Предыстория. Как многим уже известно, правительство КНР решило усложнить экспорт автомобилей со своего внутреннего рынка в зарубежные страны. Данный вопрос уже муссировался в среде с сентября этого года, но в ноябре власти Китая всё же пошли на такой шаг, издав новые правила.
Редакция Kolesa.kz провела интервью с одним из экспортёров — Ленмаром Рамазаном, руководителем компании Chinacars из Шанхая, чтобы понять, как изменится частный импорт автомобилей из Китая, какие намечаются способы обхода ограничений и как это всё может повлиять на стоимость китайских машин в 2026 году.
— Ленмар, мы ещё в октябре обсуждали возможное усложнение вывоза новых авто из Китая с 2026 года (посмотреть видео в YouTube), и это теперь уже точно произойдёт. Верно?
— Да, действительно, Министерство коммерции Китая опубликовало новые правила экспорта. Теперь с 1 января 2026 года б/у автомобили из Китая могут экспортироваться, только если они пробыли на учёте как минимум 180 дней. Это не слух, это уже правда.
Уточним для тех, кто не в курсе, какая разница между новыми и б/у автомобилями. Под понятием «новые авто» из Китая в Казахстан в основном экспортируют те машины, которые были зарегистрированы. Условно хоть на час, но регистрация в КНР должна быть. Таким образом она становится подержанной «по техпаспорту», и её можно оформить на экспорт.
— Выходит, что в 2026 году этот процесс растянется как минимум на полгода и разница от сегодняшнего дня только в сроке.
— Да, отличие формально заключается только в сроке. Если раньше мы оформляли день в день, то сейчас придётся ожидать от первой регистрации 180 дней включительно.
— Подробнее бы узнать про ещё один документ: про разрешение от производителя на экспорт. Как это понимать?
— Если мы говорим про разрешение на вывоз автомобиля, который простоял на учёте менее 180 дней, то я подразумеваю, что
— А старые договорённости? Они остаются в силе? У вашей компании ведь были разрешения отправлять авто прямо с завода без регистрации.
— Да, у нашей компании есть возможность вывозить из Китая модели бренда Zeekr и Link&Co как новые, без постановки на учёт, с разрешения завода. То есть эта схема уже у нас работает как полтора года, и никаких проблем с этим нет. Мы уточнили у наших коллег. Говорят, что без проблем в 2026 году также продолжится экспорт.
— Выходит, если экспортная компания не договорится, скажем, с Li Auto в обозримом будущем, то экспортировать за рубеж её получится только спустя 180 дней?
— По Li Auto на самом деле ситуация гораздо сложнее. Бренд, который очень строго контролирует свой экспорт, тем более готовится завозить эти автомобили в Казахстан, страны СНГ… Да и вообще по миру они запрещают эту возможность. То есть с Lixiang мы точно не договоримся. Лавочка закрылась! Возможность экспортировать эти автомобили сохранится только для официальных дилеров. Но есть сейчас небольшие наработки в сторону того, что автомобили в Китае будут модифицироваться. То есть вот, условно говоря, с завода вышел Lixiang, его будут загонять на другую фабрику, которая будет переделывать под другой
— А не вариант ли открыть китайцам площадки, склады и держать машины до полугода и потом продавать с наличия?
— Теоретически да. Но практически, я думаю, никто не будет делать это. Заморозка капитала на 180 дней может привести просто к большим потерям.
— А что за разговоры ходили о налоге на экспорт авто, который якобы вводят в Китае для экспортёров?
— Нет, ничего подобного. Это всё на уровне слухов. Мы следуем только официальным заявлениям.
— Какие основные факторы в 2026 году возникнут для подорожания авто в Китае? Вопрос не про повышение НДС в Казахстане, МРП и так далее, а именно про те изменения на китайской стороне, которые приведут к росту цен.
— Подорожание автомобилей в 2026 году в Китае неизбежно, потому что правительство урезает субсидии и для покупки автомобиля, и для производства дотации. Соответственно, всё будет дорожать. Далее, если мы говорим про экспорт, то с учётом новых обстоятельств завод будет контролировать экспорт через свои аффилированные компании либо напрямую. И они будут, естественно, всю маржу забирать себе, то есть это тоже будет дороже. Если появятся схемы по обходу этих новых правил — через модификацию автомобиля либо через получение разрешения, — то, соответственно, это тоже будет увеличивать цену. Ну и возьмём самый, наверное, простой фактор, который можно посчитать, — это если автомобиль будет выдерживать в Китае 180 дней. Соответственно, за это время он будет тоже дорожать, потому что нужно будет платить банку или финансовой организации за то, что вот этот капитал заморожен. В общем, в 2026 году подорожание неизбежно.
Как итог
В 2026 году частные экспортёры будут испытывать определённые сложности. Но это в итоге положительно отразится на официальных поставках, так как у дистрибьюторов есть и разрешение на экспорт от заводов-изготовителей, и конкуренции на рынке ощутимо поубавится. Только вот готовы ли будут покупать при всех озвученных моментах автомобили китайского производства в таких объёмах, как это происходило прошедшие
пусть они вообще запретят это дерьмо из чинозы вывозить и все будет хорошо
Что же вас так обозлило? Неудачный опыт с китайским автомобилем?
Головач?
Запрети себе комментарии писать.
китайские машины построены на государственные деньги поэтому власти китая не хотят чтоб они продавались за рубеж