• Бұл жарияланымды қазақ тілінде оқуға болады
По заявлению сегодня на брифинге и. о. министра энергетики РК Болата Акчулакова, повысить предельные розничные цены планируется:
- на бензин марки АИ-92 и АИ-93 с 182–187 в зависимости от региона до 205 тенге за литр (рост на 11 %);
- на дизель — до 295 тенге за литр (на 20 %).
«В целях стабилизации внутреннего рынка ГСМ необходимо снизить ценовую разницу между Казахстаном и соседними странами. Поэтому мы должны пойти на этот сложный, но в то же время нужный шаг», — пояснил чиновник, пообещав, что проект соответствующего приказа опубликуют уже сегодня.
«По закону, мы размещаем проект приказа на сайте открытых
Б. Акчулаков также отметил, что с текущими ценами, сколько бы в Казахстане ни увеличивали производство топлива, его всегда будет не хватать. Согласно прогнозам, уже в этом году страна может столкнуться с дефицитом в объёме до 850 тысяч тонн дизеля.
«С такой разницей в ценах переток в соседние страны как был, так и будет продолжаться. При этом его объёмы будут только увеличиваться. Никакие ограничительные меры не дадут должного эффекта. Сохранение диспаритета цен на ГСМ создаёт стимулы для работы теневого рынка и наносит ущерб национальным интересам Казахстана. Низкие цены на ГСМ не дают возможности привлекать инвестиции и развивать нефтегазовую отрасль, проводить геологоразведку и пополнять ресурсную базу», — заявил главный энергетик страны.
«Я считаю, что влияние ГСМ на ценообразование товаров достаточно сильно преувеличено. Мы же не в два раза цены поднимаем. Если вы посмотрите статистику, то заметите, что в 2021 и 2022 году цены на топливо не менялись. Но цены на товары «жили своей жизнью». Конечно,
Напомним, в данное время предельные розничные цены топлива в Казахстане регулируется государством. Вывоз горючего автомобильным транспортом из страны законодательно запрещён, но оно всё равно утекает по серым схемам. Также в 2022 году власти установили повышенный тариф на дизельное топливо для иностранных водителей, так как по неизвестным по сей день расчётам дефицит солярки в РК был обусловлен вывозом транзитными дальнобойщиками — у нас дешевле, зачем платить больше в РФ, Узбекистане и так далее? Однако побороть дефицит, судя по весенним очередям на заправках, и этот метод пока не помог.
С такой разницей в ценах переток в соседние страны как был, так и будет продолжаться. При этом его объёмы будут только увеличиваться
В чем проблема? Производите больше, продавайте официально, сделайте конкуренцию серому импорту
Это не наш вариант. Пусть лучше казахстанцы платят больше. И подорожание продуктов схавали и это проглотим.
Что то с повышением цены на бензин мелочатся они, сразу НАНа верните тогда!) Что тогда, что сейчас!
Выборы прошли…))) Забыты обещания. Население получает очередной пакет «помощи» по морде. Пока будете разобщены, каждый по себе так и будут с вами поступать власть предержащие. Очередной урок что бы выучить правило и наконец стать единым народом, а не серой массой. Давно пора поменять правила. Большинство есть большинство и мы должны диктовать им условия, а не они нам.
Прочему просто не скинуть этот вопрос в массы на конкурсной основе, и выбрать лучшее решение!? Нет, надо просто поднять цены, а проблема как была так останется, долбаобы
Как AI, я не могу предложить конкретные действия для решения такой проблемы. Однако, в общих чертах можно предложить следующие подходы:
Усилить контроль на границах и портах выезда/въезда. Это может включать в себя проверку документов, физическую проверку транспортных средств, использование технологий сканирования для обнаружения незаконных товаров.
Ужесточить законодательство и наказания за незаконный экспорт. Это может включать в себя повышение штрафов, арест транспортного средства или судебное преследование виновных лиц.
Работать с соседними странами и международными организациями для координации усилий по пресечению незаконного экспорта.
Обучать население и работников в транспортной сфере о последствиях незаконной торговли и способах предотвращения ее.
Развивать альтернативные источники энергии, что может уменьшить спрос на незаконный экспорт бензина.
Какие проблемы просто взять эти вопросы на строгий контроль? За собатаж, расстрел накуй
развел проблему. Все новое, хорошо забытое старое. Специально поставить участковых для выявление фактов контрабанды. Авто на штрафстоянку виновника в ИВС. Жителей которых занимаются спекуляции строго предупредить что строго накажут и не договоримся.
Коррупция везде повсюду.Президент должен жестче ко всем руководителям.Надо брать пример как в Китае.
коррупция — один из главных инструментов управления колониями однополярного мира — долларовой системы, которая стала однополярной в 1991г..
