На кадрах мужчина рассказывал, что установил два газовых баллона на крыше и сохранил стандартный объём в багажнике минивэна Toyota Sienna.
Установка действительно нетривиальная и вызвала вопросы у зрителей короткого ролика — насколько это безопасно? А мы решили разобраться, разрешено ли такое переоборудование. На автобусах-то ставят.
Проштудировали стандарт, регламентирующий переоборудование транспортных средств и в числе прочего перевод машин на газ. Но в нём обнаружили лишь пункт, гласящий, что «размещение и установка оборудования для питания ДВС газообразным топливом должны осуществляться в соответствии с Правилами ООН
В свою очередь, в ооновских правилах говорилось лишь, что систему СНГ устанавливают таким образом, чтобы обеспечивалась её максимальная возможная защита от повреждения. Например, повреждения, обусловленного смещением элементов оборудования транспортного средства, столкновением, попаданием гравия или же обусловленного погрузкой или разгрузкой транспортного средства либо смещением этого груза. Чуть более подробно в документе расписывалось размещение газовых баллонов в автобусах и микроавтобусах (категории М2 и М3, свыше 8 посадочных мест), упоминая установку кассет под газообразное топливо на крыше транспортного средства. По легковым авто разъяснялись требования к защитным кожухам, трубопроводам и т. д. Но про баллоны на крышах легковых машин категории М1, а именно к ним относится семиместная Sienna, в правилах не было ни слова. Теоретически документ не устанавливал запрета на такой тип размещения ГБО. Однако сомнения всё равно оставались.
За разъяснениями редакция Kolesa.kz обратилась к экспертам учебного центра «ТрансПромКонсалт», работающего в Алматы и занимающегося в том числе обследованием корректности установки газобаллонного оборудования на автомобили. Специалисты удивились: к ним никто с подобным проектом переоборудования пока не обращался, но всё-таки согласились помочь.
«Требования по установке баллона для всех транспортных средств изложены в п. 17.4 Правил ООН 110. После их изучения можем сказать, что прямого указания на требования для места установки газовых баллонов на автомобилях категории М1, нет», — заявили в итоге эксперты.
По их словам, следует обратить внимание на то, что ГБО должно устанавливаться в газонепроницаемом, герметичном отсеке, имеющем вентиляционный канал, а также доступ для обслуживания.
Владельцу транспортного средства, желающему установить ГБО (баллон) с наружной части кузова, например на крыше легкового автомобиля, необходимо учитывать следующие риски:
- Топливный баллон должен быть установлен на жёстко закреплённой конструкции и оснащён стационарными узлами крепления или ленточными хомутами крепления. При этом следует помнить, что
багажник-бокс на крыше легкового автомобиля предназначен для перевозки только лёгких необъёмных грузов. - Установка баллона с наружной стороны автомобиля значительно повышает риск его повреждения.
- Увеличивается длина прокладываемых трубопроводов.
Ну и напоследок эксперты напомнили, что станции техобслуживания, занимающиеся сегодня установкой ГБО в Казахстане, не имеют опыта установки его на крыше легкового автомобиля, поэтому прокомментировать качество установки и безопасность эксплуатации в будущем невозможно.
К слову, в случае с «тойотой» из Западного Казахстана баллоны-таблетки на машину установили в пластиковом боксе, прикрутив к перекладинам на рейлингах. Газопроводы при этом уходят через отверстия в крыше и защитными кожухами, похоже, не защищены. По крайней мере, на видео не видны. Наверняка при установке были допущены и другие нарушения. В итоге называть такую машину взрывоопасной может быть и не стоит, но когда, где и при каких обстоятельствах она может рвануть, никто не угадает.
Как вам такая инсталляция?
Вот по этому у нас запретили в паркингах ставить машины с гбо. Лепят все как могут и хотят. По идеи завод должен ставить и спытывать на краш тесте. Балон должен быть ближе к середине и защищён салонной клеткой. У нас лепят вместо запаски у джипов. Нырять в балон при дтп.
На крыше автобуса разрешено если и перевернется то на бок лежят. Кувыркающие автобусы редкость.
Давно надо было прописать в правилах, что балон должен быть защищен салонной силовой клеткой шланги в защитных кожухах
А вы себе не задавали вопрос почему баллоны выполнены в виде бублика — тороидальные баллоны? Не поверите но разработчики ГБО специально предусматривали их размещения для джипов на место запаски. И ГБО страны производителя проходит у себя на родине все тесты и сертификацию. И раз Казахстан признает сертификаты скажем ЕС (если оборудование от туда), то к кому вы претензии предъявляете? К себе что не интересуетесь вопросом по существу?
Оборудование да Может. Я реактивный двигатель с серитификатом ес от ройс ройса воткну. И что? Тороидально ну может крыглый быть. Только штамповка ниши идет назад более. Чем на авто без гбо завода. Установка сама должна пройти по идеи с согласованием производителем шасси. А серт оборудование ничего еще не значит.
Завод изготовитель шасси не несет ответственность за внесение изменений конструкции после выхода машины из салона и его не интересует от слова совсем как дорабатывают его оборудование другие специализированные предприятия если эти действия выполнены согласно законов и норм страны разработчика изменений оборудования. С чего разработчика шасси должно волновать как используется оборудование. Он свои рекомендации указал, и все остальное на совести других производителей. Ответственность всегда персональная. Кто изменил тот и несет ответственность (в данном случае производитель ГБО и установщик оборудования).
Да, в черном боксе, на крыше черной машины, летом в южных регионах это может бумкнуть !
Придумано и реализовано отлично. Одни плюсы ведь, не пахнет газом в салоне и место не занимает. Самое главное, чтобы было очень хорошо закреплено.