Кому нужна кнопка SOS в автомобилях Казахстана?

Кому нужна кнопка SOS в автомобилях Казахстана?

Автовладельцам для сохранения жизни и здоровья? Или компаниям и государству ради пополнения бюджета?

• Бұл жарияланымды қазақ тілінде оқуға болады

Двенадцатого марта импортёрам Казахстана вновь разрешили при ввозе в страну оформлять авто без установки кнопки SOS (ЭВАК). Совет ЕЭК решил продлить до 1 февраля 2024 года возможность частным лицам ввозить для личного пользования на территорию ЕАЭС легковые машины и грузовики, не оснащённые устройствами или системами вызова экстренных оперативных служб. Причина прежняя — санкции и дефицит полупроводников на мировом рынке. Из-за этого же допускается и сборка автомобилей в Казахстане без установки терминала. А нужна ли вообще эта система как минимум в том виде, в каком она сегодня представлена?

Конечно нужна.

Кому нужна кнопка SOS в автомобилях Казахстана?

Но только если она устанавливается в автомобили и работает. В случае с Казахстаном в последние годы получалось иначе. Установочный комплект продавали в коробках: хочешь — ставь, хочешь — нет. Приобретение и регистрация требовались для сертификации авто и растаможки. И даже после инсталляции не факт, что прибор будет работать. А между тем автовладельцы платили сотни тысяч тенге на покупку бортового терминала ради получения сертификата СБКТС.

С одной стороны, есть данные, что кнопки SOS работают. Как сообщили редакции Kolesa.kz в МЧС РК, всего с момента ввода в промышленную эксплуатацию системы вызова экстренных служб, то есть с 1 января 2019 года, в стране кнопки установили более чем на 367 тысячах транспортных средств. За это время МЧС получило с помощью кнопки 1 379 194 вызова, но из них только 3216, что называется, по делу. Остальные — тестовые, случайные, в результате детской шалости и т. д. Но те, кто дозвонились по причине какого-либо происшествия, помощь получили:

  • в 2019 г. — 362 человека;
  • в 2020 г . — 518 человек;
  • в 2021 г . — 988 человек;
  • в 2022 г. — 1121 человек;
  • в 2023-м, по состоянию на 3 марта — 227 человек.

Казалось бы, система людям помогает — что ещё нужно? Но в редакцию Kolesa.kz всё чаще приходят сообщения от обладателей новых авто, жалующихся, что кнопки SOS, которые им пришлось установить и зарегистрировать за немалые деньги, оказываются пустышками — не работает даже тестовый вызов.

Редакция проверила несколько недавно зарегистрированных в стране машин. И действительно, система экстренного реагирования в них оказалась нереагирующей. Как, впрочем, и несколько лет назад, когда кнопки стали обязательными.

Для чистоты эксперимента мы попросили устройство у одного из частных импортёров, которому комплект вручил брокер при растаможке. К слову, для авто, произведённых в Китае, не все устройства подходят. Попробуй найди, и стоят они дороже. Подключили электронику к 12-вольтовому аккумулятору, нажали кнопку вызова. Неприятный писк и женский голос в динамике пробурчал, что система активирована… И на этом всё. Связаться с оператором или получить хоть какое-то подтверждение, что нас кто-то будет спасать, мы не смогли.

Чтобы развеять сомнения, сделали ещё несколько проб вызовов из автомобилей, которые вышли из салонов официальных дилеров с уже установленными системами. Результат был аналогичным.

Из чего состоит комплект устройства? На языке разработчика — УВЭОС ЭВАК

Терминал вызова, скорее всего, исполняет свою функцию — сигналы отправляет/принимает. Но от этого влипшим в беду не легче, ведь на другой стороне трубку могут не поднять. Попробуй дозвонись… А смутил ещё хитрый текст про гарантию. Гарантийный период обслуживания системы — один год, то есть потом если и ремонтировать «кнопку», то за деньги. А всего гарантия на устройство три года. В итоге непонятно, когда на кнопку не стоит рассчитывать: спустя год или три после подключения? Честно говоря, даже трёхлетний период смотрится маловатым — машины в Казахстане покупают на сроки куда дольше. И если не сработает система SOS в ДТП, в каком из этих периодов с производителя ответственность снимается? Одно дело — поломка автомагнитолы, которой пользуются каждый день, другое — система безопасности, которая должна сработать, возможно, один раз в жизни. И помочь выжить.

Но исключение в нашем тесте тем не менее было. На новом Kia Carnival в Алматы ответа после вызова не последовало, а в Шымкенте на этом же автомобиле оператор нам ответил! Проверили связь и работу GPS — всё корректно.

Итог без итога

Так что же всё-таки происходит с этими системами? Сколько звонков от людей, реально попавших в беду на дороге, до спасателей сегодня так и не доходит? И через год, когда кнопки SOS вновь заставят покупать и подключать, будет ли от них толк?

Кому нужна кнопка SOS в автомобилях Казахстана?

Ответов на эти вопросы от оператора ЭВАК — Института космической техники и технологий — мы ждали более месяца, но пока не дождались. Кажется, что вся эта история за прошедшие четыре года всё же больше попахивает очередной кормушкой, а не инструментом, который поможет повысить безопасность в автомобилях.

К слову, в редакции решили поискать тех, кому действительно кнопка SOS помогла. Если у вас есть реальный случай или вы знаете, кого удалось спасти на дороге, и готовы рассказать историю, напишите нам в редакцию.

Комментариев: 2

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
  • Аватар
    Di

    Кормушка на 1000%, как и утильсбор, космические пошлины, экологические требования, которые смешны на фоне дымящих труб и многое другое. Цель всего этого: пополнить карманы/бюджет, а заодно и усложнить жизнь простому народу.

    Ответить
  • Аватар
    id23862713

    требование Таёжного Союза., убрать и ещё всякие кормушки типа ТО фиктивного на легковой частный транспорт

    Ответить