“Туарегу” 20 лет. Главное из жизни модели в мире и Казахстане

«Туарегу» 20 лет. Главное из жизни модели в мире и Казахстане

Дав зелёный свет нехарактерному для марки полноприводнику, руководство концерна невольно угадало, машины какого типа будут востребованы более всего в будущем.

Вольфсбург отнюдь не был первопроходцем в области кроссоверостроения у себя на родине, хотя в зачёте немецкой фирмы ранее прописались лифтованный хетч Golf Country (1990-1991) с полноприводной трансмиссией, а также армейские внедорожники спартанского вида: Iltis (1978–1988) и Тур 82 (1939–1945), он же «кюбельваген». Более того, конкуренты из Mercedes-Benz и BMW гораздо оперативнее вывели на рынок собственные SUV аналогичного класса: M-Class (1997) и X5 (1999) соответственно. После мировой премьеры в декабре 2002-го на следующий год кроссовер пошёл в серию.

Принято считать, что рождение будущего «Туарега» было вызвано решением правления Volkswagen приподнять уровень становой марки, приблизив «фольксвагены» к более престижным Audi. Реализовать в жизнь поставленную задачу планировалось за счёт внедрения в неизменно возглавляемую VW Passat производственную линейку ещё более крупных и комфортабельных машин. Вот так на свет появились полноразмерный седан Phaeton и Touareg.

“Туарегу” 20 лет. Главное из жизни модели в мире и Казахстане

Замыслы фольксвагеновского директората совпали с желанием руководства аффилированной с концерном (но сохранявшей полную независимость) компании Porsche обзавестись собственным вседорожником, получившим позже имя Cayenne. А ещё в чём однозначно сошлись коллеги, так это в том, что новый автомобиль, невзирая на полный привод, высокий клиренс и повышенную в сравнении с седаном схожих размеров массу, должен рулиться как спорткар. Неудивительно, что совместную рабочую группу из трёх с лишним сотен инженеров и узких специалистов возглавил опытный технарь из Porsche Клаус-Герхард Вольперт, работавший там с 1984 года.

Расхожее мнение, что «Кайенн» сделали из «Туарега», неверно — обе машины проектировались параллельно-одновременно.

Сотрудники Volkswagen отвечали за разработку и компоновку полноприводной трансмиссии, а люди Porsche — за подвеску, ходовые качества и управляемость, при этом каждая из марок создала для кроссоверов собственную линейку двигателей. Исключение — 3.2-литровый фольксвагеновский V6, который ставился в низовые версии Cayenne. Дизайн, разумеется, немецкие фирмы разрабатывали раздельно. Хотя у представителей первого поколения обеих машин имелись и общие детали, рамы и боковые двери в частности.

“Туарегу” 20 лет. Главное из жизни модели в мире и Казахстане

С некоторой задержкой к дуэту присоседилась Audi, что вылилось в создание бегемотоподобного Q7, напрочь лишённого спортивных амбиций семейного автомобиля, зато с более просторным салоном и увеличенной колёсной базой.

В рамках проекта была сконструирована с нуля новая для обеих марок платформа с продольным расположением двигателя, мощным несущим кузовом с подрамниками, полностью независимыми подвесками всех колёс на двойных поперечных рычагах как в базовом варианте с пружинами, так и в опционально пневматическом с возможностью регулировки дорожного просвета. Наличие постоянного полного привода с раздаточной коробкой передач и блокируемым межосевым дифференциалом дало основание представителям местного дилера именовать Touareg внедорожником, что можно было услышать и в ходе казахстанской презентации в 2004 году с площадки «Меркура» в Алматы. Как говорится, и я там был, мёд-пиво пил ©.

“Туарегу” 20 лет. Главное из жизни модели в мире и Казахстане
2004 год. Знакомство с первыми «туарегами» в Казахстане. За таблички вместо госномеров тогда полиция не наказывала

В обзорах отмечалась подчёркнуто миролюбивая внешность кроссовера: никаких стальных бамперов, кенгурятников, подножек, багажников с люстрой, противотуманок. Даже запаска и та в багажнике. Лезть в непроходимые дебри на нём не рекомендовалось, хотя советы экспертов оказались не указ некоторым экспериментаторам.

Да, действительно, неразумно лезть в конце ноября в поля Костанайской области на летних шинах с чисто шоссейным протектором. Но ехать надо было. Липкая грязь моментом обволокла колёса, превратив их в нечто похожее на шоколадные пончики. Фактически не имея зацепа, Touareg, кряхтя всеми своими помощниками да в самом верхнем положении подвески, пёр по обильно пропитанной дождём степи. Мощности 3.2 V6 и правильного распределения момента электроникой как между осями, так и между колёсами хватало! А действительно неразумным в той истории было отношение к запаске. Базовая таблеточка с протектором, как у болида Формулы-1, ещё и в спущенном виде, не подозревала, что может понадобиться не только на европейских автобанах. Но это уже другая история.

Тимур Еникеев

“Туарегу” 20 лет. Главное из жизни модели в мире и Казахстане

В целом Touareg принял на себя много внимания со стороны настоящих путешественников и любителей помесить грязь. Даже сложилось впечатление, что полмира желали проверить его внедорожные возможности. Покуда, как говорится, не порвётся. Touareg был и рекордсменом по подъёму на высоту. Команда искателей приключений на серийном автомобиле 29 января 2005 года поднялась по склону самого высокого в мире вулкана Охос-дель-Саладо до высоты 6080 м. Рекорд продержался два года, пока его не побил куда более лёгкий Suzuki Samurai.

