Это ключ зажигания. Просто ключ. Его надо вставить в замок зажигания и повернуть. И если всё остальное исправно, то двигатель «уазика» заведётся. Других функций данный ключ не выполняет. Для замков дверей, а на «уазике» есть и такие, предусмотрен другой ключ. Иммобилизатором автомобиль не оборудован, а в качестве замены подойдёт универсальное средство — обычная отвёртка.
Равно как и неизвестно, вправду ли существовали некие японцы, которые, увидев в далёких
Три инструмента
Дизайн утилитарного внедорожника хотя и не примитивный, но явно простой. По всей видимости, художники (да-да, в те годы за слово дизайнер можно было угодить куда-то далеко, поэтому были только художники) и макетчики испытывали определённый дефицит рабочего инструмента. Поэтому первые в руках держали лишь простые карандаши, а вторые получили три инструмента: топор, рубанок и напильник, которым делали окончательную обработку, после того как сначала топором обрубили куски железа, а потом их рубанком обстругали. Наверное поэтому кузов не то чтобы собран плохо, он таким и был задуман: с огромными щелями по всему периметру, с разными стыками и зазорами. Одно хорошо в таком решении — проблема вентиляции салона решена кардинально! Даже можно не снимать боковые окна, которые, кстати, убираются лишь с помощью рожкового ключа. И никак иначе.
Посторонним не входить!
Тем, кто ни разу не сидел в кабине «уазика» и не знает, что это такое, советую продолжать жить в том же духе. А если вы кроме буржуйских «мерсов» и прочих «тойот» ничего в жизни не видели, то экскурсия в салон
Руль. Об этом стоит упомянуть отдельно, ведь вы вряд ли где ещё видели огромную, диаметром более полуметра, баранку, толщина обода которой едва достигает сантиметра! Обод держится на трёх тонюсеньких спицах. Единственная прелесть такой баранки — она в любом положении не перекрывает щиток приборов. А знаете, почему? Думаете, что из-за небольшой толщины руля он не шибко мешает? Как бы не так! Дело в том, что приборы в «уазике» расположены далеко от баранки — по центру панели приборов. Панель приборов… слова то какие! Как их можно приписать к этой машине? Нет… Панель приборов на «уазике» вымерла как класс. На голом железе сделали несколько дырок, куда врезали спидометр и несколько контрольных датчиков. Приборы суровые, читаются легко даже в столь непривычном месте.
Смотрим дальше. Ниже железной панели, в которую врезаны приборы, висит чёрная железка. Это печка. Она включается одним из железных тумблеров, расположенных где-то под панелью. Там этих тумблеров спрятано — как в вертолёте. И все они не подписаны, поэтому, прежде чем, к примеру, включить печку, попутно можно включить и «дворники», и освещение, и уровни топлива в баках…
Но больше всего человека, который всю жизнь ездил лишь на современных авто с АКПП, поразит частокол рычагов, торчащий вертикально посреди салона, четыре рычага — ручник, два от раздатки и один от КПП. Всем привычно орудовать стоящим вертикально рычагом ручника? А ведь это не самая большая проблема в управлении «уазиком». Главное — проехать на нём. Это нелегко…
В составе танковой колонны
Сами посудите: как можно ездить по асфальтированным дорогам в автомобиле, при создании которого необходимо было удовлетворить требование заказчика — способность передвигаться по пересечённой местности в составе танковой колонны? Правильный ответ: на эвакуаторе. Однако кругом таскать с собой эвакуатор накладно, а ездить надо. Поэтому придётся сесть за баранку этого пылесоса, методом научного тыка разобраться с назначением многочисленных рычагов, тумблеров и выключателей. И попытаться поехать.
