• Бұл жарияланымды қазақ тілінде оқуға болады
Двенадцатого марта импортёрам Казахстана вновь разрешили при ввозе в страну оформлять авто без установки кнопки SOS (ЭВАК). Совет ЕЭК решил продлить до 1 февраля 2024 года возможность частным лицам ввозить для личного пользования на территорию ЕАЭС легковые машины и грузовики, не оснащённые устройствами или системами вызова экстренных оперативных служб. Причина прежняя — санкции и дефицит полупроводников на мировом рынке.
Конечно нужна.
Но только если она устанавливается в автомобили и работает. В случае с Казахстаном в последние годы получалось иначе. Установочный комплект продавали в коробках: хочешь — ставь, хочешь — нет. Приобретение и регистрация требовались для сертификации авто и растаможки. И даже после инсталляции не факт, что прибор будет работать. А между тем автовладельцы платили сотни тысяч тенге на покупку бортового терминала ради получения сертификата СБКТС.
С одной стороны, есть данные, что кнопки SOS работают. Как сообщили редакции Kolesa.kz в МЧС РК, всего с момента ввода в промышленную эксплуатацию системы вызова экстренных служб, то есть с 1 января 2019 года, в стране кнопки установили более чем на 367 тысячах транспортных средств. За это время МЧС получило с помощью кнопки 1 379 194 вызова, но из них только 3216, что называется, по делу. Остальные — тестовые, случайные, в результате детской шалости и т. д. Но те, кто дозвонились по причине
- в 2019 г. — 362 человека;
- в 2020 г . — 518 человек;
- в 2021 г . — 988 человек;
- в 2022 г. — 1121 человек;
- в 2023-м, по состоянию на 3 марта — 227 человек.
Казалось бы, система людям помогает — что ещё нужно? Но в редакцию Kolesa.kz всё чаще приходят сообщения от обладателей новых авто, жалующихся, что кнопки SOS, которые им пришлось установить и зарегистрировать за немалые деньги, оказываются пустышками — не работает даже тестовый вызов.
Редакция проверила несколько недавно зарегистрированных в стране машин. И действительно, система экстренного реагирования в них оказалась нереагирующей. Как, впрочем, и несколько лет назад, когда кнопки стали обязательными.
Для чистоты эксперимента мы попросили устройство у одного из частных импортёров, которому комплект вручил брокер при растаможке. К слову, для авто, произведённых в Китае, не все устройства подходят. Попробуй найди, и стоят они дороже. Подключили электронику к
Чтобы развеять сомнения, сделали ещё несколько проб вызовов из автомобилей, которые вышли из салонов официальных дилеров с уже установленными системами. Результат был аналогичным.
Из чего состоит комплект устройства? На языке разработчика — УВЭОС ЭВАК
Терминал вызова, скорее всего, исполняет свою функцию — сигналы отправляет/принимает. Но от этого влипшим в беду не легче, ведь на другой стороне трубку могут не поднять. Попробуй дозвонись… А смутил ещё хитрый текст про гарантию. Гарантийный период обслуживания системы — один год, то есть потом если и ремонтировать «кнопку», то за деньги. А всего гарантия на устройство три года. В итоге непонятно, когда на кнопку не стоит рассчитывать: спустя год или три после подключения? Честно говоря, даже трёхлетний период смотрится маловатым — машины в Казахстане покупают на сроки куда дольше. И если не сработает система SOS в ДТП, в каком из этих периодов с производителя ответственность снимается? Одно дело — поломка автомагнитолы, которой пользуются каждый день, другое — система безопасности, которая должна сработать, возможно, один раз в жизни. И помочь выжить.
Но исключение в нашем тесте тем не менее было. На новом Kia Carnival в Алматы ответа после вызова не последовало, а в Шымкенте на этом же автомобиле оператор нам ответил! Проверили связь и работу GPS — всё корректно.
Итог без итога
Так что же
Ответов на эти вопросы от оператора ЭВАК — Института космической техники и технологий — мы ждали более месяца, но пока не дождались. Кажется, что вся эта история за прошедшие четыре года всё же больше попахивает очередной кормушкой, а не инструментом, который поможет повысить безопасность в автомобилях.
К слову, в редакции решили поискать тех, кому действительно кнопка SOS помогла. Если у вас есть реальный случай или вы знаете, кого удалось спасти на дороге, и готовы рассказать историю, напишите нам в редакцию.
Кормушка на 1000%, как и утильсбор, космические пошлины, экологические требования, которые смешны на фоне дымящих труб и многое другое. Цель всего этого: пополнить карманы/бюджет, а заодно и усложнить жизнь простому народу.
требование Таёжного Союза., убрать и ещё всякие кормушки типа ТО фиктивного на легковой частный транспорт