• Бұл жарияланымды қазақ тілінде оқуға болады
Когда машины с автопилотом массово побегут по улицам наших городов, прогнозировать сложно, но изменения в законы, регламентирующие их эксплуатацию, уже готовят. Так, в ТР ТС «О безопасности колёсных транспортных средств», действующем во всех странах Таможенного союза, в том числе и в Казахстане, в ближайшее время может появиться Приложение № 24 о декларировании безопасности автомобилей, имеющих системы автоматизированного управления.
Согласно документу, машины с автопилотом, беспилотники, выпускаемые на дороги общего пользования, в числе прочего должны будут уметь:
- Двигаться по выделенной полосе без отклонений.
- Останавливаться в местах, предусмотренных маршрутом движения, или по требованию пассажиров.
- Трогаться с места только при закрытых дверях и наличии ремней безопасности на пассажирах.
- Оповещать звуковыми сообщениями пассажиров о приближении к остановке и начале движения после остановки.
- Аварийно останавливаться с помощью своеобразного
«стоп-крана» (манёвр минимального риска — Правила ООН№ 79-02). - Позволять пассажирскому салону связываться с помощью голосовых сообщений с диспетчером движения автономных транспортных средств.
- Снижать скорость перед прохождением поворотов, с тем чтобы реализуемые боковые ускорения при прохождении поворотов обеспечивали комфорт пассажиров.
- Обеспечивать комфорт пассажиров при штатном разгоне и замедлении транспортного средства.
- Оповещать пассажиров звуковым сигналом при экстренном торможении (Правила ООН
№ 131-01 ). - Обнаруживать и объезжать неподвижные и движущиеся препятствия, в том числе в сумерках и в тёмное время суток. Обеспечивать автоматическое экстренное торможение в случае невозможности объезда (Правила ООН
№ 131-01). - Обнаруживать пешеходов (взрослых и детей), пересекающих траекторию движения транспортного средства перпендикулярно и под определёнными углами атаки, в том числе в сумерках и в тёмное время суток, а также при маневрировании задним ходом. Автоматически экстренно тормозить в случае ожидаемого наезда.
- Самодиагностировать неисправности в соответствии с установленным перечнем. Например, разряд аккумуляторных батарей, прокол колеса и т. п. с передачей информации удалённому оператору и обеспечением безопасной остановки автомобиля и высадки пассажиров (манёвр минимального риска — Правила ООН
№ 79-02).
Кроме того, у подобных автомобилей должна быть предусмотрена логичная и интуитивно понятная процедура передачи управления от компьютера водителю, включающая следующие случаи:
- запланированную передачу управления, например, по прибытии в указанную точку маршрута;
- незапланированную — при возникновении неисправности или нарушений работы автопилота, например, при временной невозможности мониторинга окружающей обстановки
из-за загрязнения видеокамеры; - аварийную передачу управления, например, при перекрытии полосы движения
из-за ремонта дороги (если такое перекрытие не было предусмотрено алгоритмом задачи управления), прекращении разметки полосы движения и т. п.
При этом должен быть описан порядок оповещения водителя посредством акустического, визуального или тактильного сигнала, который выполняет система автоматизированного управления перед передачей руля водителю.
Напомним, проект поправок в техрегламент уже прошёл общественное обсуждение и в данное время рассматривается экспертами ЕЭК. Документом в числе прочего предлагается запретить повторное использование некоторых запчастей, а также расширить список компонентов, установка которых считается переоборудованием.
увидели интервью Маска, о том .что уже практически готова база для внедрения высшего 5 уровня беспилотников на дороги, и айда законы и регламенты придумывать… быстрые как понос там эти спецы из тех регламенты таёжного союза. Так и живем, одни двигают прогресс, другие только регламенты под него придумывают.
И будут ездить все как стадо один за другим.
Пастух на каждом перекрёстке.