Выжимаю педаль сцепления, висящую очень высоко над полом, хватаю набалдашник рычага КПП и, наивный, делаю плавное движение рукой в надежде включить первую передачу. Но коробка сказала «хррысь», что перевести можно как «ваша фамилия Веточкин — обломитесь». Ладно, делаю вторую попытку — сильной рукой хватаю рычаг, делаю движение рычагом в сторону включения второй передачи до знакомого «хррысь» и тут же резко включаю первую. Ура! Воткнул. Отпускаю сцепление, добавляю газ, «уазик», скрипнув всем своим скелетом, прыгнул навстречу приключениям.
А приключений хватало. Кто говорил, что «уазик» — тихоход? Конечно, полторы-две сотни километров в час он не выдаёт. Но и тех 120 км/ч, на которых способен передвигаться по дороге этот автомобиль, хватает для получения избыточной дозы адреналина. Мощности мотора хватает для относительно резвой езды. Но к движению на большой скорости не располагает очень сильный шум. При этом выявить источник шума нетрудно, потому что главный источник шума в УАЗ 31512 — это УАЗ 31512. Трудно найти в этой машине деталь или узел, которые бы сохраняли тишину во время движения. Автомобиль не ушатанный, не разболтанный, но на скорости больше
Но не только шум делает езду на УАЗе сомнительным удовольствием. Жёсткая зависимая рессорная подвеска даёт возможность почувствовать даже самую маленькую неровность. Правда, дорогу машина держит неплохо, хотя и сильно кренится. Управляемость интересная. Руль дубовый. Чтобы повернуть баранку на месте, надо приложить немало усилий. Гидрача нет. Но к этому быстро привыкаешь, а потом начинаешь вписываться в повороты, как на нормальной машине.
Особых слов заслуживает тормозная система. Барабанные тормоза на всех колёсах очень неэффективны. В общем, для езды по асфальту машина приспособлена мало. А как с бездорожьем?
Всё очень просто. То, что нормальный человек считает бездорожьем, водитель «уазика» воспринимает как обычную дорогу. Этот, извините за выражение, автомобиль, способен ездить там, где водителю становится реально страшно. Если у «уазика» не перегреется бензонасос и мотор не заглохнет, то машина будет пусть медленно, но упорно ползти вперёд, чихая на все преграды, к которым нормальный человек не смог бы даже приблизиться. Небольшая масса, тяговитый двигатель, отличная геометрия кузова и грязевая резина позволяют лезть напропалую в самые глухие места. А чего вы хотели от автомобиля, который должен был быть готовым к любому случаю, в том числе и к такому, как возможность дальнейшего движения после наезда на противопехотную мину. И все эти требования были продиктованы далеко не рынком, а Министерством обороны СССР. Вот так-то.
Эпилог
Смотрю я на «уазик» и одного не пойму: зачем на этом транспорте люди ездят по городу? А главное — как не боятся это делать? Отчаянные люди! А с другой стороны, такая машина хороша в качестве второго автомобиля в семье. Как раз для вылазок на природу. Ведь на УАЗе можно забраться в такие дебри, куда вряд ли способен заехать другой стандартный внедорожник. Главное, чтобы «уазик» не сломался по пути в эти самые заповедные места.
Понравилось:
- проходимость
- ремонтопригодность
- всеядность ГСМ
- большой запас прочности
Не понравилось:
- отсутствие комфорта
- отсутствие надёжности
- очень трудное управление КПП
- технически несовершенный бензонасос отказывающий при подъёме в гору
Вот она, голая механика!
Взгляд со стороны
Тимур Еникеев
Личный автомобиль Subaru Legacy Outback.
Поклонник классического ралли и заднего привода.
Возможно, даже если бы вход в УАЗ был бы через крышу, я бы не обратил на это внимания. Потому что суть его не в комфорте и какой-то там эргономике, а в езде по местности, где её, этой езды, быть не должно. Я стою на камнях в предвкушении ощутить непередаваемое чувство — владычество над железом и природой. Перед моими ногами, которые лежат на брутальных железных педалях, слышится ворчание знакомого ещё с детства двигателя, в руках — тонкий руль и рычаг переключения коробки передач. Всё вибрирует, зудит.