“Туарегу” 20 лет. Главное из жизни модели в мире и Казахстане

Поскольку не было уверенности в корректном произношении названия машины, в ряде стран по заказу Volkswagen демонстрировались видеоролики с рекомендованной фонетикой — twah-regg. На том, каким боком к европейской машине привязано племя берберских кочевников-туарегов, внимание особо не акцентировалось. Главное, что имя звучит сочно и небанально.

Одним из самых экзотичных воплощений фольксвагеновского кроссовера, который априори не рассматривался в качестве военного автомобиля, стала экспериментальная бронированная модификация Frettchen («хорёк») на базе Touareg V6 TDI весом пять с половиной тонн, предназначенная для разведывательной деятельности, перевозки офицеров и некрупных грузов. И с негласной оговоркой об эксплуатации подальше от зоны прямых боевых действий, из-за чего машина заслужила в немецкой прессе прозвище «генеральское такси».

“Туарегу” 20 лет. Главное из жизни модели в мире и Казахстане
VW Touareg Frettchen

У первых «туарегов» была широченная моторная гамма: от самого массового V6 объёмом 3.2 л до 6-литрового W12 среди бензиновых и от 5-цилиндрового рядника объёмом 2.5 л до V10 5.0 среди дизельных! Такого ассорти не было даже у «баварцев». Кто успел попробовать TDI V10, по сей день с восторгом отзываются о неожиданной динамике. Впрочем, как выстреливал с места даже 3-литровый турбодизельный V6, память авторов этого текста сохранила. TDI-версии официально продавались и у нас, несмотря на очень уж сомнительную солярку в те времена на АЗС.

“Туарегу” 20 лет. Главное из жизни модели в мире и Казахстане

Минувшие годы подтвердили удачность концепции «Туарега», продажи которого взмыли вверх в середине 2000-х, измеряясь пятизначными цифрами и доныне, что является достойным показателем для весьма недешёвой машины. Да и смена трёх поколений говорит о стабильном спросе, в первую очередь на домашнем рынке ЕС, поскольку Штаты Touareg покинул в 2017 году в пользу ещё более габаритного и помеcтительного фольксвагеновского кроссовера Atlas. Число близких и дальних «родственников» VW Touareg даже пошло в прирост — теперь на общекорпоративной платформе MLB вместе с ним, помимо уже привычных Porsche Cayenne и Audi Q7, выпускаются такие модели, как Audi Q8, Bentley Bentayga и Lamborghini Urus.

“Туарегу” 20 лет. Главное из жизни модели в мире и Казахстане
Групповой портрет к 20-летию модели

Однозначно положительная репутация у машины и на вторичном рынке, где самыми популярными остаются представители первого поколения 2002–2010 годов выпуска, невзирая на уже солидный возраст и чисто ваговские «болячки». Доступность и уровень комфорта делают своё дело. Разумеется, в Казахстане стали популярнее машины с обычной пружинной подвеской ввиду её простоты и с бензиновым мотором 3.2 с цепным приводом ГРМ. Японский 6-ступенчатый автомат вполне себе надёжен, особенно если меняли в нём масло. На редкость живучей оказалась кожа кресел в машинах первого поколения — салоны даже 20-летних машин выглядят неплохо! И отнюдь не живучее матовое покрытие у пластиковых деталей. Это заметно на кнопках на панели приборов, руле и дверях. Ну и электроника — горящие индикаторы о неисправности в щитке приборов, дань всем современным Volkswagen, — уже воспринимается как норма.

Любит, кстати, эти машины и ворьё. Снять дорогую фару можно в два счёта. Такая же история и у Cayenne. Только фара у Porsche ещё дороже.

“Туарегу” 20 лет. Главное из жизни модели в мире и Казахстане

На данный момент на Kolesa.kz предлагается свыше 400 «туарегов», начиная с ветеранов с запредельным пробегом и заканчивая новьём финальной генерации стоимостью свыше 50 млн тг.

Кстати, последнее поколение можно было видеть в заводском камуфляже в Казахстане в 2018-м: из Братиславы (Словакия) пролегал маршрут тестового пробега через нашу страну в Пекин (Китай), где 23 марта состоялась мировая премьера нового «Туарега».

“Туарегу” 20 лет. Главное из жизни модели в мире и Казахстане

Но новые «туареги» в Казахстане уже не расходятся из автосалонов так, как это было с первым поколением и его рестайлинговой версией в нулевых. За весь 2021 год продано всего 73 автомобиля.

Комментариев: 4

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
  • Аватар
    maik

    Ох и дорогая в ремонте машинка!

    Ответить
  • Аватар
    ПРАДО

    Если следить …то очень живучая и достойная машина. Бывает датчики гонят, за 10 лет раз турбину поменяли … и все. Трассу до сих пор хорошо держит….даже новые некоторые машины так не едут

    Ответить
  • Аватар
    Tm

    Внедорожник… 😉 в его книжке-инструкции есть предупреждение-если поломка произойдёт вне асфальта на бездоре, то слетает с гарантии! Инструкция так же содержит много полезных советов для чайников вроде — не ставить машишу на высокой сухой траве! (сколько сожгли «жипов» на покатушка) и движению в горах от переворота. Были 2007 рестайл и 2011 NF. Отличные машинки. Пневма правда на рейстайле глючила порой. Турбо дизель 3л едет оч хорошо!

    Ответить
  • Аватар
    AK

    Цены на третий туарег космические стали, очень дорогая машина.

    Ответить