1884-articles-main-650

Несколько ошибок, сокращающих жизнь автомата

Разбираемся, как жить с автоматической коробкой передач

Автоматические коробки давно и плотно вошли в повседневную жизнь водителей, однако до сих пор не все автомобилисты понимают, как ими правильно пользоваться и чего точно не стоит делать…

Рождение автоматических коробок передач можно отследить в 1930-х, а первая серийная модель, оборудованная привычным в некотором смысле автоматом, появилась в 1940 году. Изобрели его инженеры General Motors для автомобилей Oldsmobile. С того момента АКПП прошла длинный и тернистый путь развития от классических гидротрансформаторов до роботов с двумя сцеплениями и, конечно же, «горячо любимых» всеми вариаторов.

Основные принципы управления автоматическими КПП просты, достаточно знать всего несколько вещей. В частности, D — основной режим движения автомобиля вперёд, R — задний ход, P — парковка. Правда, даже в этом случае возникает много вопросов из разряда «а что если…» Каждый из них так или иначе влияет на долголетие АКПП.

А что, если работать селектором туда-сюда?

Многие современные автомобили имеют автоматические КПП с ручным режимом управления, неважно, будь то «уши» под рулём или же возможность переключать передачи вниз и вверх самим селектором — современной коробке это не повредит. Даже если скинуть несколько передач вниз, крутить мотор в звон и загубить что-либо не позволит электроника.

С АКПП прежних поколений ситуация несколько иная: переключаться на ходу между режимами 1/L, 2, 3 и D можно именно в такой последовательности, тогда жить коробка будет долго и счастливо. А вот слишком частое и неаккуратное применение обратного порядка может навредить не только КПП, перегревая её, но и мотору, вплоть до незавидной встречи клапанов с поршнями.

А что, если я хочу стартануть со светофора как этот лысый на «Чарджере»…

Водители, которые пытаются резко стартануть со светофора, делают это несколькими способами. Все они негативно влияют на срок жизни автомата, но в разной степени. Некоторые переводят селектор в нейтраль, поднимают обороты и прямо перед стартом переключаются в положение D. Это огромный стресс для коробки, и так делать точно не стоит. Более правильным вариантом будет одновременное нажатие педалей газа и тормоза. Правда, долго (от 5 секунд и выше) их держать также не рекомендуется. Для некоторых коробок, особенно ранних 7-ступенчатых DSG, это вообще губительно. Стоимость эффектного старта может варьироваться от 2 до 7 тысяч евро.

Если автомобиль оснащён системой ланч-контроля, то лучше использовать её. Стартовать с ланча можно хоть на каждом перекрёстке, но выглядеть это будет крайне странно. Да и спасибо вам трансмиссия не скажет.

…или пожечь резину?

Технически пробуксовки колёс автоматы боятся несильно, но только если всё делается в меру и коробка не будет в этот момент переключать передачи. То есть буксуйте, но переведя АКПП на низшую передачу. Не стоит думать, что это совсем безвредная процедура, вы в любом случае изнашиваете внутренности коробки. А если она ещё и хворает, склонна к перегреву например, то кончина агрегата может оказаться значительно ближе. Нагрева, кстати говоря, очень боятся автоматы Aisin, которые ставились на 3.5-литровые Camry с 2006 года.

Ещё один пример пробуксовки с автоматом — это раскачка. Она поможет, если вы где-то застряли. Выше мы говорили, что переключение селектора на ходу туда-сюда не рекомендовано. Но нагрузка на коробку во время раскачки не такая большая, и если другого способа выехать нет, то качайте. Такой приём некоторые автопроизводители даже упоминают в мануалах, но опять же переусердствовать не стоит.

А что, если я включу R или P на ходу?

В случае с современными машинами ничего страшного не произойдёт. Надо понимать, что селектор автомата физически не соединён с самой коробкой, команды переключения передаёт электроника, и подобное «любопытство» со стороны водителя она воспримет не как руководство к действию, а как случайную ошибку. Коробка останется в нейтральном режиме.

Машины постарше при попытке включить селектор в положение R могут просто-напросто заглохнуть, но при этом продолжать движение на нейтрали. Это уже опаснее, т. к. при заглушённом моторе выключаются усилители руля и тормозов, отключаются системы пассивной безопасности.

