завод топливных насосов, Барнаульский завод геофизической аппаратуры, Алтайский завод агрегатов, Барнаульский радиозавод и множество других. Барнаул является связующим звеном между Западной Сибирью, многими регионами России и ближним зарубежьем.
Как и до этого, дорога продолжает радовать своим качественным покрытием. Жаль, что она всего двухполосная. Поэтому периодически караван из 5 машин растягивался на многие километры. Но тут я чётко осознал преимущество Pajero Sport с турбодизелем объёмом 2.5 л в разгонной динамике перед просто Pajero с бензиновым трёхлитровым V6. В условиях, при которых на «зажигалке» мне приходилось в пол утапливать педаль газа, Pajero Sport легко и непринуждённо набирал нужную скорость при небольшом нажатии на педаль.
Как я уже говорил, федеральная Транссибирская дорога отменного качества, но не везде. В населённых пунктах дороги ещё хуже, чем у нас. Особенно убиты улицы в некоторых относительно крупных городах типа Канска (сейчас я речь веду не только о том, что происходит в седьмой день, а вообще о трассе). Но стоит только пересечь границу населённого пункта, как дорога преображается и вновь радует подвеску и водителя.
После Красноярска тайга постепенно сходит на нет. И когда наш караван приближался к городу Кемерово, федералка пролегала уже по степи. Лишь где-то на горизонте виднелись небольшие кусочки леса. Но по мере приближения к границе с Алтайским краем леса стали подходить к дороге. А примерно в ста километрах перед границей леса превратились в непроходимую тайгу, разрезанную высоко поднятой над местностью дорогой. И что удивительно, именно тайга, в которой, отойдя от дороги метров на 30, можно не найти пути назад, началась тут, на границе Кемеровской области и Алтая. Я почему-то думал, что настоящая тайга будет там, на востоке, где Байкал, Красноярск и т.д.
Как-то незаметно пролетели 11 часов, проведённые в дороге. Под вечер, засветло, приехали в столицу Алтайского края город Барнаул. А цифры на одометре увеличились ещё на одну тысячу.
Вечерняя прохлада позволила хорошо выспаться. Ведь завтра нас ждёт очень трудный день — переход через российско-казахстанскую границу. Есть повод узнать, что изменилось на границе со времени начала действия Таможенного союза.
День восьмой. Кошмар!
Наступил самый трудный день за время моего путешествия. Начался он смешно. Долгое время крутились по Барнаулу в поисках выезда из города. Вроде бы висят указатели — вон туда надо, там Рубцовск. И каждый раз уезжали куда попало, но не куда надо. Мне было смешно, в который уже раз навигационная система снова «сошла с ума» и не могла придумать правильное направление. Не буду особо глубоко вдаваться в навигацию, скажу, что за всё время нашего путешествия навигатор несколько раз направлял наш караван не туда, куда хотели ехать. Благо что я использовал, так сказать, альтернативную программу, по которой порой удавалось корректировать направление. Но это мелочи. Зато несколько раз прокатились по мосту через реку Обь. Красивая река, большая.
Итак, направление Барнаул — Рубцовск. Дорога стала хуже, но всё равно неплохая. Правда, в некоторых местах проводились ремонтные работы, на дорожном покрытии разбросанный щебень, из-за которого приходилось ехать медленно и печально. Помогало не всегда — вылетающие из-под колёс камни оставили отметины на лобовых стёклах некоторых автомобилей.
Хорошая дорога кончилась, когда мы свернули с дороги А349 (ведущей на Рубцовск) на дорогу Р370, которая связывает село Поспелиха с нашим городом Усть-Каменогорск. Асфальт на этой дороге, где он есть, конечно же, неплохой. Но проблема в том, что асфальт есть не везде.