как ни крути, при текущих ценах на нефть и курс доллара, реальная цена бензина не меньше 350 тг за литр, нравится она или не нравится, но от реальности не убежишь…
как ни крути, нравится или не нравится, но центр управления в вашингтоне, дальше бесполезно разглагольствовать. ЦБ 95% стран контролирует мвф, всемирный банк и прочие международные институты бреттон-вудской системы, когда живешь в коллонии по-другому никак не будет
а россия входит в эти 95%? или китаю входит
Как ни крути Казахстан нефтедобывающая страна, а не покупатель нефти. Сомневаюсь что в нефтедобывающих странах цена ГСМ такая же как в странах где нет добычи своих углеводородов. Все пользуются преимуществом богатством своей земли. Просто компрадорской буржуазии выгоднее продать нефть на внешнем рынке и положить прибыль на офшорные счета, а развитие своей страны их не интересует. А вас интересует реальное развитие Казахстан или только распил под экологические проекты?
вот топ-10 стран по добыче нефти и их цены на бензин:
1. США — 447 тг
2. Россия — 305 тг
3. Саудовская аравия — 281тг
4. Канада — 561тг
5. Китай — 551 тг
6. Ирак — 259 тг
7. ОАЭ — 366 тг
8. Бразилия — 483 тг
9. Иран — 24 тг
10. Кувейт — 155 тг
данные по добыче взяты отсюда, цены на бензин отсюда
Какая зарплата в странах.По сравнению с КЗ.
по-вашему, цены на бензин должны зависеть от зарплат? тогда у меня для вас плохие новости…
Хотел бы знать про плохие новости.ЖДУ.
для начала ознакомьтесь с законом спроса и предложения, если еще не знакомы. насколько я знаю, это проходят на первом курсе любого вуза как предмет экономика.
завезти бензу из Ирана срочно))
Вы не уточнили эта цена на бензин какой марки АИ-92, АИ-95, АИ-98? И не написали разницу в цене со странами где бензин покупают, 10 стран по потреблению бензина где его не добывают)))
вы следите за темой дискуссии? я утверждаю, что цена на бензин в казахстане значительно ниже рыночной, которая не может быть меньше 350 тг за литр. вы стали утверждать, что в странах где нет добычи нефти цена другая. как это влияет на ценообразование в казастане? никак.
казахстан — нефтедобывающая страна, я привел вам цены в других нефтедобывающих странах для сравнения. например, в США, в стране с самой большой добычей нефти в мире, где полностью рыночная цена на бензин, а государство никак не вмешивается в ценообразование по всей цепочке поставок, где налоги на топливо низкие и т. д. цена на бензин составляет 447 тг за литр. еще раз подчеркну, эта страна не субсидирует цены на топливо, а цена устанавливается рыночным методом.
в иране, где цена на бензин строго регулируется государством, есть существенные ограничения на покупку, черный рынок и прочие прелести, цена действительно низкая. только субсидирование обходится в 25% от ввп, что просто колоссальные траты ни на что. эти траты никогда не помогут росту благосостояния, зато помогут недалеким людям на время почувствовать себя в роли автовладельца. это выброшенные на ветер деньги.
потрудитесь, перейдите по ссылкам, посмотрите что там за бензин и какая добыча. попробуйте проанализировать несколько стран и сравнить их, чтобы не задавать подобные вопросы. заодно, посмотрите сколько газа мы потребляем и сколько производим и попробуйте ответить почему такой дисбаланс.
1.»вы стали утверждать, что в странах где нет добычи нефти цена другая. как это влияет на ценообразование в казастане? никак.» — странно у нас цена на бензин ниже чем в странах где нефть не добывается, а вы уверяете что это ни как не влияет на ценообразование))) Половина нефтедобывающие стран доказывают обратное, а вы уверяете что не влияет. В вашем же списке стран у половины цена литра бензина меньше 350тг которые вы описали как минимальная цена.
2.США входят в топ 3 самых больших потребителей нефти в мире, они своей добычей не могут обеспечить сейчас и самих себя. Кроме того они печатают доллар мировую резервную валюту — которую еще многие называют «нефтедолларом» из-за договора с Саудовской Аравией 70-х годов, что те будут продавать нефть только в долларах в обмен на обеспечение безопасности их США. Поэтому США покупают большой объем нефти — хоть в процентах это и не значительно от их добычи. От объема и цена — высокая. США зависят от внешних поставок нефти. Так что сказки про то что у них коммерческие цены хотя нефть они добывают сами оставьте для школьников.
3.Иран страна под санкциями уже не одно десятилетие, бесплатные и почти бесплатное ГСМ позволяет подсластить пилюлю для граждан и поддержать внутреннюю активность экономики. При чем здесь Казахстан? Мы что под санкциями? Под чьими санкциями?
4.У большинства нефтедобывающих стран с высокая стоимость ГСМ компенсируется значительными поступлениями нефтяных доходов на социальные расходы что обеспечивает достойный уровень жизни и платежеспособностью населения. При том что в Казахстане большой процент денег с добычи нефти идет на счета в Западных банках что не приносит никакого высокого уровня жизни об чем речь уважаемый? Где вы видите аналогии с Казахстаном?