Чего вы не найдёте в любом современном внедорожнике? Единения! С УАЗом сливаешься буквально через минуты начала езды, словно едешь голым. Не мешает ни пластик, ни обшивки с мягкой обивкой, ни системы стабилизации и электрификации — их тут просто нет. Иными словами, Маугли против изнеженного городского туриста, одетого и обутого в современное продвинутое снаряжение.
Ба-бах! Моя пятая точка опоры вылетела с водительского сиденья и чуть не переместилась на пассажирское. Что это было? Спокойно, всего лишь валун. Для изнеженных внедорожников он показался бы астероидом. Начинаю ценить большое рулевое колесо не только за то, что оно только руль, но ещё и универсальный крепкий поручень, иначе УАЗ мог бы и вовсе вышвырнуть меня через соседнюю дверцу, или я бы проделал дырку в брезентовой крыше. Функционально. Ух, трясёт ещё как! Внедорожник чувствует каждый камень, но зато прёт, не оглядываясь на пройденный путь.
— Передок подключил?
— Чего? А он разве не включён?
Оказывается, нет, я обскакал пойму каменистой реки только на заднем приводе. Тяги бензинового мотора хватает с головой. Я даже толком не вдавливал болтающуюся на пружинке педаль. Как тронулся, так и ехал, добавляя газу только на подъёмах. Феноменально!
Но почему всё-таки за удовольствие надо платить? И ладно, если платить бумажками в виде банкнот. В УАЗе за удовольствие придётся платить извечным ремонтом и грязными руками. Бумажки в лесу или в горах вам не помогут. После очередного позирования перед фотолинзой это случилось — заклинила коробка передач. Заглушив мотор, вышел осмотреться. Запахло подпалённым сцеплением, внизу ещё и капает что-то…
Но не стоит расстраиваться: УАЗ не сляжет и не погибнет. Это Терминатор какой-то! Его бьют и взрывают, а он всё равно возвращается в следующей серии (свидетельство тому возвращение на конвейер «469»-го). Ремонтопригодность на коленке — это ещё одна фишка, созданная русскими конструкторами. Russian tradition. 5 минут — и владелец этой чудо-техники уже ковыряет топором в коробке, выбивая заклинившую шестерню. Всё предусмотрено, и даже специальные лючки в коробке, которые предназначены для такого ремонта. Поразительно!
УАЗ доставит кайф воссоединения не только с природой на планете Земля (а кто знает, может, где-нибудь и на другой планете), но и с природой автомобиля. На все 100, а может, и 200. И, кстати, поможет вспомнить уроки по технике в ДОСААФ. Что тоже нужно.
История и Эволюция
Разработка УАЗ 469 началась ещё в
Первый автомобиль был представлен заказчику осенью 1960 года. Дорожный просвет признали недостаточным. Тогда родилась идея двух вариантов — военного
Первые УАЗ 469 сошли с конвейера Ульяновского автозавода 15 декабря 1972 года. Под индексом УАЗ 469 машина выпускалась до 1985 года, после чего в соответствии с отраслевой системой получила четырёхзначный номер 3151 (номер 31512 получила гражданская модификация 469Б).
Одновременно с вводом норм Евро 2 в России было прекращено производство всех модификаций УАЗ 3151. Вместо них выпускается UAZ Hunter, осовремененный вариант «уазика». А совсем недавно в продажу поступил УАЗ 469, тот самый старый «козлик», только с новым двигателем, отвечающим требованиям Евро 3.
«Одноклассники»
Цена на УАЗ 31512 не поддаётся логике — в Алматы есть машины, которые продаются за $2 000, а есть и за $15 000…
УАЗ-рекордсмен
Несколько лет назад УАЗ 469 установил новый мировой рекорд по вместимости легкового автомобиля. Внутри этого внедорожника одновременно поместилось 32 человека. Общий вес пассажиров вместе с водителем составил 1 900 кг. УАЗ 469 с этой загрузкой проехал 10 м, как этого требуют условия установления мирового рекорда. Рекорд был зарегистрирован Международным агентством рекордов и достижений, а фото- и видеоматериалы, свидетельствующие об установлении рекорда, были направлены во Всемирное издание Книги рекордов Гиннесса.
