Долгосрочный план формирования Алматинской агломерации до 2030 года выложен на обсуждение на сайте egov.kz. Согласно документу, одной из важных задач станет развитие общественного транспорта и обеспечение безопасности дорожного движения. План предусматривает формирование альтернативы автомобильному движению — развитие скоростных автобусных линий Bus Rapid Transit (BRT) и скоростных трамваев Light Rail Transit (LRT) от города Алматы в западном (до посёлка Узынагаш), северном (до города Капшагай) и восточном (до посёлка Шелек) направлениях со специально построенными для этого перехватывающими автовокзалами. Также особое внимание будет уделено развитию взаимного скоростного сообщения между городами-спутниками и контрмагнитами, минуя город-ядро Алматы.
При этом внутри крупных населённых пунктов агломерации, включая город-ядро Алматы, города-спутники и контрмагниты, приоритетным будет строительство современной улично-дорожной сети, развитие общественного транспорта с учётом опыта крупных мегаполисов мира, обеспечение пешеходного и велосипедного движения.
На сегодня в состав Алматинской агломерации помимо южной столицы входят город Есик и 14 сельских округов Енбекшиказахского района, 6 сельских округов Жамбылского района, посёлок Отеген батыр и 8 сельских округов Илийского района, город Каскелен и 10 сельских округов Карасайского района, город Талгар и 10 сельских округов Талгарского района, город-контрмагнит Капшагай и 2 сельских округа, административно подчинённых капшагайской городской администрации, а также планируемый город GateCity.
Реализация долгосрочного плана развития агломерации будет осуществляться в два этапа: первый в 2018–2024, второй в 2025–2030 годы. На каком этапе власти займутся скоростным транспортом, а также где именно протянут скоростные линии, не уточняется.
А в странах третьего мира и с отсталой экономикой эти LRT и BRT возводят за считанные месяцы!И только у нас это будет в далеком,далеком будущем когда этот вид транспорта уже морально устареет!