Можно ли установить ГБО на… крыше?

Можно ли установить ГБО на… крыше?

Необычное размещение баллонов под газ в верхнем багажном боксе редакция рассмотрела на одном из видео в соцсетях.

• Бұл жарияланымды қазақ тілінде оқуға болады

На кадрах мужчина рассказывал, что установил два газовых баллона на крыше и сохранил стандартный объём в багажнике минивэна Toyota Sienna.

Установка действительно нетривиальная и вызвала вопросы у зрителей короткого ролика — насколько это безопасно? А мы решили разобраться, разрешено ли такое переоборудование. На автобусах-то ставят.

Можно ли установить ГБО на… крыше?

Проштудировали стандарт, регламентирующий переоборудование транспортных средств и в числе прочего перевод машин на газ. Но в нём обнаружили лишь пункт, гласящий, что «размещение и установка оборудования для питания ДВС газообразным топливом должны осуществляться в соответствии с Правилами ООН № 67-01, 110-00 и 115-00, не нарушая при этом требований Правил ООН № 36-03, 52-01 и 66-02».

Можно ли установить ГБО на… крыше?

В свою очередь, в ооновских правилах говорилось лишь, что систему СНГ устанавливают таким образом, чтобы обеспечивалась её максимальная возможная защита от повреждения. Например, повреждения, обусловленного смещением элементов оборудования транспортного средства, столкновением, попаданием гравия или же обусловленного погрузкой или разгрузкой транспортного средства либо смещением этого груза. Чуть более подробно в документе расписывалось размещение газовых баллонов в автобусах и микроавтобусах (категории М2 и М3, свыше 8 посадочных мест), упоминая установку кассет под газообразное топливо на крыше транспортного средства. По легковым авто разъяснялись требования к защитным кожухам, трубопроводам и т. д. Но про баллоны на крышах легковых машин категории М1, а именно к ним относится семиместная Sienna, в правилах не было ни слова. Теоретически документ не устанавливал запрета на такой тип размещения ГБО. Однако сомнения всё равно оставались.

Можно ли установить ГБО на… крыше?

За разъяснениями редакция Kolesa.kz обратилась к экспертам учебного центра «ТрансПромКонсалт», работающего в Алматы и занимающегося в том числе обследованием корректности установки газобаллонного оборудования на автомобили. Специалисты удивились: к ним никто с подобным проектом переоборудования пока не обращался, но всё-таки согласились помочь.

«Требования по установке баллона для всех транспортных средств изложены в п. 17.4 Правил ООН 110. После их изучения можем сказать, что прямого указания на требования для места установки газовых баллонов на автомобилях категории М1, нет», — заявили в итоге эксперты.

По их словам, следует обратить внимание на то, что ГБО должно устанавливаться в газонепроницаемом, герметичном отсеке, имеющем вентиляционный канал, а также доступ для обслуживания.

Владельцу транспортного средства, желающему установить ГБО (баллон) с наружной части кузова, например на крыше легкового автомобиля, необходимо учитывать следующие риски:

  • Топливный баллон должен быть установлен на жёстко закреплённой конструкции и оснащён стационарными узлами крепления или ленточными хомутами крепления. При этом следует помнить, что багажник-бокс на крыше легкового автомобиля предназначен для перевозки только лёгких необъёмных грузов.
  • Установка баллона с наружной стороны автомобиля значительно повышает риск его повреждения.
  • Увеличивается длина прокладываемых трубопроводов.

Ну и напоследок эксперты напомнили, что станции техобслуживания, занимающиеся сегодня установкой ГБО в Казахстане, не имеют опыта установки его на крыше легкового автомобиля, поэтому прокомментировать качество установки и безопасность эксплуатации в будущем невозможно.

К слову, в случае с «тойотой» из Западного Казахстана баллоны-таблетки на машину установили в пластиковом боксе, прикрутив к перекладинам на рейлингах. Газопроводы при этом уходят через отверстия в крыше и защитными кожухами, похоже, не защищены. По крайней мере, на видео не видны. Наверняка при установке были допущены и другие нарушения. В итоге называть такую машину взрывоопасной может быть и не стоит, но когда, где и при каких обстоятельствах она может рвануть, никто не угадает.

Как вам такая инсталляция?

