• Бұл жарияланымды қазақ тілінде оқуға болады
Полицейские отработки по мопедам и электросамокатам стартовали в Алматы в первых числах июня. И буквально за месяц за нарушения ПДД патрульные наказали более пяти тысяч электросамокатчиков. Одним из «популярных» прегрешений, за которые водителей двухколёсок привлекали к ответу, было передвижение по проезжей части без водительских прав или же выезд на дорогу несовершеннолетних.
Согласны, электросамокатчики сегодня доставляют немало хлопот и водителям на дорогах, и пешеходам на тротуарах. С начала текущего года только в южной столице с их участием произошло около полусотни ДТП. Так что призывать к порядку граждан, управляющих самокатами, и учить их ездить по правилам сегодня крайне необходимо. Но всегда ли «наезды» патрульных на самокатчиков объективны? В каких случаях у них должны быть водительские права и с какого возраста можно управлять электросамокатом? Давайте попробуем разобраться.
В каких случаях нужны водительские права?
В пункте 168-1 ПДД РК говорится, что «водители электрических самокатов двигаются по велосипедной дорожке, велосипедной полосе движения. При отсутствии велосипедной дорожки, велосипедной полосы движения водители электрических самокатов двигаются:
- по правому краю проезжей части дороги, в том числе по полосе для маршрутных транспортных средств, в соответствии с требованиями, установленными частью второй настоящего пункта, в один ряд;
- обочине;
- тротуару или пешеходной дорожке со скоростью не более шести километров в час, не создавая опасности для движения пешеходов.
Не допускается движение по правому краю проезжей части дороги, в том числе по полосе для маршрутных транспортных средств, водителей электрических самокатов, не достигших восемнадцатилетнего возраста, без водительского удостоверения на право управления транспортным средством любой категории либо временного удостоверения, выданного взамен водительского удостоверения на право управления транспортным средством, за исключением выданных в Республике Казахстан в случае наличия при себе документа, удостоверяющего личность водителя».
В комитете адмполиции редакции Kolesa.kz пояснили, что второй подпункт данной статьи вступает в силу только при условии, что на улице нет велодорожки или велополосы. То есть требование ездить с водительскими удостоверениями и ограничение по возрасту на электросамокатчиков действуют только на правом крае обычной проезжей части или на автобусной полосе. На велополосе или велодорожке права водителям электросамокатов не нужны.
А как же шлем?
Аналогичная ситуация складывается и со шлемом. Пункт 171 ПДД РК запрещает водителям электросамокатов, в числе прочего, быть без застёгнутого шлема при езде по проезжей части дороги. Но если они двигаются по велополосе или велодорожке, шлем, получается, самокатчикам не нужен.
Возраст тоже не важен?
По поводу возраста, с которого можно управлять электросамокатом, в ПДД есть лишь одно упоминание: на проезжую часть (на правую её сторону) на двухколёсках можно выезжать только с правами, как мы уже говорили, в шлеме и только с 18 лет. Про допустимый возраст для велополос и велодорожек в правилах нет ни слова. Про мопеды с 16 лет говорится, про велосипеды с 14 — тоже, а про электросамокаты забыли. И получается, что управлять электросамокатами на велополосах и велодорожках ПДД сегодня дозволяют даже детям.
Странно? Мы тоже так думаем. И очень даже небезопасно! Но правила — это официально утверждённый госорганами документ. И его, как нам кажется, необходимо срочно подкорректировать. Вот только аналогичная норма прописана и в законе «О дорожном движении», а изменения в подобные законы вносятся медленно, со множеством рассмотрений и одобрений. Так что в лучшем случае корректировок правила мы дождёмся к следующему самокатному сезону.
До лохов безлошадных тоже добрались
это самокатное лобби, нехилые деньги крутятся, поэтому ужесточение правил скорее всего не будет
мопеды немного хвосты прижали как начали по ним работать.