Барьер снижен только для импорта новых автомобилей, производимых в Казахстане, и только с территории Казахстана. Этого добивались наши предприниматели, направив 25 сентября министру нацэкономики Казахстана предложение принять заградительные меры в отношении ввоза автомобилей, производимых в Узбекистане.
На удивление, узбекская сторона среагировала на письмо моментально. Ранее казахстанские автосборщики на протяжении многих лет вели переговоры с Ташкентом, и всё безрезультатно. А этот раз спустя 4 дня — 29 сентября — президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев издал постановление, в котором пересмотрены ставки импортных таможенных пошлин и акцизного налога на подакцизные товары, ввозимые на территорию страны, в котором всё-таки учтены пожелания «КазАвтоПрома»: ставка акцизного налога теперь равна 2 % от таможенной стоимости. До этого момента она рассчитывалась исходя из объёма двигателя и была равна $2.4 за 1 куб. см (по сообщению «КазАвтоПрома»).
Россия и Украина тоже имеют акциз 2 %. И что?
Российский автопром долгие годы имеет те же 2 % при ввозе своей продукции. Но, несмотря на комфортные условия, продукция АВТОВАЗа за последние 10–15 лет заметно утратила популярность в Узбекистане. Чем смогут привлечь местных автомобилистов устькаманские «нивы» и «гранты»?
Не пользуются спросом на узбекском рынке машины зарубежных марок российского производства. Почему? Дело в том, что льготные тарифы распространяются на автомобили, сделанные в РФ мелкоузловым способом с высокой долей локализации. Вдобавок льготы не распространяются на марки, не имеющие принадлежности к России, — Renault, Hyundai, Volkswagen и многие другие. Ввозить такие машины смысла не было — становились недоступными. Стоимость нового Accent в автосалоне Ташкента, к примеру, превышала 26 000 долларов США. Если в отношении уровня локализации производства и принадлежности марки ничего не изменилось, то возникает вопрос: сколько там будет стоить Elantra, собранная в Казахстане?
Машины из Украины пользовались преференциями благодаря тому, что выпускали седаны Chevy и Chery — Vida и Forza — по полному циклу под брендом ЗАЗ. Впрочем, и они не смогли конкурировать с местным автопромом.
Помимо 2 % акциза в Узбекистане множество других платежей при ввозе автомобилей, в которых ещё предстоит разобраться: таможенные сборы, платёж в Дорожный фонд, НДС…
Нужны ли в Узбекистане «наши» машины?
Авторынок Узбекистана за 20 с лишним лет стал однообразным, и надо признать, что местные автомобилисты хотели бы видеть в своих гаражах не только продукцию Daewoo и Chevrolet. Но всё решит, само собой, розничная стоимость автомобилей. Можно предположить, что наши бизнесмены не смогут дать цены ниже, чем в салонах Казахстана, поэтому спрос может быть низким — машины местной сборки даже для нас выходят дорогими.
Да и если бы всё упиралось в 2% акциза, то недорогие Hyundai Accent, Kia Rio да Volkswagen Polo, сделанные в России, давно бы прописались на тамошних дорогах.
В общем, пока кажется, снижение акциза — это лишь быстрый ответ нашим производителям на угрозу ограничения ввоза узбекских автомобилей в Казахстан, и не более. Что получится в итоге, увидим в ближайшее время.
- В этом году казахстанские автосборочные предприятия сделали несколько попыток по экспорту автомобилей: в Китай и ОАЭ отправили партии внедорожников LADA 4×4, в Таджикистан ушли первые вагоны кроссоверов JAC S3. О каких-либо итогах пока не сообщалось.