А вот переключение в режим P на ходу будет сопровождаться треском как на старых авто, так и на новых. Затрещит фиксатор, который пытается заблокировать выходной вал. Если это произошло раз-два, то такая оплошность больших проблем не вызовет, но кончина фиксатора может наступить раньше положенного. И когда-нибудь, переведя автомат в положение P и отпустив педаль тормоза, вы удивитесь, что машина почему-то покатилась.

А что, если машина сломалась и её нужно отогнать на СТО или привезти в город?

Наиболее простым вариантом в данном случае будет вызов эвакуатора. Всё-таки длительная буксировка машины может негативно сказаться на АКПП. Если иначе никак, то не рекомендуется тащить на буксире более чем на 50 км со скоростью выше 50 км/ч. И да, не забудьте включить положение N.

Отдельно стоит упомянуть внедорожники с автоматами. Некоторые из них могут быть оснащены раздаточной коробкой с нейтралью. В таком случае нужно перевести раздатку в это положение, селектор АКПП оставить на «паркинге» и смело буксировать.

А нужно ли прогревать АКПП?

Отдельно прогревать АКПП не надо. Однако первое время после начала движения динамичной езды рекомендуется избегать. Стоит дать маслу в двигателе чуток разогреться, в это же время рабочей температуры достигнет и жидкость в АКПП. Двух зайцев одним выстрелом, как говорится.

А что, если я буду катиться на N? Расход ведь будет меньше?

Если хоть какая-то выгода в расходе топлива при качении на нейтрали и есть, то её явно перевешивает потеря некоторой доли контроля над автомобилем. Как минимум в экстренной ситуации водитель не сможет своевременно ускориться, да и торможение на нейтральной скорости менее эффективно. Плюс включение D на ходу приведёт к излишней нагрузке на автомат.

В современных автомобилях расход топлива может быть даже выше. Дело в том, что электроника способна отсекать подачу топлива на спуске, то есть двигатель вращается не поджигом топливно-воздушной смеси, а колёсами.

А что, если включать нейтраль стоя на перекрёстке?

Иногда можно встретить рекомендации перевода селектора в положение N при длительных остановках. Якобы так можно обезопасить АКПП от перегрева. Особой необходимости делать это нет. Здоровый автомат без проблем переносит остановки, а вот если он болеет, к примеру забился фильтр, то N вполне может продлить жизнь КПП и отсрочить визит в сервис. Также любители включать нейтраль на перекрёстках говорят об экономии топлива. Смысла в этом нет. Горючки машина расходовать меньше не станет. Не такая уж и большая разница в оборотах двигателя.

Также стоит отметить, что некоторые современные АКПП (читать — роботы) включают нейтраль самостоятельно, так они берегут сцепление. Особенно это актуально для первых 7-ступенчатых DSG концерна Volkswagen AG. Именно в них немцы использовали сухое сцепление, которое не дружило с глючным мехатроником, жёстко включавшим передачи. И это лишь одна из многих проблем этой DSG.

А что, если я нажму на кнопку рядом с селектором?

Ничего страшного не произойдёт. Это кнопка блокировки селектора АКПП. Её нажатие позволяет переводить рычаг в различные положения при заглушённом двигателе. В частности, эта функция требуется, когда селектор нужно перевести в нейтральное положение для погрузки машины на эвакуатор или буксировки. Кстати говоря, отключается блокировка не всегда кнопкой, это может быть и отверстие рядом с селектором, прикрытое заглушкой.

А на кнопочку O/D?

Таким вопросом может озадачиться владелец старого автомобиля с автоматом, и тут всё зависит от того, в каком положении кнопка была изначально. Если после нажатия на приборной панели загорелся индикатор O/D off, то водитель лишился высшей передачи, будь то четвёртая или пятая, в зависимости от модели автоматической коробки. Фактически мозги АКПП будут позволять двигателю крутиться чуть выше, и езда будет чуть более динамичной. Если нажать кнопку ещё раз, индикация погаснет и автомат вновь будет использовать все передачи.

Конечно, это далеко не все «а что, если…», связанные с автоматическими коробками передач, однако их вполне можно назвать наиболее распространёнными. А навредить автомату можно и другими способами, начиная от несвоевременной замены жидкости, если таковая положена по регламенту, и заканчивая дуэтом кувалды и зубила.

Чтобы максимально продлить жизнь вашей АКПП, просто не стоит делать всех тех ошибок, которые мы описали, и следить за необходимыми регламентными работами. В этом случае коробка прослужит долго и, вероятнее всего, умрёт в один день с автомобилем.