Как китайские экспортёры готовятся обойти запрет на вывоз авто в 2026 году?

Как китайские экспортёры готовятся обойти запрет на вывоз авто в 2026 году?

Ответы на вопросы редакции Kolesa.kz от участника рынка, представителя китайской компании.

Предыстория. Как многим уже известно, правительство КНР решило усложнить экспорт автомобилей со своего внутреннего рынка в зарубежные страны. Данный вопрос уже муссировался в среде с сентября этого года, но в ноябре власти Китая всё же пошли на такой шаг, издав новые правила.

Редакция Kolesa.kz провела интервью с одним из экспортёров — Ленмаром Рамазаном, руководителем компании Chinacars из Шанхая, чтобы понять, как изменится частный импорт автомобилей из Китая, какие намечаются способы обхода ограничений и как это всё может повлиять на стоимость китайских машин в 2026 году.

Как китайские экспортёры готовятся обойти запрет на вывоз авто в 2026 году?

— Ленмар, мы ещё в октябре обсуждали возможное усложнение вывоза новых авто из Китая с 2026 года (посмотреть видео в YouTube), и это теперь уже точно произойдёт. Верно?

— Да, действительно, Министерство коммерции Китая опубликовало новые правила экспорта. Теперь с 1 января 2026 года б/у автомобили из Китая могут экспортироваться, только если они пробыли на учёте как минимум 180 дней. Это не слух, это уже правда.

Уточним для тех, кто не в курсе, какая разница между новыми и б/у автомобилями. Под понятием «новые авто» из Китая в Казахстан в основном экспортируют те машины, которые были зарегистрированы. Условно хоть на час, но регистрация в КНР должна быть. Таким образом она становится подержанной «по техпаспорту», и её можно оформить на экспорт.

— Выходит, что в 2026 году этот процесс растянется как минимум на полгода и разница от сегодняшнего дня только в сроке. Или что-то ещё?

— Да, отличие формально заключается только в сроке. Если раньше мы оформляли день в день, то сейчас придётся ожидать от первой регистрации 180 дней включительно.

— Подробнее бы узнать про ещё один документ: про разрешение от производителя на экспорт. Как это понимать?

— Если мы говорим про разрешение на вывоз автомобиля, который простоял на учёте менее 180 дней, то я подразумеваю, что завод-производитель должен будет аккредитовывать и давать разрешение на партию или под конкретный VIN-код специальную бумагу. Я так понимаю, что она будет с QR-кодом либо со штрихкодом, где будет указано, что завод авторизует экспорт данного автомобиля. Как это будет работать на практике, к сожалению, ещё никто не знает. Как будет выглядеть этот документ, мы тоже не знаем. Но без него невозможно будет податься на экспортную лицензию соответственно.

Как китайские экспортёры готовятся обойти запрет на вывоз авто в 2026 году?

— А старые договорённости? Они остаются в силе? У вашей компании ведь были разрешения отправлять авто прямо с завода без регистрации.

— Да, у нашей компании есть возможность вывозить из Китая модели бренда Zeekr и Link&Co как новые, без постановки на учёт, с разрешения завода. То есть эта схема уже у нас работает как полтора года, и никаких проблем с этим нет. Мы уточнили у наших коллег. Говорят, что без проблем в 2026 году также продолжится экспорт.

— Выходит, если экспортная компания не договорится, скажем, с Li Auto в обозримом будущем, то экспортировать за рубеж её получится только спустя 180 дней?

— По Li Auto на самом деле ситуация гораздо сложнее. Бренд, который очень строго контролирует свой экспорт, тем более готовится завозить эти автомобили в Казахстан, страны СНГ… Да и вообще по миру они запрещают эту возможность. То есть с Lixiang мы точно не договоримся. Лавочка закрылась! Возможность экспортировать эти автомобили сохранится только для официальных дилеров. Но есть сейчас небольшие наработки в сторону того, что автомобили в Китае будут модифицироваться. То есть вот, условно говоря, с завода вышел Lixiang, его будут загонять на другую фабрику, которая будет переделывать под другой какой-нибудь бренд по бумагам. По сертификации, по техпаспорту это будет совсем другой бренд, и тогда уже можно его экспортировать. Но эта схема на самом деле тоже очень серая, и пока непонятно, как будет контролироваться. Будем ждать 2026 год.

Как китайские экспортёры готовятся обойти запрет на вывоз авто в 2026 году?

— А не вариант ли открыть китайцам площадки, склады и держать машины до полугода и потом продавать с наличия?

— Теоретически да. Но практически, я думаю, никто не будет делать это. Заморозка капитала на 180 дней может привести просто к большим потерям. Во-первых, автомобили в Китае слишком быстро обновляются. То есть вы купили автомобиль, через полгода вышел рестайлинг! Естественно, предыдущие модели снизились по цене. Во-вторых, могут возникнуть новые изменения в законодательстве. Или в стране экспорта могут поменяться законы. Допустим, автомобиль был нацелен на какой-то рынок, там поменялись законы через полгода — и всё! Что с этими автомобилями потом делать? Я думаю, что китайцы не будут прибегать к этой схеме. Они будут искать варианты вывоза либо новых автомобилей, либо модифицировать, делать другие документы и вывозить, либо договариваться с заводами.

— А что за разговоры ходили о налоге на экспорт авто, который якобы вводят в Китае для экспортёров?

— Нет, ничего подобного. Это всё на уровне слухов. Мы следуем только официальным заявлениям.

Как китайские экспортёры готовятся обойти запрет на вывоз авто в 2026 году?

— Какие основные факторы в 2026 году возникнут для подорожания авто в Китае? Вопрос не про повышение НДС в Казахстане, МРП и так далее, а именно про те изменения на китайской стороне, которые приведут к росту цен.

— Подорожание автомобилей в 2026 году в Китае неизбежно, потому что правительство урезает субсидии и для покупки автомобиля, и для производства дотации. Соответственно, всё будет дорожать. Далее, если мы говорим про экспорт, то с учётом новых обстоятельств завод будет контролировать экспорт через свои аффилированные компании либо напрямую. И они будут, естественно, всю маржу забирать себе, то есть это тоже будет дороже. Если появятся схемы по обходу этих новых правил — через модификацию автомобиля либо через получение разрешения, — то, соответственно, это тоже будет увеличивать цену. Ну и возьмём самый, наверное, простой фактор, который можно посчитать, — это если автомобиль будет выдерживать в Китае 180 дней. Соответственно, за это время он будет тоже дорожать, потому что нужно будет платить банку или финансовой организации за то, что вот этот капитал заморожен. В общем, в 2026 году подорожание неизбежно.

Как китайские экспортёры готовятся обойти запрет на вывоз авто в 2026 году?

Как итог

В 2026 году частные экспортёры будут испытывать определённые сложности. Но это в итоге положительно отразится на официальных поставках, так как у дистрибьюторов есть и разрешение на экспорт от заводов-изготовителей, и конкуренции на рынке ощутимо поубавится. Только вот готовы ли будут покупать при всех озвученных моментах автомобили китайского производства в таких объёмах, как это происходило прошедшие 2-3 года?

Комментариев: 5

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.