• Бұл жарияланымды қазақ тілінде оқуға болады
Эта публикация родилась по стопам предыдущей, в которой мы рассказывали, как можно приобрести
Услугой этой воспользовался наш читатель Максим. Вечером 21 мая 2024 года он зашёл в приложение и сформировал заявку на покупку госномера 020 ALN 02. Система выбор пользователя одобрила, выставила счёт на 210 444 тенге и после его согласия списала деньги.
Заказ был принят в обработку, а Максим ожидал уведомления о готовности номера. Кстати, после заказа на следующий день он проверил, доступен ли к выбору его желанный номер. Система сообщила: занят.
Но несколько дней спустя, прочитав нашу публикацию, засомневался, а всё ли он правильно сделал. В тексте сказано, что пользователь может заказать сочетания цифр и букв только с индексом региона, в котором он зарегистрирован по месту жительства. Максим зарегистрирован в г. Караганде, а система дала возможность выбрать
Перед началом «расследования» внутри редакции мы попробовали также заказать номер через eGov Mobile и eGov.kz. Всем выходил регион по умолчанию согласно адресу официальной регистрации. Странно, как же тогда карагандинец официально купил себе 02?
Вопрос читателя мы переадресовали АО «НИТ» в пятницу, 24 мая, в ведении которого находятся базы данных госорганов. Там запросили выслать ФИО владельца и номер телефона, с которого он заходил в eGov Mobile.
Весь рабочий день сотрудники АО пытались понять, как такое могло произойти, искали связь с временной регистрацией и другими фактами — у пользователя имеется недвижимость в Алматы. Но после обеда сообщили новость, что такой пользователь с такими данными номер не заказывал вообще, хотя все факты заказа и списания денег с расчётного счёта у нас были на руках. К вечеру пятницы новое известие: заказ был принят и отправлен изготовителям ГРНЗ с…
Утром в субботу Максим отправился в спецЦОН, где на стойке продаж госномеров решил проверить, занята ли его желаемая комбинация 020 ALN 02. Занята. Ну, всё верно, он ведь её и оплатил. Попробовали другую комбинацию — 020 ALY 02 — и вот снова чудо: по базе ЦОНа номер занят, а у Максима в телефоне — покупай! Проверили эту комбинацию со смартфона нашего сотрудника — занят!
Пока шли разбирательства, Максим несколько раз в приложении эксперимента ради пробовал заказать госномер с кодами других регионов — 02, 07, 09 и т. д. — и всякий раз eGov Mobile позволял ему это сделать, доводя до этапа шага с оплатой. Хотя система должна была вычислить регистрацию автомобилиста и предложить только
Забавнее ситуация стала, когда уже в понедельник, 27 мая, в РГП «ИПЦ» редакции ответили, что разрешать выбирать госномер 020 ALN 02 eGov Mobile и вовсе не должен был, так как он… зарегистрирован на другого владельца ещё в 2019 году. То есть Максим купил комбинацию, которая давно уже занята! Вот так «прореха»!
Примечательно, что этот баг выявился только в приложении Максима. При его попытках заказать номер на портале eGov.kz через компьютер система позволяла ему выбрать только
Кстати, ещё момент — пока владельца терзали сомнения, он связался по единому номеру 1414. В кол-центре его заверили, что всё идёт по плану — получите вы свой номер с
02-м регионом.
А можно ли отказаться от покупки госномера?
Да. Автовладелец может вернуть потраченные деньги. Для этого необходимо написать заявление в МВД РК через eOtinish. Далее оно должно быть переправлено в Комитет административной полиции МВД РК, а затем уйдёт в РГП «ИПЦ» для открепления госномера от ИИН пользователя. Уже проведённую оплату Максим сможет повторно использовать при покупке другого госномера повышенного спроса. Если захочет. Если нет — ему нужно будет написать ещё одно заявление в Комитет госдоходов на возврат денег, приложив к нему подтверждение об оплате и ответ от полиции об откреплении данного номерного знака.
Сколько продлится хождение заявлений пользователя? Трудно ответить. Рассматривать запрос будут в течение 15 рабочих дней с момента поступления. Срок этот «может быть увеличен до двух месяцев, если необходимо установить дополнительную информацию». Так что деньги, официально уплаченные за
Проблемы по факту
Автомобилистов остаётся только предупредить: при работе с приложениями госорганов не всё идеально!
- Пользователь может купить другой регион в приложении, но каким он будет по факту при выдаче — вопрос.
- Пользователь может купить… чужой номер! Новости о «сбоях базы» в ЦОНах небеспочвенны —
где-то скрываются грубые ошибки. И сколько таких случаев по стране может быть? Кстати, необязательно связанные с покупкойVIP-номера в том числе. - У двух граждан один и тот же номер при выборе в приложении имеет разный статус: у одного — свободно, у другого — занят. Хотя… не билет в кино ведь покупают.
Итог. Лучше съездите в спецЦОН, оформите покупку на месте, по крайней мере, пока. Вышеописанная ситуация не внушает доверия к IT в госсекторе.
Редакция Kolesa.kz продолжит следить за этим случаем. Очень интересно, как быстро вернутся деньги пользователю. И вернутся ли вообще.
вот до чего техника дошла! нет нет нет! это я сама, пешком на лыжах 🙂
по-моему Максим сам накосячил)
что ж спасибо Максиму, пока все будем делать по старинке через ЦОН
Тоже мог указать в приложении eGov Mobile любой регион, начинающийся с 0. После выхода статьи перестало работать, теперь только свой регион.
Бывает сбой это же техника, зачем устраивать новость.