В августе 1974 года три совершенно стандартных (без лебёдок и противобуксовочных цепей) автомобиля УАЗ 469 во время испытательного пробега достигли ледника на горе Эльбрус на высоте 4 200 метров.
Гамма двигателей
Долгое время на УАЗ 3151 и его модификации устанавливали только один двигатель объёмом 2.4 л, мощностью от 75 до 92 л.с. Во второй половине
Дела трансмиссионные
Конструкция трансмиссии УАЗ 31512 примитивна. Из раздатки торчат два рычага. Один включает передний мост, второй — демультипликатор. Межосевого дифференциала, естественно, нет, поэтому с полным приводом нельзя ездить по асфальту.
Ходовая часть УАЗ 31512
Ходовая часть УАЗ 31512 очень простая. Мосты подвешены к раме на рессорах. Колебания гасят обычные гидравлические амортизаторы. Других элементов в подвеске нет: ни рычагов, ни стабилизаторов, ни различных тяг. Простота конструкции позволяет ремонтировать ходовку в полевых условиях. Но такая подвеска имеет и недостаток — ходовые качества, а особенно управляемость, мягко говоря, оставляют желать лучшего.
О безопасности
УАЗ имеет очень прочное основание. Рама настолько крепкая, что даже при ударе о бетонную стену она получает мало повреждений. Однако это и есть самый главный недостаток авто с точки зрения пассивной безопасности. Рама нисколько не гасит энергию удара, а передаёт её на кузов, который срывается со своих креплений и летит вперёд. Но энергия удара и тут полностью не гасится, а передаётся на тех, кто сидит в салоне.
Увы, водитель и пассажиры в этом случае обречены, ведь вместо подушек безопасности их ждут твёрдый, как камень, руль, тот самый железный поручень и другие предметы, способные нанести травмы, несовместимые с жизнью.
Технические характеристики
Автомобиль | |
Марка, модель | УАЗ 31512 |
Версия | тентованный |
Сборка | Россия |
Год выпуска | 1996 |
Кузов | рамный |
Тип | фаэтон |
Количество дверей | 5 |
Двигатель | |
Модель | УМЗ 417 |
Тип | бензиновый рядный |
Расположение | спереди продольно |
Система питания | двухкамерный карбюратор |
Число цилиндров/клапанов | 4/8 |
Рабочий объём, см куб. | 2445 |
Максимальная мощность, л.с. (кВт)/об/мин | 78 (55)/4 000 |
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин | 168/2 200 |
Топливо | бензин А-76 |
Экологический класс | отсутствует |
Динамические характеристики | |
Максимальная скорость, км/ч | 110 |
Время разгона до 100 км/ч, с | н.д. |
0-402 м, с | 23.342 (замеры редакции) |
Скорость в конце дистанции 402 м, км/ч | 82.94 (замеры редакции) |
Трансмиссия | |
Привод | на задние колёса с подключаемыми передними |
Коробка передач | механическая 4-ступенчатая |
Подвеска | |
Передняя | зависимая рессорная |
Задняя | зависимая рессорная |
Тормоза | |
Система | гидравлические двухконтурные |
Передние | барабанные |
Задние | барабанные |
Тормозной путь с 85 км/ч, м | 54.8 (замеры редакции) |
Размеры и вес | |
Клиренс, мм | 220 |
Длина/ширина/высота, мм | 4 025/1 785/1 990 |
Колёсная база, мм | 2 380 |
Шины | Federal Couragia M/T 31×10.5R15 |
Снаряжённая масса, кг | 1 500 |
Полная масса, кг | 2 250 |
Расход топлива | |
Городской, л/100 км | 13 |
Загородный, л/100 км | 17.5 |
Смешанный цикл, л/100 км | 15.7 |
Объём топливного бака, л | 78 (2х39) |
Комментариев: 0