Комментариев: 16

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
  • Аватар
    id17137339

    Вот по этому у нас запретили в паркингах ставить машины с гбо. Лепят все как могут и хотят. По идеи завод должен ставить и спытывать на краш тесте. Балон должен быть ближе к середине и защищён салонной клеткой. У нас лепят вместо запаски у джипов. Нырять в балон при дтп.
    На крыше автобуса разрешено если и перевернется то на бок лежят. Кувыркающие автобусы редкость.
    Давно надо было прописать в правилах, что балон должен быть защищен салонной силовой клеткой шланги в защитных кожухах

    Ответить
    • Аватар
      Mikola   id17137339

      А вы себе не задавали вопрос почему баллоны выполнены в виде бублика — тороидальные баллоны? Не поверите но разработчики ГБО специально предусматривали их размещения для джипов на место запаски. И ГБО страны производителя проходит у себя на родине все тесты и сертификацию. И раз Казахстан признает сертификаты скажем ЕС (если оборудование от туда), то к кому вы претензии предъявляете? К себе что не интересуетесь вопросом по существу?

      Ответить
      • Аватар
        id17137339   Mikola

        Оборудование да Может. Я реактивный двигатель с серитификатом ес от ройс ройса воткну. И что? Тороидально ну может крыглый быть. Только штамповка ниши идет назад более. Чем на авто без гбо завода. Установка сама должна пройти по идеи с согласованием производителем шасси. А серт оборудование ничего еще не значит.

        Ответить
        • Аватар
          Mikola   id17137339

          Завод изготовитель шасси не несет ответственность за внесение изменений конструкции после выхода машины из салона и его не интересует от слова совсем как дорабатывают его оборудование другие специализированные предприятия если эти действия выполнены согласно законов и норм страны разработчика изменений оборудования. С чего разработчика шасси должно волновать как используется оборудование. Он свои рекомендации указал, и все остальное на совести других производителей. Ответственность всегда персональная. Кто изменил тот и несет ответственность (в данном случае производитель ГБО и установщик оборудования).

          Ответить
          • Аватар
            Owner   Mikola

            Полностью согласен с Вами. существует разделительный перечень, который определяет степень ответственности между заводом-изготовителем шасси и кузовостроителем, у которого должен быть сертификат ОТТС, который регламентирует все работы по установке надстроек, дополнительного оснащения шасси (кузова, фургоны, КМУ и тд). Соответственно производитель ГБО будет нести полную ответственность за устанавливаемое им оборудование, но никак не завод и согласовывать с ним нет необходимости.

            Ответить
  • Аватар
    bengm

    Да, в черном боксе, на крыше черной машины, летом в южных регионах это может бумкнуть !

    Ответить
    • Аватар
      Евгений   bengm

      если стравливающие клапана не сняты для увеличения объема заливаемого газа, то не бумкнет, будет тупо через шланчик сливать куда там выведено, а вот если эти клапана сняты то однозначно бумкнет )
      но черный бокс однозначно не лучший выбор для газ балонов, или черный — это зимний вариант, а на лето белый крышка бокса ставить )))

      Ответить
  • Аватар
    MAN

    Придумано и реализовано отлично. Одни плюсы ведь, не пахнет газом в салоне и место не занимает. Самое главное, чтобы было очень хорошо закреплено.

    Ответить
    • Аватар
      Mikola   MAN

      У заводских эленгов и крыши маленький вес как ограничение для установки ГБО на крышу (в данном конкретном случае речь про два бублдика балонов — один может и пройдет по весу, два точно нет). Следовательно требуется делать усиление крыши и эленги ставить не заводские распорки и трубы каркаса. Что то я сомневаюсь что на данном автомобиле — данные девайсы усиления каркаса предусмотрены))).

      Ответить
  • Аватар
    :)

    Мужик красавчик, недостатки можно устранить, использовать другие крепления и какие нибудь усиленные топлипровода

    Ответить
    • Аватар
      Mikola   :)

      За фантазию мужику памятник, за исполнение возможно и памятник с оградой 2х2м))). Нужно посмотреть как сделано. Пары фотографий мало для понимания все ли сделано по уму.

      Ответить
  • Аватар
    name

    Куда они полетят при ДТП большой вопрос. Далеко не безопасное изобретение. Так же центр тяжести у машины сильно смещён вверх, на устойчивость не лучшем образом повлияет. По нагрузке на рейлинги скорее тоже перегруз.

    Ответить
  • Аватар
    Mikola

    С учетом решения наших неподкупных обобрать всю страну подняв цены на автогаз до уровня цен на бензин, думаю данное техническое решение скоро в принципе станет не актуальным. Коррупция без границ погубит страну.

    Ответить