Не спеша, чтобы не оставить подвеску на российских просторах, доехали до границы. Увы, там ничего не изменилось по сравнению с недавним прошлым. Да, таможенный контроль отменили, но пограничный оставили. Как и прежде, на границе гигантские вереницы машин, ожидающих своей очереди. Люди, как и раньше, часами стоят под палящим солнцем летом, а зимой будут стоять в сорокаградусный мороз, ожидая, когда же пограничник соизволит принять стопку бумаг, чтобы поставить нужную только им, пограничникам, печать. С какой ненавистью смотрели на нас люди, простоявшие у границы с утра, когда мы без очереди проходили границу.
И вот мы в Казахстане. Осталось проехать чуть больше ста километров, чтобы остановиться на ночлег в самой шикарной гостинице Усть-Каменогорска, в которой нет света. Рассчитывал на романтический ужин при свечах, но и тут не повезло — нам подали холодные блюда (электричества же нет, подогреть не на чем) при свете китайских фонариков. Романтика…
День девятый. Предпоследний
С утра нас вывели из гостиницы, посадили в автобус и повезли. В плане дня — посещение Бухтарминского водохранилища.
Бухтарминское водохранилище самое большое в Казахстане. Площадь водохранилища — 5 500 км², длина — более 500 км, наибольшая ширина — 35 км, средняя глубина — 9.6 м.
Дорога от Усть-Каменогорска до Бухтарминского водохранилища поначалу понравилась. Первые примерно 30 км от города идёт качественный асфальт. Далее дорожное покрытие становится хуже и при подъезде к водохранилищу исчезает вовсе. Но нас это не удручает, даже несмотря на то, что плавность хода дизельного «пазика», на котором мы ехали, скажем так, далека от идеала. Просто красоты, которые видны через большие окна автобуса, позволили закрыть глаза на временные неудобства.
Дорога от города до водохранилища пролегает по восточным отрогам Алтайских гор. Живописные, надо сказать, места. Глубокие ущелья, хвойные и лиственные леса чередуются с ровными, как стол, долинами без единого кустика. Не доезжая примерно 30 км до села Новая Бухтарма, сворачиваем по указателю «Голубой залив» направо с дороги и погружаемся в полное отсутствие дороги. Когда-то тут была насыпная гравийная дорога. Сейчас нет и её, так как тут идёт полномасштабное строительство новой дороги. Надеюсь, что она будет с твёрдым покрытием.
Вода Бухтарминского водохранилища не отличается прозрачностью. У берегов мутная, какого-то зелёного оттенка. Зато тёплая. Более того, после Байкала может показаться даже горячей. Вдоволь накупался, хорошо отдохнул и ушёл готовиться к следующему дню, т.е. спать, оставив своих коллег резвиться в зоне отдыха. Завтра трудный день — трасса Усть-Каменогорск — Алматы.
День десятый. Последний
Описывать этот день нет смысла. Весь день и полночи степь да степь кругом. И ужасная дорога. Трассу Усть-Каменогорск — Алматы смело можно считать позором страны. Дорога республиканского значения, та самая, которая связывает всю восточную часть республики, находится в состоянии, будто все известные земные катаклизмы были не где-то там, далеко, а произошли именно здесь, на дороге. На всём её протяжении. И с какой ностальгией вспоминалась российская федералка.
Эпилог
Слишком скоротечно прошёл этот пробег. Казалось бы, 11 дней — много. За это время можно многое увидеть, почувствовать. Но нет. Только вчера сел в самолёт, летящий в Улан-Батор, а сегодня финишировал в Алматы. И лишь размытые образы пролетающих за окном пейзажей остались в памяти. Но изнутри Mitsubishi я запомнил надолго.
За время пробега автомобили проехали почти 11 тысяч км по самым разным дорогам. Из них почти 5 тысяч км пройдены мной. Дороги были разные: от идеального асфальта российской федералки до их полного отсутствия в центральной части Монголии, где приходилось ехать просто по азимуту. Люди работали на износ — ведь в напряжённом темпе управлять автомобилем на протяжении 12-15 часов кряду по силам не каждому. Приходилось даже спать порой под открытым небом. Лишь машины, судя по всему, не напрягались вообще. Несмотря на это, а также на то, что на многих участках приходилось двигаться на максимальной скорости, все автомобили с честью выдержали этот нелёгкий пробег.