не до конца понял ваш первый пункт, отвечу на то что понял. начну с самого начала, чтобы было максимально понятно, что я имею в виду. добыча нефти стоит денег, у одной страны, такой как саудовская аравия или кувейт, добыча дешевая, потому что нефть насполагается близко к поверхности. буквально, ткни палкой и подставляй ведро. у других стран, таких как казахстан, нефть располагается на большой глубине (более 4-х км) да еще и не на суше, а под водой. в таком случае, добыча обходится значительно дороже, потому что нужно дорогое оборудование, редкие специалисты и длительная разработка. поэтому себестоимость добытой нефти может быть как $10 у саудитов, так и $50 у казахстана. это самая дорогая часть себестоимости, поэтому такие вещи как налоги, транспортировка и прочие расходы я опущу чтобы не усложнять. государство может продавать бензин дешевле себестоимости, однако это негативный фактор, так как субсидирование топлива не создает новых доходов, это деньги на ветер. для примера: государство может субсидировать образование, так как гражданин получивший бесплатное образование будет зарабатывать больше, платить больше налогов чем необразованный, и налоги он будет выплачивать длительный срок, на протяжении всей своей карьеры. здесь государство остается в плюсе. а субсидирование бензина даст гражданину возможность подешевле поездить на своем автомобиле и все, государство эти деньги уже никогда не вернет. в таком случае государство беднеет до тех пор пока не потеряет возможность субсидировать топливо или резко прекращает субсидии, со всеми вытекающими последствиями. иран и казахстан, идут именно по этому пути. собственно это и есть ответ на вопрос, почему у половины стран из этого списка цена бензина ниже, чем 350 тг. все дело в себестоимости добычи и субсидиях. еще раз повторю про сша: эта страна не субсидирует топливо, не облагает его повышенными налогами, имеет полностью рыночные механизмы для формирования цен и добывает нефть в условиях конкуренции и на праве частной собственности. поэтому это хороший ориентир для определения реальной рыночной цены на бензин.
что касается казахстана, то добытую нефть мы можем продать за рубеж по цене $80 или пустить на переработку для внутреннего рынка по цене $30. такая низкая цена обусловлена государственным регулированием цен на топливо. естественно, зарубежные компании, которые добывают нашу нефть, не хотят терять по $20 с каждого барреля и отправляют всю свою нефть на экспорт. в казахстане остается только нефть, которую добыл казмунай (=государство). казмунай часть своей нефти продает в казахстане и теряет те самые $20 с каждого барреля, а другую часть отправляет на экспорт, чтобы принести деньги в бюджет. у государства есть строгое ограничение на объем поставки на убыточный внутренний рынок. отсюда и возникают дефициты топлива, постоянное стремление убрать государственное регулирование и ограничения на вывоз. как только цена на топливо у нас станет рыночной, пропадут дефициты, пойдут инвестиции, бюджет будет наполняться хорошими темпами. мы сможем инвестировать в будущее, а не проедать то, что есть сейчас. поэтому всегда выступаю против регулирования цен.
Низкие цены на ГСМ не дают возможности привлекать инвестиции и развивать нефтегазовую отрасль, проводить геологоразведку и пополнять ресурсную базу», — заявил главный энергетик страны.
Кому-то продавать дешевую нефть выгоднее, чем строить новые НПЗ и увеличивать объемы производства ГСМ и соответственно увеличить продажу ГСМ.
Все НПЗ построены более 70 лет назад как и ТЭЦ за 32 года независимости ничего не построено
Может просто уже признать , что мы живем при капитализме и у нас должны работать рыночные правила в товарно-денежных отношениях (спрос рождает предложение, работает как в одну так и в другую сторону) и перестать запретами регулировать «свободный рынок». ?
я думаю лучше признать что мы колонния-переферия однополярного долларового мира..
Дикий капитализм 90-х прошёл. Про свободный рынок после 2008 года лучше не упоминать, не смешить людей.
В итоге проблему то не решили и своим нагадили, тайный вывоз будет продолжаться пока цены ниже.
Этот тайный вывоз тайный только для государства (контролирующих органов). В отрасли все знают кто, что и куда вывозит и кто это покрывает.
Сталин быстро навел бы порядок.Сплотил бы все республики.Народ готов сплотиться но олигархи не дадут.
Да что ты чёрт возьми такое несёшь??? Ты что застал Джугашвили? Или жил в то время? Конечно же нет. Так с каких таких размышлений ты решил что можешь рассуждать на эту тему в утвердительном порядке? Вот я жил во времена президентства назарбаевых… Допустим через ещё так тридцать лет вылезет на трибуну молодой депутат и начнёт восхвалять его и выдумывать несуществующие заслуги… Его слащавую речь можно быстро прекратить одним лишь фактом, то что он не жил в то время…
Ну и что ,Уважаемый, ты нажил за годы правления Назарбаевых?
Самое смешное — присечь элементарно. На легковой, канистрами много не увезешь — ну пусть 10 канистр по 20 литров. И то — погранцы обязательно поинтересуются зачем столько… Да и каждый день не будешь мотаться через границу. Заварачивай бензовозы, вот и конец серой схеме… Но нет, надо цены поднимать… А о качестве кто-то задумался? Я готов платить 250 тенге за литр 92, но при условии, что и качество его будет соответствующее, а не это нечто, что называют «бензином»…